Цели:
- формирование у учащихся доброты;
- воспитание в учащихся доброты и понимания к себе и окружающим;
- коррекция эмоционально сферы на основе игры, стихотворений, пословиц.
Оборудование:
- высказывания,
- бусинки и леска,
- индивидуальные карточки,
- словарь Ожегова,
- фигурки человечков,
- 2 конверта, карандаши цветные.
Словарь: доброта, себялюбивый человек.
Ход занятия
I. Организационный момент.
Воспитатель: Сейчас я подойду к каждому, и вы выберете ту бусинку, которая вам больше понравится. А теперь, когда вы выбрали бусинку, сожмите свою бусинку в кулачке, закройте глаза, улыбнитесь (обязательно от души), подумайте о том, что доброго, хорошего есть в вашей душе, за какие качества вы себя любите, цените, уважаете. Кто готов, откройте глаза.
II. Вступительная беседа.
Воспитатель: Как называется наше занятие?
Как вы думаете, о чем пойдет речь?
"Спешите делать добро".
Эти красивые, меткие слова принадлежат главному врачу московских тюремных больниц Федору Петровичу Гаазу. Он очень много делал по облегчению условий жизни заключенных.
Этот призыв высечен на постаменте памятника доктору, установленного в 1909 году в Москве, в переулке Мечникова.
Рис. 1
Федор Петрович Гааз (1780–1853 гг.)
Рис. 2
III. Основная часть.
Воспитатель: Начать наше занятие я хочу со слов Л. Татьяничевой "Делать людям хорошо – хорошеть самому".
Как вы понимаете слова "хорошеть самому"?
Значит ли это, что надо быть хорошим человеком, делать то, что нравится людям?
Сейчас Саша Т. прочитает нам стихотворение.
Давайте поклоняться доброте!
Давайте с думой жить о доброте:
Вся в голубой и звездной красоте,
Земля добра. Она дарит нас хлебом,
Живой водой и деревом в цвету.
Под этим вечно неспокойным небом
Давайте воевать за доброту!
Что такое доброта в вашем понимании?
IV. Словарная работа.
Давайте посмотрим значение слова “доброта” в словаре Ожегова.
(Учащиеся находят значение слова в словаре, зачитывают его вслух.)
Помните, что доброта, необходима, чтобы всем было легче жить, общаться друг
с другом, чтобы это общение приносило радость. Надо так жить каждому из нас.
Очень много сложено пословиц и поговорок о добре.
(Учащиеся предварительно находят пословицы и поговорки)
Какие пословицы и поговорки о добре вы нашли в книгах?
Прочтите их.
(Например: Доброе слово лечит, злое калечит.)
(Разбираем 1 из них.)
V. Практическая часть.
Воспитатель: У вас на столе лежат конверты. (Работа в группах.)
Посмотрите, что в них?
Внимание! Послушайте задание: нужно собрать из слов пословицу.
– Добрые умирают, да дела их живут.
– Добрый человек в добре живет век.
(Учащиеся в группах собирают пословицу.)
Как вы их понимаете? (Обсуждение в группах.)
Сначала говорит одна группа, а другая слушает, а затем наоборот.
VI. Продолжение темы.
Воспитатель: Доброта, радость и переживание за других создают основу человеческого счастья.
В разные времена, в разных странах знаменитые люди высказывались о добре и вот одно из высказываний.
В I веке н.э. римский философ Сенека: "Человек, который думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, не может быть счастлив. Хочешь жить для себя, живи для других".
Есть люди, которые считают, что делать добро другим не надо.
Как вы думаете, человек, который делает добро другим, чувствует себя счастливым?
Слово себялюбец. Из каких двух слов составлено это слово?
Как вы понимаете слово себялюбец?
А давайте прочитаем в словаре Ожегова значение этого слова.
Себялюбивый – любящий только себя, эгоистичный. сущ. Себялюбие.
Верно. Человек, который любит только себя, который не имеет друзей, остается
один, когда приходят тяжелые жизненные испытания.
И.С. Тургенев писал: "Себялюбие – самоубийство. Себялюбивый человек засыхает, словно одинокое дерево".
Что значит засыхает?
Как вы думаете, себялюбивый человек может быть добрым?
Какой человек может быть добрым?
Возьмите листочек, на котором слева написано слово добрый, а справа записаны
качества.
Подумайте, пожалуйста, какой по-вашему мнению добрый человек и соедините это
слово, с помощью стрелочек, только с теми качествами, которые подходят к слову
добрый.
(Доброжелательный, обаятельный, красивый, помогает другим, милая улыбка на лице, грубый, злой, ласковый.)
(Воспитатель вывешивает листки с выполненными заданиями и обсуждает вместе с детьми.)
Есть ли в нашем классе добрые люди?
Есть правила, которыми могут руководствоваться люди. Для того чтобы быть добрым нужно выполнять правила.
У вас на столах лежат перевернутые листочки. Давайте прочитаем правила, которые написаны на них. Выберете те, которые, по вашему мнению, подходят для нашего класса.
Мы можем взять их и они будут, как правила нашего отряда, класса. Если мы будем соблюдать, выполнять их, мы станем добрее.
(Любить людей знакомых и незнакомых, призывать окружающих к хорошим взаимоотношениям, делать добро для близких, друзей и т.д.)
VII. Физкультминутка.
Воспитатель: Теперь я хочу поделиться с вами своей добротой и теплотой.
Игра “Теплые ладошки” (Встав в круг выполняют вращающиеся движения ладошками, раскрывают руки, делится теплом и добротой друг с другом трогая руками руки соседа.)
Сейчас в нашем классе стало тепло. По классу пробежал теплый ветерок. И на душе стало радостно.
VIII. Практическая часть.
Воспитатель: А сейчас подойдите к столу. Здесь лежат фигурки человечков, возьмите по одной фигурки и пройдите к своим местам.
Мы много говорили о том, каким должен быть добрый человек.
Какие цвета подходят доброму человеку?
У вас на столе лежат карандаши и у каждого есть фигурка. Раскрасьте вашего доброго человечка.
(Вывешиваем на доске.)
А я своего доброго человечка раскрасила так. (Воспитатель вывешивает своего человечка.)
Посмотрите, какие веселые, добрые и красивые человечки у нас получились.
IX. Продолжение темы.
Воспитатель:
Что вы сделали хорошего? Чем вы помогли людям?
Есть множество стихотворений о добре. Давайте с вами послушаем некоторые
отрывки.
(Читает ученица.)
Как бы жизнь не летела -
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле,
Делай доброе дело -
Тем живем на земле.
А. Лесных
(Читает воспитатель.)
Стираются лица и даты,
Но все ж до последнего дня.
Мне помнить о тех, кто когда-то
Хоть чем-то согрели меня.
Согрели своей плащ-палаткой,
Иль тихим шутливым словцом,
Иль чаем за столиком шатким,
Иль попросту добрым лицом.
Как праздник, как счастье, как чудо
Идет доброта по земле.
И я про нее не забуду,
Как я забываю о зле.
Ю. Друнина
А я приготовила для вас небольшие пожелания добра возьмите каждый по одному листочку и прочитайте то, что там написано:
– Доброта без разума пуста.
– Кто любит добрые дела, тому и жизнь мила.
– Делай другим добро – будешь сам без беды.
– Доброе дело питает и душу и тело.
– Добрый человек в добре живет век.
– Худо тому, кто добра не творит никому.
– Чего не сделаешь силком, того добьешься добром.
– За доброго человека сто рук.
– Доброта нигде не теряет своего достоинства.
– Добрые умирают, да дела их живут.
Я хочу, чтобы вы по жизни следовали этому правилу.
X. Итог занятия.
Воспитатель: Возьмите теплыми руками бусинки, сожмите в кулачок и приложите к сердцу, подумайте о том, что вы возьмете с собой в жизнь с этого занятия. Пусть этот опыт помогает вам быть в жизни добрее и терпимее друг к другу, помогает находить то доброе и хорошее, что есть в душе каждого человека. Откройте глаза. Подходите по одному ко мне, будем бусинки нанизывать на одну нитку. Оставайтесь стоять со мной.
Что у нас получилось?
Посмотрите, какие чудесные бусы получились у нас. Так и мы с вами связаны с другими , но в то же время каждая бусинка существует отдельно. Так и человеку порой хочется быть вместе со всеми, а порой хочется побыть одному. Посмотрите, как плотно бусинки прилегают друг к другу, как будто они очень дружны между собой. Я хочу, чтобы вы в классе тоже были сплоченные и дружные, чтобы эти отношения у вас остались надолго.