Административный проект "Технологизация образовательного процесса"

Разделы: Администрирование школы


 Отчет о фазе осуществления проекта

В гимназии г. Переславля-Залесского для реализации предлагаемого административного проекта имеются кадровые и технические ресурсы.

Реализация проекта обеспечена высококвалифицированными кадрами: 98,2% педагогов имеют высшее образование; 74% - 1-ю и высшую категории. Участие педагогов в реализации программы «Intel. Обучение для будущего» и ИСО: 2 педагога – тьюторы программы «Intel. Обучение для будущего», 1 – по направлению «Базовая ИКТ компетентность». Представляли свой опыт на региональной конференции «Итоги реализации программы «Intel. Обучение для будущего» в Ярославском регионе» и региональном семинаре «Итоги реализации проекта ИСО в Ярославской области». 23 педагога прошли обучение на курсах «Intel. Обучение для будущего», 3 - «Базовая ИКТ компетентность».

Высок уровень ИКТ-обеспечения: количество обучающихся на 1 компьютер, применяемый в учебном процессе, -15,8; количество компьютеров, применяемых в учебном процессе, – 41; количество АРМ (автоматизированных рабочих мест) педагогов – 5; количество компьютеров, применяемых в управлении, – 3. В школе имеются 2 стационарных кабинета информатики, 1 мобильный (12 ноутбуков); есть широкополосный выход в Интернет. 7 кабинетов оснащены плазменными телевизорами, к которым можно подключать компьютеры. Есть положительный опыт использования в учебном процессе.

Проектное предложение

Общая информация

Тема проекта: «Технологизация образовательного процесса»

В ходе реализации программы развития, принятой в 2006 году и рассчитанной на 4 года, педагогический коллектив гимназии добился ряда успехов. Была выстроена модель профильной школы, соответствующая особенностям города Переславля-Залесского. Осуществлен переход на групповые образовательные маршруты, т.е. класс делится на две профильные группы, в каждой из которых свой учебный план.

В то же время администрация гимназии и педагоги при переходе к многопрофильной школе встретились с рядом проблем.

Выявились следующие противоречия:

  • с одной стороны, ориентированность на индивидуализацию обучения и, с другой стороны, стандартизация образования, введение ЕГЭ;
  • выполнение программ разного уровня (базового, превышающего базовый и профильного) в одном классе в разных учебных группах одним педагогом;
  • наличие компьютерной техники и относительно невысокий процент уроков с использованием ИКТ.

Педагогический коллектив гимназии полагает, что решить эти противоречия можно, если учебный процесс станет технологичным; считает необходимым выделить в программе развития такую ее составляющую, как технологизация процесса обучения и дополнить программу развития для успешного ее завершения представленным проектом. Особо следует подчеркнуть следующее положение. Администрация гимназии считает, что нельзя сделать образовательный процесс в действительности технологичным без решения технической составляющей. В свое время В.П.Зинченко высказал мысль: чтобы стать гуманитарными, нам надо научиться быть технологичными.

Проект заключается в отказе от идей: каждому ученику – по компьютеру, каждому учителю – по компьютеру. Создание мобильных АРМ педагогов (передвижных автоматизированных рабочих мест): установление плазменного телевизора в кабинете и подключение к нему ноутбука по мере необходимости. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4)

Рисунок 1

Рисунок 2

Рисунок 3

Рисунок 4

 В перспективе - объединение созданных АРМ педагогов в сеть. Создание оповещательной сети: объединение телевизоров в сеть – возможность передачи информации по телевизионной сети одновременно на все телевизоры, создание школьного телецентра.

Целесообразность проекта, его эффективность и жизнеспособность обусловлены простотой идеи и простотой в использовании, а также экономической целесообразностью. (Рисунок 5) Не требует специальной затратной подготовки педагогов, не требует решения проблем, вызванных использованием ИКТ (расписание, загруженность кабинетов информатики, сложности в организации урока, вызванные несоответствием количества компьютеров и обучающихся).

Рисунок 5

Реализация проектного предложения приведет к решению перечисленных противоречий и оптимизации образовательного процесса. Оптимизация образовательного процесса выражается в следующем:

  • Оптимизация урока: повышается его наглядность, доступность материала, интенсивность.
  • Оптимизация труда педагога: создается банк современного дидактического материала, упрощается его отбора, упрощается подготовки к занятиям в разных учебных группах с разным уровнем изучения предмета, повышается эффективность контроля через непосредственное получение результата.
  • Повышение мотивации обучения в гимназии, возможность практического знакомства с некоторыми профессиями.
  • Длительность использования технических и методических ресурсов.

Общая стратегическая цель

Создание условий для оптимизации процесса обучения в профильной школе через его технологичность.

Цели проекта

  • Создание условий для повышения качества обучения.
  • Создание условий для оптимизации труда педагога.

Целевые группы

  1. Управление образования г. Переславля-Залесского.
  2. Образовательные учреждения г. Переславля-Залесского.
  3. Педагоги г. Переславля-Залесского.
  4. Общественность.

Стратегия реализации (идея проекта)

Технологичность образовательного процесса – путь к его оптимизации.

Технологичность образовательного процесса выражается:

  • в использовании современных педагогических технологий, особенно востребованных при профильном обучении, – исследовательская деятельность обучающихся, проекты;
  • в технологичности подготовки к уроку и его проведении (урок составляется из готовых «кубиков»);
  • в использовании современной техники;
  • в экономичности временных и финансовых затрат.

Оптимизация образовательного процесса в нашем понимании – улучшение и упрощение его одновременно.

Задачи

  • создание мобильных АРМ педагогов, объединение их в локальную сеть;
  • создание банка современного дидактического материала;
  • создание банка наглядного материала;
  • создание информационной оповещательной сети;
  • активизация внеклассной работы с обучающимися.

Основные этапы

  • Этап подготовительный (приобретение и установка плазменных телевизоров в кабинетах биологии, истории, МХК, русского языка; химии).
  • Этап запуска (использование имеющейся техники и отслеживание изменений в учебном процессе).
  • Этап реализации.

Мероприятия

Исполнители

Дальнейшее материально-техническое оснащение кабинетов

Директор гимназии, заместитель директора по АХЧ

Использование в учебном процессе имеющейся техники, накопление дидактического и наглядного материала, организация их хранения

Педагоги гимназии, заведующие кафедрами, заместители директора

Объединение мобильных АРМ педагогов в сеть, создание информационной оповещательной сети

Администрация школы, заместитель директора по ИКТ

 Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся

Педагоги гимназии, заведующие кафедрами, заместители директора по УВР

Создание школьного телецентра

Заместитель директора по ВР

Проведение мастер-классов, семинаров

Заведующие кафедрами, заместители директора по УВР

Организация мониторинга эффективности использования ИКТ в учебном процессе

 

Администрация школы

  • Аналитический этап (подведение итогов, анализ произошедших изменений, проектирование дальнейших шагов).

Календарное планирование на первый год внедрения проекта

Мероприятия

Сроки исполнения

Исполнители

Обучающие занятия для педагогов по использованию системы телевизор+компьютер

Сентябрь 2008 г.

Администрация школы, заместитель директора по ИКТ

Приобретение мобильного компьютерного кабинета (12 ноутбуков)

 

Директор гимназии, заместитель директора по АХЧ

Семинар «Использование ноутбуков в учебном процессе»

Ноябрь 2008 г.

заместитель директора по ИКТ

Обновление программы «Здоровье», внесение в нее нового раздела «Влияние на здоровье обучающихся технических средств обучения»

Сентябрь-декабрь 2008 г.

Заведующая кафедрой «Здоровье»

Проведение консультаций по использованию имеющегося оборудования

В течение учебного года

Администрация школы, заместитель директора по ИКТ

Отслеживание использование ИКТ в образовательном процессе, ведение журналов уроков с использованием ИКТ по кафедрам

В течение учебного года

Администрация школы, заведующие кафедрами

Проведение уроков с использованием ИКТ

В течение учебного года

Учителя школы

Разработка положения об исследовательской и проектной деятельности обучающихся; положения об использовании Интернет-ресурсов

До апреля 2009 г.

Заместитель директора школы

Заседание методического совета. Круглый стол «Использование ИКТ в образовательном процессе»

Январь 2009 г.

Методический совет школы, заместитель директора по методической работе

Научно-практическая конференция «Дни науки»

Апрель 2009 г.

Заместитель директора школы, заведующие кафедрами

Творческий отчет школы

Апрель 2009 г.

Заместитель директора школы, заведующие кафедрами

Промежуточный анализ результатов.

Май-июнь 2009 г.

Администрация школы, рабочая группа

Роли и обязанности участников проекта

Руководитель проекта – директор гимназии Вертеев И.Г.

  • определяет стратегию проекта;
  • формирует рабочую группу;
  • решает кадровые вопросы;
  • заключает договоры о сотрудничестве;
  • решает финансовые вопросы

Научный руководитель

  • осуществляет научное руководство проектом;
  • консультирует рабочую группу по вопросам определения целей проекта, его плана, методик анализа результатов

Рабочая группа

  • организует деятельность педагогов школы;
  • анализирует результаты мониторингов;
  • корректирует план мероприятий по реализации проекта;
  • обобщает полученные результаты;
  • организует распространение опыта.

Ожидаемые результаты

  • локальная сеть мобильных АРМ педагогов (11+2+1);
  • информационная оповещательная сеть (11 кабинетов на 2-ом этаже);
  • банк дидактических и наглядных материалов (10 тематических презентаций к урокам по разным предметам, 3 тематических предметных сайта);
  • школьный телецентр, выпуск телевизионных программ (не менее 4 за год);
  • пакет нормативных документов, обеспечивающих реализацию проекта;
  • увеличение количества и совершенствование качества исследовательских работ обучающихся;
  • реализация учебных проектов обучающихся (не менее 3 за год);
  • положительные результаты ЕГЭ.

Логическая рамка

 

Цели

Показатели достижения

Средства проверки

Риски и допущения

Общая стратегическая цель

Создание условий для оптимизации процесса обучения в профильной школе через его технологичность

1. Привлекательный имидж школы.

2. Поступление в гимназию обучающихся из других общеобразовательных учреждений на конкурсной основе.

3. Положительные результаты ЕГЭ.

1. Анкетирование обучающихся и их родителей.

2. Диагностика интересов обучающихся.

3. Анализ результатов ЕГЭ.

1. Отсутствие финансирования.

2. Невостребованность имеющихся технических средств в образовательном процессе.

Конкретная цель 1

Создание условий для повышения качества обучения

1. Количество классов 2-ой и 3-ей ступени обучения.

2. Результаты ЕГЭ, результаты малого ЕГЭ.

3. Количество обучающихся, задействованных в исследовательской и проектной деятельности.

4. Участие обучающихся гимназии в предметных конкурсах, конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровня.

5. Участие обучающихся гимназии во внеклассной жизни школы, наличие школьного телецентра и количество созданных телепередач.

1. Протоколы ЕГЭ, протоколы МЭК.

2. Внешний мониторинг.

3. Анкетирование обучающихся.

4.Протоколы конкурсов и конференций.

1. Нежелание обучающихся принимать участие в исследовательской и проектной деятельности.

Конкретная цель 2

Создание условий для оптимизации труда педагога.

1. Отсутствие текучести кадров.

2. Пополнение кадров молодыми педагогами.

3. Количество уроков, проведенных с использованием имеющегося оборудования.

1. Инспекторская проверка документов учреждения.

2. Журнал учета уроков, проведенных с использованием имеющегося оборудования.

 

Реализация проекта в настоящее время еще не завершена, но уже можно отметить, что в два раза по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество уроков с использованием ИКТ, стало больше реализовываться учебных проектов, в целом уроки методически стали разнообразнее и интереснее. Администрация гимназии отмечает, что независимо друг от друга ряд вузов (например, МИСиС) стали использовать в учебном процессе ту же систему, ориентируясь на идею технологизации учебного процесса, как насущной потребности времени.