Урок математики "Прямоугольник и квадрат"

Разделы: Начальная школа


Цель: создать условия для успешного усвоения учащимися геометрического материала.

Задачи:

  1. Образовательные:
    закрепить знания о геометрических фигурах (прямая, луч, отрезок, прямоугольник, квадрат, круг, ломаная);
    углубить знания о прямоугольнике и квадрате;
    совершенствовать умение детей применять знания о геометрических фигурах на практике;
  2. Развивающие:
    развивать мыслительные процессы (сравнение, память, внимание);
    развивать глазомер, пространственное мышление;
    развивать умение анализировать и обобщать;
    развивать умение сравнивать, классифицировать предметы;
  3. Воспитательные:
    формировать умение работать в парах (выслушивать ответы товарища);
    учить детей взаимопомощи и сотрудничеству;
  4. Здоровьесберегающие:
    учить заботиться о своем здоровье.

Тип урока: комбинированный.

Форма организации познавательной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, частично поисковый.

Приемы реализации методов: беседа, анализ, самостоятельная работа.

Система контроля: контроль учителя с элементами самоконтроля.

Оборудование:

  1. Чекин А.Л. Математика. Часть 1. 2 класс. Учебник М.: Академкнига, 2007год.
  2. Мягкая проволока.
  3. Условные знаки – помощники по программа “Перспективная начальная школа”.
Этапы урока Ход урока
I. Организация начала урока

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II. Определение темы урока, целеполагание

 

 

 

 

 

 

1.Геометрическая разминка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Основная часть

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Конкретизация темы урока детьми

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Работа с учебником (стр. 63 задание 1.)

(Приложение 5)

Совместная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Практическая работа

Организация проверки учителем работы

 

 

 

 

 

 

 

Работа в тетрадях на печатной основе стр.28 задание 1

(Приложение 7)

 

 

 

 

Работа в рабочих тетрадях

 

 

 

Работа в парах.

Организация проверки учителем работы в парах

 

 

 

IV. Итог урока

Организационный момент

Эмоциональный настрой.

Учитель: Настал новый урок. Я улыбнусь вам, а вы улыбнитесь друг другу. И подумайте: как хорошо, что мы сегодня здесь все вместе. Мы спокойны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.

Учитель: Сегодня, ребята, мы совершим путешествие в великую страну Геометрия в город Многоугольников. Послушайте внимательно и постарайтесь определить, о чем мы будем говорить на уроке.

Не крутите пестрый глобус,
Не найдете вы на нем
Той страны, страны чудесной,
О которой речь ведем.
В той стране живут фигуры,
Линии, точки и тела,
Треугольники, квадраты,
Вот такие вот дела!

Учитель: Вспомните, о каких геометрических фигурах говорилось в нашем девизе?

Учитель: Какую цель мы поставим перед собой на уроке?

(Выслушиваются ответы детей. Учитель обобщает ответы учащихся.)

Учитель: Цель нашего урока – вспомнить и повторить, с какими геометрическими фигурами познакомились, а так же углубить знания о них. Какую цель вы определите каждый для себя?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель: Итак, в путь! А в нашем путешествии помогут нам маршрутные указатели. Посмотрите, что у меня в руках? Что означает этот маршрутный указатель?

Учащиеся: Работа с учителем. (Приложение 1)

Учитель: Ну вот мы и подошли к воротам города. Но смотрите, они закрыты и никак не хотят открываться. Что же делать? Как нам попасть в город многоугольников?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель: Смотрите, я нашла конверт, а в нем записка: “Для того, чтобы попасть в город, надо отгадать загадки”.

Доктор сделал мне укол,
Братик капнул клей на стол,
Мишку, моего соседа,
Укусить оса успела.
Так на фоне пустоты
Все оставили следы.
– Что же это будет, дети?
Точка! – хором мы ответим.

Учитель: Правильно, все началось с точки. Точка – царица в стране Геометрия.

Хоть сто лет по ней идти,
Не найти конца пути.
ПРЯМАЯ ЛИНИЯ

Хоть тоже без начала и конца,
Но я могу вилять туда – сюда.
КРИВАЯ ЛИНИЯ

Часть прямой, ограниченная с двух сторон точками.
ОТРЕЗОК

Об этой фигуре разносится весть: конца в ней пусть и нет, начало – то есть.
ЛУЧ

Кусок проволоки возьми
И его ты перегни.
Хочешь раз, а хочешь – два, Хочешь – три, четыре.
Что же получилось?
Что же появилось?
Не прямая, не кривая!
ЛОМАНАЯ ЛИНИЯ!

(Дети выходят и выбирают из предлагаемых фигур нужную и прикрепляют ее к доске.)

Микроитог:

Учитель: О каких геометрических фигурах мы вспомнили?

Учащиеся: Точка, прямая линия, кривая линия, ломаная линия, отрезок, луч.

Учитель: А знаете, почему мы не могли попасть в город? Потому что из этих маленьких геометрических фигур мы можем построить другие. Попробуем теперь открыть ворота. Получилось! Мы входим в город Многоугольников. Но помните, город любит детей воспитанных, культурных.

Учитель: В нашем городе Многоугольников осень. Но посмотрите, куда-то подевались жители города. Давайте оживим наш город. Для этого мы превратимся в ветер, который будет срывать листья с дерева. Давайте покажем, как деревья качаются из-за ветра. (Дети качают руками из стороны в сторону.) Но листья на деревьях не простые, а с загадками.

Итак, следующий маршрутный указатель – работа с загадками. (Приложение 2)

Он давно знаком со мной.
Каждый угол в нем прямой.
Все четыре стороны
Одинаковой длины.
Вам его представить рад,
А зовут его …
КВАДРАТ

От треугольника вершину
Отрезав ножницами вмиг,
Увидим новую картину:
На тонущий похожа бриг,
Не Атлантида, не Венеция –
Явилась нам …
ТРАПЕЦИЯ

Три угла, три стороны,
Могут разной быть длины.
Если стукнешь по углам,
То скорей подскочишь сам.
ТРЕУГОЛЬНИК

Нет углов у меня,
И похож на блюдце я,
На тарелку и на крышку,
На кольцо, на колесо.
Кто же я такой друзья?
КРУГ

Четыре сторонки, четыре прямых угла,
Четыре вершины,
Вот и я!
ПРЯМОУГОЛЬНИК

Учитель: Дети, посмотрите на жителей города, какие они красивые, разноцветные! Кто они?

Учащиеся: Геометрические фигуры.

Учитель: Посмотрите, какой наш следующий маршрутный указатель?

Учащиеся: Надо подумать. (Приложение 3)

Учитель: Правильно. А нужен он нам для того, чтобы определить тему урока.

Учитель: На какие группы можно разделить геометрические фигуры? По каким признакам вы будете делить?

Учащиеся: По цвету: розовые, голубые, желтые.

По наличию углов: прямоугольники и многоугольники.

Учитель: Какая фигура здесь лишняя?

Учащиеся: Круг.

Учитель: Почему?

Учащиеся: У него нет углов.

Учитель: Посмотрите на прямоугольники. Конкретизируйте тему нашего урока.

Учащиеся: Прямоугольник и квадрат.

Микроитог:

Учитель: Итак, тема нашего урока – Прямоугольник и квадрат.

Учитель: А сейчас давайте отдохнем на полянке вместе с жителями города.

Физкультминутка.

Много л надо нам ребята –
Для умелых наших рук.
Нарисуем 2 квадрата,
А на них огромный круг.
А затем еще кружочек,
Треугольный колпачк.
Вот и выел очень-очень
Развеселый чудачек!

Учитель: Назовите мне следующий маршрутный указатель.

Учащиеся: Работа с учебником. (Приложение 4)

Учитель: Откроем учебник на стр. 63, 1 задание. Там изображены фотографии жителей города Многоугольников. Назовите фигуры, изображенные на рисунке.

Учащиеся: Прямоугольники, трапеции, ромб, квадраты.

Учитель: Какие из них являются прямоугольниками? Как можно проверить?

(Ответы детей.)

Учитель: Какие величины поселились в нашем городе Многоугольников.

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель: В нашем городе поселились длина и ширина.

Есть ли среди прямоугольников такие, у которых все стороны имеют одинаковую длину? Проверьте это с помощью линейки.

(Предполагаемые ответы детей.)

Работа с определением.

Учитель: Сколько квадратов на рисунке?

Учащиеся: Два.

Учитель: Чему равны длина и ширина у желтого квадрата?

Учащиеся: 2 см

Учитель: Чему равны длина и ширина у голубого квадрата?

Учащиеся: 3 см

Микроитог:

Учитель: Что вы можете сказать про стороны прямоугольника? Сделайте вывод.

Учащиеся: У прямоугольника противоположные стороны равны.

Учитель: Чем похожи прямоугольник и квадрат? Учащиеся: Это прямоугольники.

Учитель: Чем отличаются друг от друга прямоугольник и квадрат?

Учащиеся: У квадрата все стороны равны, а у прямоугольника противоположные.

Учитель: Следующий указатель практическая работа. (Приложение 6)

Учитель: Нам пора возвращаться в класс. Давайте жителям города многоугольников сделаем подарок – их портреты (из проволоки).

Первый вариант делает квадрат, второй – прямоугольник.

Учитель: Жители города очень довольны и говорят вам большое спасибо.

Микроитог:

Учитель: Какие геометрические фигуры вы построили?

Чем похожи? Чем отличаются прямоугольник от квадрата?

Учитель: Мы вернулись в класс. Давайте найдем в классе предметы прямоугольной формы.

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель: Назовите следующий маршрутный указатель.

Учащиеся: Работа в тетрадях.

Учитель: откройте тетради на печатной основе на стр.28 задание №1. Соедините точки так, чтобы получились четырехугольники.

Проверьте, будут ли равны стороны каждого из этих четырехугольников.

Будут ли эти четырехугольники квадратами? Как можно это проверить?

(Предполагаемые ответы детей.)

Учитель: Найдите задание № 2. Что означает РТ?

Учащиеся: Это задание мы будем выполнять в рабочих тетрадях.

Учитель: Нам надо построить прямоугольник, длина которого 4см, а ширина 2см. Начинаем строить сначала длину. Откладываем от точки 4см.

Затем откладываем ширину – 2 см. Вот какой прямоугольник у вас должен получиться (показ учителем прямоугольника со сторонами 4 см и 2 см, вырезанного из бумаги)

Учитель: Какой же следующий маршрутный указатель?

Учащиеся: Работа в парах. (Приложение 8)

Учитель: У вас на партах находится лист с геометрическими фигурами. Представьте, что вы волшебники и превратите эти фигуры в прямоугольники, т.е. достройте их до прямоугольников.

Учитель: Посмотрите на мой лист и сравните, так ли у вас получилось. Поднимите руки те пары, у которых все получилось.

Учитель: Итак, наше путешествие в страну Геометрия подходит к концу.

Учитель: Что же нам помогло построить геометрические фигуры. Почему?

Учащиеся: Точка, потому что с нее все началось. Она королева в стране Геометрия.

Учитель: Какую мы цель ставили в начале урока? Достигли ли мы ее?

Учитель: Вспомнили, какие вы цели поставили каждый для себя. Все ли у вас получилось?

(Предполагаемые ответы детей.)