Отчет о фазе осуществления проекта
В гимназии г. Переславля-Залесского для реализации предлагаемого административного проекта имеются кадровые и технические ресурсы.
Реализация проекта обеспечена высококвалифицированными кадрами: 98,2% педагогов имеют высшее образование; 74% - 1-ю и высшую категории. Участие педагогов в реализации программы «Intel. Обучение для будущего» и ИСО: 2 педагога – тьюторы программы «Intel. Обучение для будущего», 1 – по направлению «Базовая ИКТ компетентность». Представляли свой опыт на региональной конференции «Итоги реализации программы «Intel. Обучение для будущего» в Ярославском регионе» и региональном семинаре «Итоги реализации проекта ИСО в Ярославской области». 23 педагога прошли обучение на курсах «Intel. Обучение для будущего», 3 - «Базовая ИКТ компетентность».
Высок уровень ИКТ-обеспечения: количество обучающихся на 1 компьютер, применяемый в учебном процессе, -15,8; количество компьютеров, применяемых в учебном процессе, – 41; количество АРМ (автоматизированных рабочих мест) педагогов – 5; количество компьютеров, применяемых в управлении, – 3. В школе имеются 2 стационарных кабинета информатики, 1 мобильный (12 ноутбуков); есть широкополосный выход в Интернет. 7 кабинетов оснащены плазменными телевизорами, к которым можно подключать компьютеры. Есть положительный опыт использования в учебном процессе.
Проектное предложение
Общая информация
Тема проекта: «Технологизация образовательного процесса»
В ходе реализации программы развития, принятой в 2006 году и рассчитанной на 4 года, педагогический коллектив гимназии добился ряда успехов. Была выстроена модель профильной школы, соответствующая особенностям города Переславля-Залесского. Осуществлен переход на групповые образовательные маршруты, т.е. класс делится на две профильные группы, в каждой из которых свой учебный план.
В то же время администрация гимназии и педагоги при переходе к многопрофильной школе встретились с рядом проблем.
Выявились следующие противоречия:
- с одной стороны, ориентированность на индивидуализацию обучения и, с другой стороны, стандартизация образования, введение ЕГЭ;
- выполнение программ разного уровня (базового, превышающего базовый и профильного) в одном классе в разных учебных группах одним педагогом;
- наличие компьютерной техники и относительно невысокий процент уроков с использованием ИКТ.
Педагогический коллектив гимназии полагает, что решить эти противоречия можно, если учебный процесс станет технологичным; считает необходимым выделить в программе развития такую ее составляющую, как технологизация процесса обучения и дополнить программу развития для успешного ее завершения представленным проектом. Особо следует подчеркнуть следующее положение. Администрация гимназии считает, что нельзя сделать образовательный процесс в действительности технологичным без решения технической составляющей. В свое время В.П.Зинченко высказал мысль: чтобы стать гуманитарными, нам надо научиться быть технологичными.
Проект заключается в отказе от идей: каждому ученику – по компьютеру, каждому учителю – по компьютеру. Создание мобильных АРМ педагогов (передвижных автоматизированных рабочих мест): установление плазменного телевизора в кабинете и подключение к нему ноутбука по мере необходимости. (Рисунок 1, Рисунок 2, Рисунок 3, Рисунок 4)
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Рисунок 4
В перспективе - объединение созданных АРМ педагогов в сеть. Создание оповещательной сети: объединение телевизоров в сеть – возможность передачи информации по телевизионной сети одновременно на все телевизоры, создание школьного телецентра.
Целесообразность проекта, его эффективность и жизнеспособность обусловлены простотой идеи и простотой в использовании, а также экономической целесообразностью. (Рисунок 5) Не требует специальной затратной подготовки педагогов, не требует решения проблем, вызванных использованием ИКТ (расписание, загруженность кабинетов информатики, сложности в организации урока, вызванные несоответствием количества компьютеров и обучающихся).
Рисунок 5
Реализация проектного предложения приведет к решению перечисленных противоречий и оптимизации образовательного процесса. Оптимизация образовательного процесса выражается в следующем:
- Оптимизация урока: повышается его наглядность, доступность материала, интенсивность.
- Оптимизация труда педагога: создается банк современного дидактического материала, упрощается его отбора, упрощается подготовки к занятиям в разных учебных группах с разным уровнем изучения предмета, повышается эффективность контроля через непосредственное получение результата.
- Повышение мотивации обучения в гимназии, возможность практического знакомства с некоторыми профессиями.
- Длительность использования технических и методических ресурсов.
Общая стратегическая цель
Создание условий для оптимизации процесса обучения в профильной школе через его технологичность.
Цели проекта
- Создание условий для повышения качества обучения.
- Создание условий для оптимизации труда педагога.
Целевые группы
- Управление образования г. Переславля-Залесского.
- Образовательные учреждения г. Переславля-Залесского.
- Педагоги г. Переславля-Залесского.
- Общественность.
Стратегия реализации (идея проекта)
Технологичность образовательного процесса – путь к его оптимизации.
Технологичность образовательного процесса выражается:
- в использовании современных педагогических технологий, особенно востребованных при профильном обучении, – исследовательская деятельность обучающихся, проекты;
- в технологичности подготовки к уроку и его проведении (урок составляется из готовых «кубиков»);
- в использовании современной техники;
- в экономичности временных и финансовых затрат.
Оптимизация образовательного процесса в нашем понимании – улучшение и упрощение его одновременно.
Задачи
- создание мобильных АРМ педагогов, объединение их в локальную сеть;
- создание банка современного дидактического материала;
- создание банка наглядного материала;
- создание информационной оповещательной сети;
- активизация внеклассной работы с обучающимися.
Основные этапы
- Этап подготовительный (приобретение и установка плазменных телевизоров в кабинетах биологии, истории, МХК, русского языка; химии).
- Этап запуска (использование имеющейся техники и отслеживание изменений в учебном процессе).
- Этап реализации.
Мероприятия |
Исполнители |
Дальнейшее материально-техническое оснащение кабинетов |
Директор гимназии, заместитель директора по АХЧ |
Использование в учебном процессе имеющейся техники, накопление дидактического и наглядного материала, организация их хранения |
Педагоги гимназии, заведующие кафедрами, заместители директора |
Объединение мобильных АРМ педагогов в сеть, создание информационной оповещательной сети |
Администрация школы, заместитель директора по ИКТ |
Организация исследовательской и проектной деятельности обучающихся |
Педагоги гимназии, заведующие кафедрами, заместители директора по УВР |
Создание школьного телецентра |
Заместитель директора по ВР |
Проведение мастер-классов, семинаров |
Заведующие кафедрами, заместители директора по УВР |
Организация мониторинга эффективности использования ИКТ в учебном процессе
|
Администрация школы |
- Аналитический этап (подведение итогов, анализ произошедших изменений, проектирование дальнейших шагов).
Календарное планирование на первый год внедрения проекта
Мероприятия |
Сроки исполнения |
Исполнители |
Обучающие занятия для педагогов по использованию системы телевизор+компьютер |
Сентябрь 2008 г. |
Администрация школы, заместитель директора по ИКТ |
Приобретение мобильного компьютерного кабинета (12 ноутбуков) |
|
Директор гимназии, заместитель директора по АХЧ |
Семинар «Использование ноутбуков в учебном процессе» |
Ноябрь 2008 г. |
заместитель директора по ИКТ |
Обновление программы «Здоровье», внесение в нее нового раздела «Влияние на здоровье обучающихся технических средств обучения» |
Сентябрь-декабрь 2008 г. |
Заведующая кафедрой «Здоровье» |
Проведение консультаций по использованию имеющегося оборудования |
В течение учебного года |
Администрация школы, заместитель директора по ИКТ |
Отслеживание использование ИКТ в образовательном процессе, ведение журналов уроков с использованием ИКТ по кафедрам |
В течение учебного года |
Администрация школы, заведующие кафедрами |
Проведение уроков с использованием ИКТ |
В течение учебного года |
Учителя школы |
Разработка положения об исследовательской и проектной деятельности обучающихся; положения об использовании Интернет-ресурсов |
До апреля 2009 г. |
Заместитель директора школы |
Заседание методического совета. Круглый стол «Использование ИКТ в образовательном процессе» |
Январь 2009 г. |
Методический совет школы, заместитель директора по методической работе |
Научно-практическая конференция «Дни науки» |
Апрель 2009 г. |
Заместитель директора школы, заведующие кафедрами |
Творческий отчет школы |
Апрель 2009 г. |
Заместитель директора школы, заведующие кафедрами |
Промежуточный анализ результатов. |
Май-июнь 2009 г. |
Администрация школы, рабочая группа |
Роли и обязанности участников проекта
Руководитель проекта – директор гимназии Вертеев И.Г. |
|
Научный руководитель |
|
Рабочая группа |
|
Ожидаемые результаты
- локальная сеть мобильных АРМ педагогов (11+2+1);
- информационная оповещательная сеть (11 кабинетов на 2-ом этаже);
- банк дидактических и наглядных материалов (10 тематических презентаций к урокам по разным предметам, 3 тематических предметных сайта);
- школьный телецентр, выпуск телевизионных программ (не менее 4 за год);
- пакет нормативных документов, обеспечивающих реализацию проекта;
- увеличение количества и совершенствование качества исследовательских работ обучающихся;
- реализация учебных проектов обучающихся (не менее 3 за год);
- положительные результаты ЕГЭ.
Логическая рамка
|
Цели |
Показатели достижения |
Средства проверки |
Риски и допущения |
Общая стратегическая цель |
Создание условий для оптимизации процесса обучения в профильной школе через его технологичность |
1. Привлекательный имидж школы. 2. Поступление в гимназию обучающихся из других общеобразовательных учреждений на конкурсной основе. 3. Положительные результаты ЕГЭ. |
1. Анкетирование обучающихся и их родителей. 2. Диагностика интересов обучающихся. 3. Анализ результатов ЕГЭ. |
1. Отсутствие финансирования. 2. Невостребованность имеющихся технических средств в образовательном процессе. |
Конкретная цель 1 |
Создание условий для повышения качества обучения |
1. Количество классов 2-ой и 3-ей ступени обучения. 2. Результаты ЕГЭ, результаты малого ЕГЭ. 3. Количество обучающихся, задействованных в исследовательской и проектной деятельности. 4. Участие обучающихся гимназии в предметных конкурсах, конференциях муниципального, регионального, всероссийского уровня. 5. Участие обучающихся гимназии во внеклассной жизни школы, наличие школьного телецентра и количество созданных телепередач. |
1. Протоколы ЕГЭ, протоколы МЭК. 2. Внешний мониторинг. 3. Анкетирование обучающихся. 4.Протоколы конкурсов и конференций. |
1. Нежелание обучающихся принимать участие в исследовательской и проектной деятельности. |
Конкретная цель 2 |
Создание условий для оптимизации труда педагога. |
1. Отсутствие текучести кадров. 2. Пополнение кадров молодыми педагогами. 3. Количество уроков, проведенных с использованием имеющегося оборудования. |
1. Инспекторская проверка документов учреждения. 2. Журнал учета уроков, проведенных с использованием имеющегося оборудования. |
|
Реализация проекта в настоящее время еще не завершена, но уже можно отметить, что в два раза по сравнению с прошлым учебным годом увеличилось количество уроков с использованием ИКТ, стало больше реализовываться учебных проектов, в целом уроки методически стали разнообразнее и интереснее. Администрация гимназии отмечает, что независимо друг от друга ряд вузов (например, МИСиС) стали использовать в учебном процессе ту же систему, ориентируясь на идею технологизации учебного процесса, как насущной потребности времени.