Урок развития речи в 5-м классе по русскому языку на тему "Тайна цвета: цвет – наш друг или враг?"

Разделы: Русский язык


Цели:

  1. Составление описания предмета с учетом меняющейся формы и цвета.
  2. Развитие ассоциативного мышления, воображения, эмоциональной сферы, письменной и устной речи.
  3. Умение видеть и чувствовать прекрасное.
  4. Воспитание доброго отношения к людям, интереса к различным видам искусства.

Оборудование:

  1. Жетоны-оценки разного цвета (5 – красного, 4 – оранжевого, 3 – зеленый, 2 – фиолетовый).
  2. Цветные карандаши.
  3. Картина А.А.Рылова “Зеленый шум”.
  4. Полоски цветного картона для составления радуги – цвета по музыке.
  5. Игрушка калейдоскоп.
  6. Шаблоны геометрических фигур для составления узора.
  7. Фрагмент музыкальной сказки Гофмана “Щелкунчик” – “Вальс цветов”.
  8. Фрагменты вальса, марша, рока.

Ход урока

1. Учитель читает стихотворение В.Г.Абрамова.

Скажи, скажи, художник,
Какого цвета дождик?
Какого цвета ветер?
Какого цвета вечер?
Скажи, какого цвета
Зима, весна и лето?
Ромашку сделай белой.
Гвоздику сделай красной,
Лилию – оранжевой,
Желтым – одуванчик.
И мы увидим тоже,
Какого цвета дождик,
Какого цвета ветер,
Какого цвета вечер.
Поймем, какого цвета
Огромная планета!

2. Определение целей и задач урока.

– Как вы думаете, о чем сегодня мы с вами будем говорить?

– Почему вы так решили?

(Действительно, сегодня на уроке мы поговорим о тайне цвета. Какую роль играет в нашей жизни цвет, как влияет на наше настроение, на восприятие окружающего мира. В конце урока мы должны ответить на главный вопрос урока: цвет – наш друг или враг?)

3. Беседа.

– Почему же именно художника просит автор рассказать о цветной планете?

(Именно художник чувствует все краски жизни, пытается раскрыть и показать нам красоту самых обычных явлений.)

– Как художник рассказывает обо всех красках жизни?

(Художник создает свои произведения. Мы любуемся ими и видим всю нашу цветную планету.)

– Сегодня за работу на уроке вы будете получать жетоны разного цвета.

– Определите, какого цвета могут быть оценки “5”, “4”, “3”, “2”.

– Оказывается, каждая оценка имеет свое цветовое настроение. Значит, цветом можно выразить и настроение человека.

– Возьмите и поднимите карандаш того цвета, который соответствует вашему настроению.

– А можно ли определить и изобразить настроение цвета?

– Изобразите мимикой и жестами следующие цвета: желтый, черный, розовый, красный.

– С какой геометрической фигурой ассоциируется каждый из этих цветов?

– Выполните задание № 1: соотнесите цвет и геометрическую фигуру.

Красный
Желтый
Черный
Розовый
Зеленый
Синий
круг
квадрат
треугольник
овал
ромб
прямоугольник

4. Устное рисование.

– Какого цвета день, ночь, утро? Вьюга? Ветер?

– У художника А.А.Рылова есть картина, которая называется “Зеленый шум”.

Как вы думаете, что изображено на этой картине?

(На картине изображено яркое лето. На переднем плане – деревья, их сочную листву треплет теплый ветерок, она шумит так, что заглушает все остальные звуки.)

5. Учащиеся рассматривают картину.

6. Работа с музыкальными фрагментами.

– Цветом можно изобразить все, даже музыку.

– Послушайте отрывок из музыкального произведения. Составьте радугу цветов, соответствующую музыке.

– Звучит вальс (бирюзовый, нежно-голубой, бледно-зеленый, розовый), марш (красный и желтый), рок (темные, тяжелые цвета: темно0малиновы, фиолетовы, черный).

– А теперь посмотрите на удачное сочетание цвета, музыки, художественного творчества.

– Просмотр фрагмента мультипликационного фильма “Щелкунчик” – “Вальс цветов”.

7. Ответ на итоговый вопрос.

– Итак, зачем нужен цвет?

– Как он влияет на наше настроение, на людей и их отношения?

– Цвет – наш друг или враг?

8. Лексическая работа.

– В каком случае мы говорим “черные мысли”, “голубые мечты”, “серая личность”?

– Какие еще выражения вы знаете, где цвет характеризует то или иное явление?

(Розовые очки, черный юмор, синий чулок, серая мышка, светлый человек, темная душа.)

– Какого цвета, по-вашему, зло? Почему вы так думаете?

– Какого цвета добро?

– Я думаю, что вещь, которая может радовать и детей и взрослых, изобрел добрый человек. Я сейчас говорю о калейдоскопе.

– Посмотрите в калейдоскоп и рассмотрите узор. Нарисуйте его цветными карандашами.

– Расскажите своему соседу по парте, что вы видите, какой цвет преобладает в вашем узоре, нравится ли вам увиденный узор, какое настроение он создает и почему. Как при изменении формы узора меняется его цвет?

– В работе вам помогут следующие слова и выражения:

Посередине расположены,
Внутри образуют,
Вокруг сливаются,
Рядом находятся,
По краям разбросаны,
Ближе к центру размещаются,
Дальше разбегаются.

9. Неречевая деятельность.

– Составьте свой узор при помощи цветных геометрических фигур.

10. Письменная творческая работа.

Описать составленный узор.

11. Домашнее задание.

Закончить творческую работу.

12. Подведение итогов.

– Поднимите жетоны, которые вы получили за работу на уроке.

– Молодцы! Спасибо за сотрудничество.