Учебное время (5 часов ).
Дидактические цели.
Знать:
- Общая характеристика класса земноводные.
- Внешнее и внутреннее строение земноводных на примере лягушки.
- Земноводный образ жизни. Питание.
- Годовой цикл жизни земноводных. Зимовки.
- Размножение и развитие лягушки. Метаморфоз земноводных. Сходство личинок земноводных с рыбами.
- Многообразие земноводных.
- Значение земноводных в природе и в жизни человека.
- Охрана земноводных.
- Происхождение земноводных.
Уметь:
- Уметь составлять общую характеристику класса.
- Уметь распознавать системы органов земноводных.
- Уметь доказать земноводный образ жизни.
- Уметь характеризовать сходство личинок земноводных с рыбами, метаморфоз земноводных, годовой жизненный цикл земноводных.
- Уметь распознавать изученные виды земноводных в природе, на таблицах, рисунках.
- Уметь указывать роль земноводных в природе, жизни человека.
- Уметь называть охраняемых земноводных на территории России, а также в Омской области, прогнозировать изменения в развитии биогеоценозов под воздействием усилившейся антропогенной нагрузки.
- Уметь устанавливать взаимосвязь между земноводными и кистеперыми рыбами.
Развивающие цели: (ОУУН)
- Умение последовать несложные связи и зависимости.
- Самостоятельно выбирать критерии для сравнения.
- Извлекать необходимую информацию из источников.
- Умение выполнять задания, руководствуясь методическим инструктажем.
Воспитательные цели:
- Формирование умений работы в коллективе, в парах.
- Принимать совместное решение.
- Формировать самооценку личности.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Узнавать:
– отделы скелета земноводных, системы внутренних органов по рисункам; видовое
многообразие земноводных.
Описывать:
– внешнее строение земноводных, приспособления к жизни на суше и в воде;
– строение и функции систем внутренних органов.
Сравнивать:
– скелет земноводных и костных рыб;
– строение систем внутренних органов;
– по выделенным критериям головастика и взрослую особь;
– развитие рыбы и лягушки.
Понятия: Земноводные; батрахология; трехкамерное сердце; смешанная кровь; слезные железы; легкие; кожное дыхание; легочный круг кровообращения; оцепенение; метаморфоз; бесхвостые; хвостатые; безногие; аксолотль; амбистома; неотения.
Познавательная цель учителя – определить результативность и эффективность применяемой технологии ПЦТО на уроке биологии.
Парацентрическая технология обучения (см. Приложение 7).
Алгоритм работы по ПЦТО.
- Изучи информационный лист учащегося.
- Выбери 6-8 средств(СО), с которыми ты будешь общаться, составь маршрутный лист общения с этим СО.
- Найди место нахождения в классе выбранного для общения СО.
- Займи место, где находится средство обучения, выбранное тобой для работы первым.
- Познакомься с методической инструкцией для данного средства обучения.
- Начинай работу, делая соответствующие пометки в тетради (запись, зарисовки, таблицы и др.)
- После выполнения заданий по данной методической инструкции (МИ) повтори проработанный материал и переходи к новому СО.
- Если ты решил после работы с каждым СО выходить на собеседование к учителю, то выходи на коррекционный контроль.
- После контроля замени в листке учета “+” на # и начинай работу с новым СО.
- Проработав 6–8 средств обучения(СО), выходи на индивидуальный письменный контроль (ИПК) после собеседника с учителем(центром).
- В ходе работы можешь сделать разгрузку за валеологическим местом ученика (ВМУ).
Тематическое планирование .
ИВУ | ПЦТО | К |
1 час | 3часа | 1 час |
Где: ИВУ – информационный ввод учителя.
ПЦТО – работа в рамках парацентрической технологии обучения.
К – контроль знаний.
Информационный лист к теме: “Земноводные”.
Название | Методическая инструкция | |||
СО1 | 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов
В.Г. Бабенко В.С. Кучменко 2) Рабочая тетрадь № 2 Биология. Животные.С.В. Суматохин В.С. Кучменко |
1. Прочитать текст учебника §36 На стр.
174-175 2. Выполните в рабочей тетради №2 на стр. 23 задание № 2 |
||
СО2 | 1) Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М.
Константинов В.Г. Бабенко В.С. Кучменко 2) Натуральный скелет лягушки. |
1. Прочитать текст учебника §36 На стр.
176–177 Выполни лабораторную работу “Изучение скелета лягушки”. 2. В рабочей тетради № 2 стр. 24 выполни задание № 4 |
||
СО3
|
Дополнительная литература
1) Журнал “Юный натуралист” №5, 1988г. 2) Журнал “Юный натуралист” №7, 1989г. 3) Занимательная зоология. В. Сабунаев |
1. Прочитай текст “Озерная симфония” на
стр. 36–38 Ответь на вопросы: а) Где зимуют травяные лягушки, жабы, зеленые лягушки? б) Почему головастики растут с неодинаковой скоростью, обитая в одном и том же пруду. 2. Прочитай текст “Малайская жаба” стр. 32-33 Ответь: Зачем нужно охранять жаб? 3. Прочитать текст стр. 173-174 до слов “Рыбы”. Заполни таблицу в тетради: |
||
Название земноводного | Способ защиты потомства | |||
Квакша-кузнец | ||||
Бразильская квакша | ||||
Листовая лягушка | ||||
Квакша-филамидуза | ||||
суринамская жаба-пипа | ||||
СО4 | 1)Влажный препарат “Внутреннее строение лягушки” 2)Мир животных И. Акимушкин, 1974г. |
1. Выполни лабораторную работу “Внутреннее
строение на готовом влажном препарате”
2. Выполни задание № 1 стр. 24 в рабочей тетради №2 3. Прочитай на стр. 219 “Пожиратели змей”.Ответь на вопрос: “ Веришь ли ты, что… |
||
СО5 | Компьютер (Запись звуков земноводных) | 1. Внимательно прослушай звуки земноводных,
постарайся запомнить, кому принадлежат звуки: а) Озерная лягушка б) Жаба и др. |
||
СО6 | Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко Рельефная таблица “Лягушка” | 1. Выполни задание № 2 стр. 25 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко | ||
СО7 | Учебник Биология. Животные. 7 класс В.М. Константинов В.Г.Бабенко В.С. Кучменко | 1. Прочитай текст учебника §38 “Годовой цикл
жизни и происхождение земноводных”. 2. Выполни задания № 4 стр. 27–28, №5 стр.28 в рабочей тетради № 2 Биология. Животные. С.В. Суматохин В.С. Кучменко |
||
СО8 | Дополнительная литература “Мир животных” И. Акимушкин 1974г. | 1. Прочитай текст стр. 170
2. Рассмотри рисунки на стр. 170-171 “Исполин ханзаки и играющий в воде аксолотль”. 3. Ответь на вопросы: а) Кто такие аксолотль и амбистома? б) Какое земноводное самое большое в мире? |
||
СО9 | 1)Красная Книга Омской области Омск 2005
редакционно-издательский совет: Л.К. Полежаев А.М.Луппов и др. 2)Омское Прииртышье “Природа и экология Омского Прииртышья” Омск 2007г. хрестоматия автор-составитель Е.А.Смирнова; под общей редакцией Г.И.Саренко |
1. Прочитать текст стр. 63-68 Нанеси на карту Омской области земноводных, занесенных в Красную Книгу Омской области, запиши их в свою тетрадь. 2. Укажи причины снижения численности этих земноводных. 3. Проситай текст стр. 121 124 Заполни схему
|
||
СО10 | 1) Компьютер электронный диск “животные”
Земноводные. 2) Динамическое пособие на магнитах модель-аппликация “Взаимодействия в природных сообществах” 3)Биология Слюсарев А.А. Жукова С.В. учебник для мед ВУЗов 1987г. |
1. Изучи видовое многообразие земноводных.
Играйте в паре в зоологическое лото. “узнай меня, амфибию!” 2. Составьте пищевую цепь с участием лягушки из моделей динамического пособия. 3) Прочитай стр. 384 (начиная со слов “В классе земноводные …” До конца абзаца, заполни таблицу: |
||
ядовитые земноводные: | действие на организм человека |
Лист учета деятельности обучающегося (Приложение 8)
Где СО1–СО10 – различные средства обучения и методические индукции к работе с ними, предоставляемые для выбора учащимся.
У1–У10 – общение ученика с другими учениками по разным методическим инструкциям;
- знак #означает то ,что этап проработан учеником,
- знак “+” означает то, что это СО выбрал для себя ученик.
Пройдя общение по методическим инструкциям, ученик в листе учета ставит знак “+” против соответствующего вида диалогового общения и своей фамилии. В итоге до встречи с учителем у ученика должно быть не менее пяти диалоговых общении.
Домашнее задание: Домашняя работа дается дифференцированно в рабочих тетрадях (тестовые задания). Приложение 6
Обратная связь:
– обсуждение вопросов;
– комфортно ли себя чувствуют обучающиеся при такой системе?
– много ли возникало вопросов при выполнении заданий?
– необходимы ли для вас такие уроки?
Приложение 1.
Лабораторная работа.
Скелет лягушки.
О б о р у д о в а н и е: скелет лягушки.
- Пользуясь рисунком учебника, найдите отделы скелета лягушки.
- рассмотрите позвоночник лягушки и выясните, чем он сходен с позвоночником рыбы, чем отличается от него. обратите внимания на число позвонков. Чем заканчивается позвоночник? Есть ли ребра у лягушки?
- Рассмотрите скелет передних и задних конечностей. Выясните, какие кости их образуют. Найдите пояса конечностей. какие кости входят в их состав?
- выясните, чем скелет головы лягушки отличается от скелета головы рыбы.
Составьте таблицу:
Отделы скелета | Основные кости, образующие скелет. |
Приложение 2.
Лабораторная работа.
Внутренние строение лягушки.
О б о р у д о в а н и е: вскрытая лягушка(влажный препарат) и рельефная таблица с изображением вскрытой лягушки.
- Рассмотрите влажный препарат лягушки. найдите с помощью рисунка учебника пищевод, желудок, кишечник, печень с желчным пузырем. каковы особенности строения пищеварительной системы лягушки по сравнению с рыбой?
- Найдите легкие. Какой вид они имеют?
- Выясните, где располагается сердце. Найдите отходящие от него кровеносные сосуды.
- Рассмотрите органы выделения и размножения.
- Какие особенности внутреннего строения лягушки отличают ее от рыб?
Приложение 3.
Вопросы для контроля.
Высокий уровень.
- Наибольшее число земноводных обитает в тропиках с их ровной температурой и большой влажностью. в умеренных широтах их мало, а в Африке и Антарктиде их совсем нет. Почему?
- Земноводные получили название за способность жить на суше и в воде. Чего в них больше земного или водного?
- В процессе эволюции у земноводных сформировались вместо плавника конечности рычажного типа. В чем биологическое значение такого способа передвижения?
- Земноводные широко распространены на суше, однако в морской воде они не встречаются, а моря и океаны им недоступны. Почему?
- Лягушки охотятся за движущейся добычей. они хватают ее и проглатывают, однако ученые биологи утверждают, что “лягушки едят , используя глаза”. Насколько они правы?
- Земноводные повсеместно широко распространены в средней полосе, однако в местах хозяйственной деятельности человека замечено сокращение их численности. Предложите свои объяснения.
- В каком водоеме быстрее произойдет метаморфоз(превращение) головастика в том, где избыток, или в том, где недостаток пищи?
- Лягушки на суше передвигаются прыжками. Почему не могут на суше передвигаться на суше тритоны?
- У земноводных нет жабр, однако они себя отлично чувствуют под водой. Почему земноводные не задыхаются под водой?
- Героями фантастического романа Карла Чапека “Война с маламандрами” были саламандры Andrias Scheicheria, якобы дожившие до наших дней в лагунах коралловых островов в Тихом океане. не допустил ли автор ошибки в своем романе?
- Сердце лягушки сокращается чаще, чем у рыб (от 40 до 50 раз в минуту) однако обмен веществ в ее организме протекает медленнее. Как вы можете объяснить это явление?
- Осенью про 0С лягушки делают прыжки до 10-15 см, а вот летом, в жару ,до 100 см. Почему?
- Среди населения распространено убеждение, что лягушки, жабы, если их брать в руки, могут вызывать появления на руках бородавок. В чем несостоятельность такого убеждения?
- Молоко скисает под влиянием молочнокислых бактерий. Издавна крестьяне для хранения молока пускали в него лягушек. На чем основан такой способ сохранения молока?
Приложение 4.
Вопросы для контроля.
- Какой период жизненного цикла земноводные проводят в воде и какой на суше?
- Из каких частей можно подразделить скелет лягушки?
- Какие особенности имеет кожа лягушки?
- На какие части можно подразделить скелет лягушки?
- Какие кости входят в пояс передних конечностей?
- Какие кости входят в пояс задних конечностей?
- Как прикрепляются пояса конечностей к позвоночнику?
- Какие мышцы лягушки наиболее развиты?
- На какие части можно разделить переднюю конечность лягушки и какие находятся в каждой из них?
- Чем питаются лягушки и как они захватывают добычу?
- Каковы особенности строения пищеварительного тракта лягушки?;
- Как устроено сердце лягушки?
- Какие кровеносные сосуды впадают в левое и в правое предсердия?
- Какую кровь несет полая вена и какую– легочная вена?
- Какой сосуд выносит кровь из желудочка?
- Какая кровь идет по легочной артерии и куда она впадает?
- Какая кровь идет по аорте?
- Где смешивается кровь у земноводных, в каких частях тела она обогащается и насыщается О2 и насыщается СО2?
- Почему земноводные имеют температуру тела окружающей среды, а не свою собственную?
- Как меняются органы дыхания в процессе жизненного цикла лягушки?
- Каково происхождения жабр и легких в процессе филогенеза и онтогенеза?
- Какую роль у лягушки играет мочевой пузырь и кожа?
- Из чего образуется клоака, что в нее впадает?
- Что входит в состав внутреннего и среднего уха у лягушки?
- Как происходит процесс размножения и развитие зародыша у лягушки?
- Какой экологический фактор определяет распространение земноводных?
В результате анализа листа деятельности обучающихся со средствами обучения и листа контроля можно сделать следующие выводы:
– осуществлять уровневый и профильный дифференцированный процесс обучения;
– формировать компетентности : планировать свою деятельность (у 94% обучающихся);определять проблемы собственной учебной деятельности и устранять их причины (у 92% обучающихся); умение ставить перед собой цель (у 100% обучающихся).
Следовательно, данная система позволяет учителю не только объективно оценивать компетентности обучающихся, но и мотивировать познавательный процесс в обучении биологии.
Приложение 5.
Задание 4, стр. 27
Заполните пропуски в тексте.
Земноводные– обитатели _____________________________. Их развитие связано с ______________________. Личинки земноводных обитают в _____________________. Личинки дышат __________________, а взрослые животные дышат _______________.
Земноводные – животные с ______________________________с температурой тела.
Встречаются только в ___________________________________ водоемах.