Качество образования - залог успеха школы.
Цель: проанализировать деятельность учителей начальных классов по повышению качества знаний учащихся; побуждение учителей, учеников к активной деятельности по повышению уровня учебной мотивации.
1. Притча
«Жил мудрец, который знал все. Один человек захотел доказать, что мудрец знает все. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мертвая или живая?» А сам думает: «скажет живая - я ее умертвлю, скажет мертвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Все в твоих руках».
Анализ работы школы за последние несколько лет показывает низкий уровень качества обучения учащихся.
Повышение качества образования - одна из основных задач, декларируемых Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года.
Рассматривая причины такого несоответствия, на первый план выходит самая значимая - отсутствие интереса к учебной деятельности, отсутствие мотивации.
Мотив - направленность школьника на отдельные стороны учебной работы, связанная с внутренним отношением ученика к ней (т.е. ради чего учится школьник, что побуждает его к учению).
Мы не будем рассматривать классификацию мотивов, вы знаете ее из психологии.
(Вопрос к учителям.)
- Что же может побудить ученика учиться? (Основное фиксируем на доске: авторитет родителей, оценка, интерес к предмету, высшее образование…)
Остановимся на личности учителя и интересе к предмету.
2. Работа в группах
На столах конверты с заданием:
«Составь текст, используя ключевые слова: учитель, ученик, комфорт, успех, урок, знания, качество»
Обсуждение.
3. Фронтальная работа (Приложение)
(На доске вертикально написать слово «комфорт».)
Какие ассоциации возникают у вас, когда вы слышите слово «комфорт»? Слова должны начинаться с букв данного слова.
К – красота,
О – органичность,
М – мама,
Ф – фантазия,
О – отдых,
Р – радость,
Т – тепло и т.д.
В наших руках возможность создать на уроках такую атмосферу, в которой ребенок будет чувствовать себя «как дома».
Итак, мы подошли к самому главному.
Наша тема: «Организация учителем мер по созданию психологического комфорта школьников на уроке, с целью повышения уровня учебной мотивации, качества образования.
4. Теоретическое обоснование
В настоящее время в области педагогики и психологии, учителя-практики говорят и пишут о гуманизации образования, об индивидуальном подходе к ученику в процессе обучения и воспитания, о внимании к каждому ребенку, о создании в школе атмосферы психологического комфорта.
Это декларируется в: Закон РФ «Об образовании» ст.56.3 «О прекращении трудового договора с педагогом в случае применения, в том числе однократного, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психологическим насилием над личностью обучающегося».
Концепция модернизации российского образования на период до 2010г. п. 2.1. «Доступность качественного образования означает государственные гарантии: обучения в условиях, гарантирующих защиту прав личности обучающегося в образовательном процессе его психологическую и физическую безопасность».
Конвенция ООН о правах ребенка ст.28.2. «Государства-участники принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы школьная дисциплина поддерживалась с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинства ребенка».
5. Главным критерием психологического пространства являет безопасная среда, атмосфера психологического комфорта, которая является одновременно и развивающей, и психотерапевтической, и психокоррекционной, ибо в этой атмосфере исчезают барьеры, снимаются психологические защиты, и энергия расходуется не на тревогу или борьбу, а на учебную деятельность, на творчество.
Что такое комфорт?
Комфорт - условия жизни, пребывания, обстановка, обеспечивающие удобство, спокойствие и уют. (Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка.)
Психологический комфорт - условия жизни, при которых ребенок чувствует себя спокойно, нет необходимости защищаться.
Никакие успехи в учебе не принесут пользы, если они «замешаны» на страхе перед взрослыми, подавление личности ребенка. Как писал поэт Борис Слуцкий:
«Ничему меня не научит
То, что тычет, талдычит, жучит».
Задача учителя организовать определенную систему мер по созданию психологического комфорта на уроке. Такую систему мер мы попробуем сегодня рассмотреть.
6. Работа в группах
Разработка системы мер по созданию психологического комфорта (Н-р: создание ситуации успеха, улыбка педагога и т.д.)
При обсуждении, основное фиксируем на доске.
7. Работа в группах
Изучение эмоционально-личностных особенностей детей, которые необходимо учитывать для создания атмосферы психологического комфорта на уроке.
(Каждой группе выдается карточка.)
- Неуверенность ребенка в себе.
- Повышенная утомляемость.
- Замедленность темпа деятельности.
- Повышенная потребность во внимании.
- Повышенная двигательная активность.
Какие рекомендации вы дадите учителю, по созданию психологического комфорта для таких детей?
(Обсуждение.)
8. Рассмотрим, что же более всего мешает учителю создать здоровую мотивационную атмосферу на уроке:
- неумение удержать дисциплину на уроке, в результате чего цель урока не может быть достигнута;
- неумение организовать деятельность, творчество учащихся на уроке;
- неумение создать обстановку и возможности для успеха каждого ученика;
- отсутствие собственных внепредметных интересов и умений, которые могут быть значимы для учащихся;
- педагогические и психологические ошибки в общении с детьми, которые не дают достаточного авторитета учителю;
- несдержанность, агрессивность, крикливость как проявление отсутствия профессионализма.
Данные недостатки не способствуют повышению уровня учебной мотивации и качества образования. Мы должны их избегать.
9. Подведение итогов
Сильную и устойчивую мотивацию изучения предмета создает пробудившийся у школьника интерес к предмету. Существует широкий спектр способов и приемов развития такого интереса.
Формированию положительной мотивации учения, развитию интереса к предмету способствует общая атмосфера в классе, отношение учителя и учащихся, занимательность изложения учебного материала, эмоциональность речи учителя, организация познавательных игр, конкурсов, анализ жизненных ситуаций и т. д.
Наш девиз – «Начни урок как песню»:
- начинай урок со звонком;
- радуйся встрече с классом;
- организуй погружение в свой предмет;
- используй доску как информационное табло;
- четко ставь цель и определяй план урока, продумывай домашние задания;
- снимай трудности, предотвращай ошибки;
- слушай внимательно ответы, не перебивай;
- люби детей и себя;
- требуешь от детей - будь образцом во всем;
- не кричи, а учи;
- познай каждого ученика;
- учитель учит внешним видом, делом, словом;
- учитель учится всегда;
- дети - зеркало нравственной жизни взрослых.
Учителям раздаются памятки-буклеты.
Список литературы
1. Закон Российской Федерации «Об образовании» - М.: Издательство «Ось – 89», 2001.
2. Конвенция ООН о правах ребенка – М.: Издательство «Рудомино», 2001.
3. Конвенция модернизации российского образования на период до 2010 года // Вестник образования России. – 2002. - №6. – с. 10-42.
4. Кореневская В.А. Всем ли комфортно в школе? Методическое пособие. – Кемерово: Издательство обл ИУУ, 1999.
5. Кузнецова Л.В. Ситуация успеха на уроке // Начальная школа. – 2003. - №4.- с. 90-93.
6. Куревина О.А., Петерсон Л.Г. Концепция образования: современный взгляд. – Москва, 1999.
7. Образовательный процесс в начальной школе. Рекомендации по организации опытно-экспериментальной работы (Проект) // Начальная школа: плюс – минус. – 2001.- №9. – С. 24-25; №10. – с. 20-22.
8. Ожегов С.И., Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В. Виноградова. – 4 изд., дополненное. – М.: Азбуковник, 1998, - С. 289.