Тема: Инфляция.
Цели урока:
Освоение системы знаний по теме инфляция.
Образовательная: изучить понятия: закон обмена, инфляция ее виды и типы.
Обучающая: способствовать овладению навыком поиска нужной информации в источниках различного типа, работе с источниками различных типов, формированию умения обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства.
Воспитательная: воспитывать уважение к труду, своему и одноклассников, чувства коллективизма.
Обязательный минимум: виды, причины, последствия инфляции.
Требования к уровню подготовки: уметь описывать инфляцию, объяснять виды инфляции. Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации, оценки собственных действий в качестве потребителя.
Основные этапы урока:
I. Организационный этап.
II. Проверка домашнего задания.
III. Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала.
IV. Усвоение новых знаний.
V. Закрепления новых знаний.
VI. Информирование о домашнем задании.
VII. Рефлексия.
Ход урока
I. Организационный этап
Здравствуйте ребята! Рада видеть вас на уроке экономики. Присаживайтесь.
II. Проверка домашнего задания
Давайте вспомним, какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Мы изучали тему деньги, знакомились с причинами возникновения денег, рассмотрели виды денег и их основные функции).
Какое домашнее задание вам было предложено выполнить? (Изучить материал параграфа, выучить определения и письменно ответить на вопрос: Что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения».)
Были ли какие-то затруднения по выполнению домашнего задания?
Если вопросов и затруднений не было, приступаем к проверке домашнего задания.
Индивидуальные задания на карточках предлагается выполнить 5-ти ученикам, чтобы закрепить знания с предыдущего урока.
Нужно выйти к доске и составить схему, объясняющую причины возникновения денег.
На другой стороне доски представить виды денег.
Пока ребята готовятся, вспомним определения.
Дайте определение денег. (От 1-го до 4-х человек.)
Что такое активы?
Определение ликвидности.
Определение эмиссии денег
Проверяем задание на доске, оцениваем с учениками все ли правильно, если необходимо дополняем и совместно оцениваем.
Собираем карточки с индивидуальными заданиями. Учитель сообщает, что работы будут проверены к следующему уроку.
III. Подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала
Переходим к письменному вопросу. Дома вам было предложено подумать, что имел в виду Томас Грэшем, когда сказал: «Плохие деньги всегда вытесняют хорошие из повседневного обращения». Кто хочет выступить?
Выслушиваем ответы 2-3-х учеников, обсуждаем, кто из них прав.
Хорошие деньги – имеют собственную ценность - люди копят в виде сокровищ - трудно изготавливать для использования в обращении.
Плохие деньги – не имеют собственной стоимости - легче изготовить для использования – люди могут использовать ежедневно для своих нужд.
Для лучшего понимания и закрепления совместно с учениками составляем схему: Золото, серебро, медь – порча монет (Медный бунт.) – бумажные деньги.
Сравним денежные знаки. Рассмотрим изображения денежных знаков - золотые и серебряные монеты, бумажные деньги времен Екатерины II, советские деньги, современные деньги. Подумайте – какие из них хорошие, а какие плохие. Приходим к выводу, что современные деньги – символические. Дайте их определение.
Для чего нужны нам деньги? (Для обмена на товары и услуги.)
Вот у нас много различных товаров, обозначим их буквой (Q), у каждого товара есть цена, обозначим ее буквой (P). Все деньги в стране – денежная масса (M).
Товары мы можем произвести и продать по определенной цене, по определенной цене можем и купить, то есть (денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем (Q*P).)
Давайте посмотрим первые два фактора формирования денежной массы (M):
- объем продающихся товаров (Q);
- цены на это товары (P);
- денег в стране должно быть достаточно для осуществления сделок. Записываем Q*P;
- и ставим знак равно.
В результате торговли деньги постоянно переходят от одного владельца к другому. Каждый денежный знак успевает за определенный период времени поучаствовать во многих платежных операциях. Значит, стране нужна денежная сумма значительно меньшая, чем объем совершаемых сделок – появляется 3-й фактор – скорость обращения денег (V). Выяснив все эти факторы, мы можем составить уравнение количественной теории денег, автором которой является Ирвинг Фишер:
M*V=Q*P
Откройте тетради, поставьте число и оставьте свободное место для записи темы, запишите в тетради это уравнение. По-другому это уравнение называют законом обмена. Его формулировка у вас на столах, прочитайте, выделите карандашом основные слова.
Количество денег, обращающихся в стране, должно точно соответствовать объему торговых сделок и достигнутой скорости обращения местной валюты.
Попробуйте сформулировать сами. (Спрашиваем учеников.)
Давайте теперь посмотрим, что произойдет, если пропорции в уравнении будут нарушены - подставим 2 к одной части уравнения – что произойдет? Из математики вы знаете, чтобы выполнить равенство при увеличении левой части в 2 раза, во столько же раз должна увеличиться и правая. Куда я должна поставить двойку? Смотрим по уравнению 2 M*V=2Q*P.
Мы знаем, что Q - объем товаров, может ли за короткие сроки производство увеличиться в два раза – нет, значит должна увеличиться цена на товары. Т.О.
Если в стране требования закона обмена нарушаются, то платой за это обычно становится рост цен. А процесс повышения общего уровня цен в стране – инфляция. Давайте запишем это определение. Инфляция – это процесс повышения общего уровня цен в стране.
А что вы хотите знать об этом процессе?
Тогда я предлагаю построить изучение темы по следующему плану:
- Причины инфляции
- Типы инфляции
IV. Усвоение новых знаний
Эти вопросы на протяжении, пожалуй, всего 20 века были в центре внимания экономической науки. Поначалу причиной инфляции считали повсеместный переход к бумажным деньгам. Как вы думаете, что было главным аргументом? (Что такие деньги можно напечатать в любом количестве.) Вспомним Германию после первой мировой войны, там цены выросли в триллион раз, а денежная масса составила 496 квинтиллионов марок.
Однако после того, как во многих странах эмиссия была взята под контроль, инфляция не исчезла. И тогда экономическая наука взялась за более глубокие исследования и установила, что у инфляции есть несколько причин, и она бывает разной. Я предлагаю вам поработать со схемами.
Каждая группа попробует объяснить схему так, как ее понимает. (3-5 минут.)
Из-за чего возникает инфляция?
Группа 1 – схема 1.
Рисунок 1
Группа 2 – схема 1.
Группа 3 – схема 2.
Рисунок 2
Группа 4 – схема 2.
После работы в группах обсуждаем ответы на вопросы, и записываем в тетрадь виды инфляции: инфляция спроса и инфляция затрат.
Объясняем каждый вид инфляции. Спрос больше предложения, а это ведет к росту цен. Экономисты называют такую ситуацию инфляцией спроса и любят описывать фразой: «Слишком много денег охотиться за слишком малым количеством товаров и услуг».
Цены растут из-за удорожания ресурсов для производства потребительских товаров.
Предлагаем каждой группе поработать с текстами, характеризующими различные типы инфляции в зависимости от ее темпов. (Приложение 1)
V. Закрепления новых знаний
Так какую же тему мы рассматривали сегодня на уроке, давайте запишем ее в тетрадь.
Дайте определение - что такое инфляция?
Назовите причины возникновения инфляции.
Назовите виды инфляции.
Какие факторы определяют нужную стране массу денег?
Что такое скорость обращения денег?
Что произойдет в стране с ценами, если в обращение будет выпущено слишком много денег?
Какие вопросы мы сегодня рассмотрели?
Что нового об инфляции вы сегодня узнали?
Оценивается работа учеников на уроке, и выставляются отметки в журнал.
VI. Домашнее задание
- в учебнике изучить материал на стр. 97-101;
- найти и записать в тетрадь:
1 группа - меры, борьбы с инфляцией из учебника;
2 группа – меры, предпринимаемые для борьбы с инфляцией в нашей стране, из СМИ;
3 и 4 группы найдут информацию в СМИ о мерах борьбы с инфляцией в различных странах.
VII. Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, и нарисуйте на доске смайлик «хорошо поработал и узнал много нового», «хорошо поработал, но…», «мог бы работать еще лучше».
Список литературы
1. Дьяченко Г.Д., Ткачева В.Я., Костенко С.В. Рекомендации по организации работы с учащимися, имеющими низкие учебные возможности. ж. Образование в современной школе, № 5, 2002.
2. Как подготовить современный урок (в помощь начинающему учителю).ж. Завуч, № 4, 2000.
3. Липсиц И.В. Экономика (книга 1) – М.: Издательство «Вита-Пресс», 1997.
4. Липсиц И.В. Экономика. Базовый курс: Учебник для 10, 11-го классов общеобразоват. учрежд. – 8-е изд. – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2008.
5. Савицкая Е.В Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн.1. Пособие для учителя. М.: Вита-Пресс,1998.