Цель: создать условия для успешного усвоения учащимися геометрического материала.
Задачи:
- Образовательные:
• закрепить знания о геометрических фигурах (прямая, луч, отрезок, прямоугольник, квадрат, круг, ломаная);
• углубить знания о прямоугольнике и квадрате;
• совершенствовать умение детей применять знания о геометрических фигурах на практике; - Развивающие:
• развивать мыслительные процессы (сравнение, память, внимание);
• развивать глазомер, пространственное мышление;
• развивать умение анализировать и обобщать;
• развивать умение сравнивать, классифицировать предметы; - Воспитательные:
• формировать умение работать в парах (выслушивать ответы товарища);
• учить детей взаимопомощи и сотрудничеству; - Здоровьесберегающие:
• учить заботиться о своем здоровье.
Тип урока: комбинированный.
Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый.
Приемы реализации методов: беседа, анализ, самостоятельная работа.
Система контроля: контроль учителя с элементами самоконтроля.
Оборудование:
- Чекин А.Л. Математика. Часть 1. 2 класс. Учебник М.: Академкнига, 2007год.
- Мягкая проволока.
- Условные знаки – помощники по программа “Перспективная начальная школа”.
Этапы урока | Ход урока |
I. Организация начала урока
II. Определение темы урока, целеполагание
1.Геометрическая разминка
III.Основная часть
1. Конкретизация темы урока детьми
2. Работа с учебником (стр. 63 задание 1.) Совместная работа
3. Практическая работа Организация проверки учителем работы
Работа в тетрадях на печатной основе стр.28 задание 1
Работа в рабочих тетрадях
Работа в парах. Организация проверки учителем работы в парах
IV. Итог урока |
Организационный момент Эмоциональный настрой. Учитель: Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы. Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну Геометрия в город Многоугольников. Послушайте внимательно и постарайтесь определить, о чем мы будем говорить на уроке.
Учитель: Вспомните, о каких геометрических фигурах говорилось в нашем девизе? Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке? (Выслушиваются ответы детей. Учитель обобщает ответы учащихся.) Учитель: Цель нашего урока – вспомнить и повторить, с какими геометрическими фигурами познакомились, а так же углубить знания о них. Какую цель вы определите каждый для себя? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Итак, в путь! А в нашем путешествии помогут нам маршрутные указатели. Посмотрите, что у меня в руках? Что означает этот маршрутный указатель? Учащиеся: Работа с учителем. (Приложение 1) Учитель: Ну вот мы и подошли к воротам города. Но смотрите, они закрыты и никак не хотят открываться. Что же делать? Как нам попасть в город многоугольников? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Смотрите, я нашла конверт, а в нем записка: “Для того, чтобы попасть в город, надо отгадать загадки”.
(Дети выходят и выбирают из предлагаемых фигур нужную и прикрепляют ее к доске.) Микроитог: Учитель: О каких геометрических фигурах мы вспомнили? Учащиеся: Точка, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, отрезок, луч. Учитель: А знаете, почему мы не могли попасть в город? Потому что из этих маленьких геометрических фигур мы можем построить другие. Попробуем теперь открыть ворота. Получилось! Мы входим в город Многоугольников. Но помните, город любит детей воспитанных, культурных. Учитель: В нашем городе Многоугольников осень. Но посмотрите, куда-то подевались жители города. Давайте оживим наш город. Для этого мы превратимся в ветер, который будет срывать листья с дерева. Давайте покажем, как деревья качаются из-за ветра. (Дети качают руками из стороны в сторону.) Но листья на деревьях не простые, а с загадками. Итак, следующий маршрутный указатель – работа с загадками. (Приложение 2)
Учитель: Дети, посмотрите на жителей города, какие они красивые, разноцветные! Кто они? Учащиеся: Геометрические фигуры. Учитель: Посмотрите, какой наш следующий маршрутный указатель? Учащиеся: Надо подумать. (Приложение 3) Учитель: Правильно. А нужен он нам для того, чтобы определить тему урока. Учитель: На какие группы можно разделить геометрические фигуры? По каким признакам вы будете делить? Учащиеся: По цвету: розовые, голубые, желтые. По наличию углов: прямоугольники и многоугольники. Учитель: Какая фигура здесь лишняя? Учащиеся: Круг. Учитель: Почему? Учащиеся: У него нет углов. Учитель: Посмотрите на прямоугольники. Конкретизируйте тему нашего урока. Учащиеся: Прямоугольник и квадрат. Микроитог: Учитель: Итак, тема нашего урока – Прямоугольник и квадрат. Учитель: А сейчас давайте отдохнем на полянке вместе с жителями города. Физкультминутка.
Учитель: Назовите мне следующий маршрутный указатель. Учащиеся: Работа с учебником. (Приложение 4) Учитель: Откроем учебник на стр. 63, 1 задание. Там изображены фотографии жителей города Многоугольников. Назовите фигуры, изображенные на рисунке. Учащиеся: Прямоугольники, трапеции, ромб, квадраты. Учитель: Какие из них являются прямоугольниками? Как можно проверить? (Ответы детей.) Учитель: Какие величины поселились в нашем городе Многоугольников. (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: В нашем городе поселились длина и ширина. Есть ли среди прямоугольников такие, у которых все стороны имеют одинаковую длину? Проверьте это с помощью линейки. (Предполагаемые ответы детей.) Работа с определением. Учитель: Сколько квадратов на рисунке? Учащиеся: Два. Учитель: Чему равны длина и ширина у желтого квадрата? Учащиеся: 2 см Учитель: Чему равны длина и ширина у голубого квадрата? Учащиеся: 3 см Микроитог: Учитель: Что вы можете сказать про стороны прямоугольника? Сделайте вывод. Учащиеся: У прямоугольника противоположные стороны равны. Учитель: Чем похожи прямоугольник и квадрат? Учащиеся: Это прямоугольники. Учитель: Чем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат? Учащиеся: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные. Учитель: Следующий указатель – практическая работа. (Приложение 6) Учитель: Нам пора возвращаться в класс. Давайте жителям города многоугольников сделаем подарок – их портреты (из проволоки). Первый вариант делает квадрат, второй – прямоугольник. Учитель: Жители города очень довольны и говорят вам большое спасибо. Микроитог: Учитель: Какие геометрические фигуры вы построили? Чем похожи? Чем отличаются прямоугольник от квадрата? Учитель: Мы вернулись в класс. Давайте найдем в классе предметы прямоугольной формы. (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Назовите следующий маршрутный указатель. Учащиеся: Работа в тетрадях. Учитель: откройте тетради на печатной основе на стр.28 задание №1. Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники. Проверьте, будут ли равны стороны каждого из этих четырехугольников. Будут ли эти четырехугольники квадратами? Как можно это проверить? (Предполагаемые ответы детей.) Учитель: Найдите задание № 2. Что означает РТ? Учащиеся: Это задание мы будем выполнять в рабочих тетрадях. Учитель: Нам надо построить прямоугольник, длина которого 4см, а ширина 2см. Начинаем строить сначала длину. Откладываем от точки 4см. Затем откладываем ширину – 2 см. Вот какой прямоугольник у вас должен получиться (показ учителем прямоугольника со сторонами 4 см и 2 см, вырезанного из бумаги) Учитель: Какой же следующий маршрутный указатель? Учащиеся: Работа в парах. (Приложение 8) Учитель: У вас на партах находится лист с геометрическими фигурами. Представьте, что вы волшебники и превратите эти фигуры в прямоугольники, т.е. достройте их до прямоугольников. Учитель: Посмотрите на мой лист и сравните, так ли у вас получилось. Поднимите руки те пары, у которых все получилось. Учитель: Итак, наше путешествие в страну Геометрия подходит к концу. Учитель: Что же нам помогло построить геометрические фигуры. Почему? Учащиеся: Точка, потому что с нее все началось. Она королева в стране Геометрия. Учитель: Какую мы цель ставили в начале урока? Достигли ли мы ее? Учитель: Вспомнили, какие вы цели поставили каждый для себя. Все ли у вас получилось? (Предполагаемые ответы детей.) |