Цели:
- Составление описания предмета с учетом меняющейся формы и цвета.
- Развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи.
- Умение видеть и чувствовать прекрасное.
- Воспитание доброго отношения к людям, интереса к различным видам искусства.
Оборудование:
- Жетоны-оценки разного цвета (5 – красного, 4 – оранжевого, 3 – зеленый, 2 – фиолетовый).
- Цветные карандаши.
- Картина А.А.Рылова “Зеленый шум”.
- Полоски цветного картона для составления радуги – цвета по музыке.
- Игрушка калейдоскоп.
- Шаблоны геометрических фигур для составления узора.
- Фрагмент музыкальной сказки Гофмана “Щелкунчик” – “Вальс цветов”.
- Фрагменты вальса, марша, рока.
Ход урока
1. Учитель читает стихотворение В.Г.Абрамова.
Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой.
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер.
Поймем, какого цвета
Огромная планета!
2. Определение целей и задач урока.
– Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?
– Почему вы так решили?
(Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. В конце урока мы должны ответить на главный вопрос урока: цвет – наш друг или враг?)
3. Беседа.
– Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете?
(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и показать нам красоту самых обычных явлений.)
– Как художник рассказывает обо всех красках жизни?
(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)
– Сегодня за работу на уроке вы будете получать жетоны разного цвета.
– Определите, какого цвета могут быть оценки “5”, “4”, “3”, “2”.
– Оказывается, каждая оценка имеет свое цветовое настроение. Значит, цветом можно выразить и настроение человека.
– Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему настроению.
– А можно ли определить и изобразить настроение цвета?
– Изобразите мимикой и жестами следующие цвета: желтый, черный, розовый, красный.
– С какой геометрической фигурой ассоциируется каждый из этих цветов?
– Выполните задание № 1: соотнесите цвет и геометрическую фигуру.
Красный Желтый Черный Розовый Зеленый Синий |
круг квадрат треугольник овал ромб прямоугольник |
4. Устное рисование.
– Какого цвета день, ночь, утро? Вьюга? Ветер?
– У художника А.А.Рылова есть картина, которая называется “Зеленый шум”.
Как вы думаете, что изображено на этой картине?
(На картине изображено яркое лето. На переднем плане – деревья, их сочную листву треплет теплый ветерок, она шумит так, что заглушает все остальные звуки.)
5. Учащиеся рассматривают картину.
6. Работа с музыкальными фрагментами.
– Цветом можно изобразить все, даже музыку.
– Послушайте отрывок из музыкального произведения. Составьте радугу цветов, соответствующую музыке.
– Звучит вальс (бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый, розовый), марш (красный и желтый), рок (темные, тяжелые цвета: темно0малиновы, фиолетовы, черный).
– А теперь посмотрите на удачное сочетание цвета, музыки, художественного творчества.
– Просмотр фрагмента мультипликационного фильма “Щелкунчик” – “Вальс цветов”.
7. Ответ на итоговый вопрос.
– Итак, зачем нужен цвет?
– Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения?
– Цвет – наш друг или враг?
8. Лексическая работа.
– В каком случае мы говорим “черные мысли”, “голубые мечты”, “серая личность”?
– Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление?
(Розовые очки, черный юмор, синий чулок, серая мышка, светлый человек, темная душа.)
– Какого цвета, по-вашему, зло? Почему вы так думаете?
– Какого цвета добро?
– Я думаю, что вещь, которая может радовать и детей и взрослых, изобрел добрый человек. Я сейчас говорю о калейдоскопе.
– Посмотрите в калейдоскоп и рассмотрите узор. Нарисуйте его цветными карандашами.
– Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет?
– В работе вам помогут следующие слова и выражения:
Посередине расположены,
Внутри образуют,
Вокруг сливаются,
Рядом находятся,
По краям разбросаны,
Ближе к центру размещаются,
Дальше разбегаются.
9. Неречевая деятельность.
– Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур.
10. Письменная творческая работа.
Описать составленный узор.
11. Домашнее задание.
Закончить творческую работу.
12. Подведение итогов.
– Поднимите жетоны, которые вы получили за работу на уроке.
– Молодцы! Спасибо за сотрудничество.