Программное содержание
1. Формировать представление о героическом прошлом народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках Земли русской.
2. Оживить представление о былине, о былинных героях - Илье Муромце, Алеше Поповиче, Добрыне Никитиче, Никите Кожемяке, Микуле Селяновиче.
3. Вызвать интерес к языку былин, сказаний, песен, преданий и русских богатырях.
4. Воспитывать чувство гордости за богатырскую силу России, уважение к русским воинам, желание им подражать.
5. Закрепить знания детей о творчестве художника Ю.Л. Васнецова по картине «Богатыри».
Предварительная работа
1. Рассматривание картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри».
2. Чтение отрывков о былинных богатырях.
3. Слушание в грамзаписи былины «Илья Муромец Соловей-разбойник».
Методическая литература
1. Мулько И.Ф. Развитие представлений о человеке в истории и культуре.- М.ТЦ «Сфера» 2004.
2. Алешина Н.В. Ознакомление дошкольников с окружающей и социальной действительностью.
3. Новицкая М.Ю.. Наумснко ГЛ. Раз. два, три, четыре, пять мы идем с тобой играть. Русский детский игровой фольклор.
I. Организационный момент
(Дети под маршевую музыку, выстраиваются лицом друг к другу).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, на доске висит плакат, прочитайте его название. Что здесь написано? («Русские богатыри»)
Герои-богатыри Древней Руси жили 1000 лет назад, а вот слава о их подвигах как о защитниках земли русской и своего Отечества из глубокой старины дошла до наших дней.
Ребята, кто такой богатырь?
Дети:
Силён, как вольный ветер,
Могуч, как ураган,
Он защищает землю
От злобных басурман!Он силой доброю богат,
Он защищает стольный град.
Спасает бедных и детей,
И стариков, и матерей!
Воспитатель:А сейчас я предлагаю вам принять участие в викторине «Богатырская наша сила». В викторине принимают участие две команды: «Богатыри» и «Витязи».
(На груди у участников команд эмблемы со своими щитами: богатырь с мечом, богатырь с палицей; с такими же картинками и фишки для каждой команды, которые выкладываются членами жюри на фланелеграфе за правильный ответ.)
II. Приветствие команд
«Витязи»:
Витязи в строю едином
Всех дружнее и храбрей
И на честный поединок
Мы зовём богатырей!
«Богатыри»:
Победить желает каждый
И в команде слабых нет!
От богатырей отважных
Славным «Витязям» - привет!
III. Первый конкурс
Вопросы командам.
«Витязям»
Воспитатель: Как мы с вами узнали о русских богатырях, которые жили в далёкой старине и прославились своими подвигами им делами? (Из былин, сказаний, стихотворений, из книг.)
- Былина произошла от слова быль, былина. В русском народе из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях. В былинах отражалась жизнь русского народа, которая была очень нелёгкой на Руси.
«Богатырям»
Воспитатель: Кто слагал былины о богатырях? (Былины слагал сказитель. Ходил сказитель из селения в селение и рассказывал на распев похожие на песню былины о героях-богатырях, об их подвигах.)
- Сказитель рассказывал о том, как было, делах и победах богатырей, о том, как они одолевали злых врагов, защищали свою землю, проявляли свою храбрость, смекалку, доброту.
(Входит сказитель.)
Сказитель:
Расскажу я вам про дела старые
Да про старые, про бывалые.
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
Воспитатель: Вот так, ребята, слагалась былина.
IV. Второй конкурс
Вопросы командам.
«Витязям» - Как называлась наша Родина в старину? (Русь, Русь Великая.)
«Богатырям» - Каких русских богатырей вы знаете? (Илья Муромец, Алёша Попович, Добрыня Никитич, Никита Кожемяка, Садко, Князь Владимир, Никита Селянинович.)
V. Третий конкурс
Задание командам: выложить из букв под старину слова.
Воспитатель: «Витязи» - сложите слова: Русь, щит, меч. «Богатыри» - сложите слова: меч, Илья, Садко.
VI. Четвёртый конкурс
«Составьте щит» (из разрезанных частей нужно составить щит).
VII. Беседа по картине Васнецова В.М. «Богатыри»
Воспитатель: Ребята, подвиги русских героев-богатырей отображены не только в былинах, но и в творчестве художников. Великий русский художник В.М. Васнецов изобразил картину «Богатыри». Давайте, её рассмотрим и побеседуем.
- Кто изображён на картине? (Три богатыря.)
- Кто находится в центре картины? (Илья Муромец, он самый старший, могучий и опытный богатырь.)
- Кто изображён рядом с Ильёй Муромцем? (Алёша Попович и Добрыня Никитич - тоже богатыри.)
- Куда смотрит каждый из богатырей? (Они смотрят вдаль, не видать ли где врагов.)
- Что охраняют богатыри? (Землю русскую, её границы.)
- Посмотрите, как одеты богатыри. Как называется одежда? (Кольчуга, шлем.)
- Как называются снаряжения богатыря? (Булава, колчан, стрела, щит.) Главным другом богатырей был конь, лошадь. То, что на лошади, называется упряжь.
- Что сюда относится? (Уздечка, стремена, седло.)
- Как одним словом назвать этих богатырей? (Витязи - крепкие духом, прославившееся делами.)
В старину воина называли - ратник.
VIII. Пятый конкурс
Воспитатель: А сейчас я предлагаю одеть воина в одежду ратника и запрячь коня. Давайте, сравним, похожи ли наши богатыри на тех, которых нарисовал Васнецов? Когда богатыри собирались все вместе, как мы видим на картине, они становились такими сильными, что победить их было невозможно.
IX. Шестой конкурс «Пословицы»
Какие пословицы о смелости и отваге русских героев вы знаете?
- «Не родом богатырь славен, а подвигом».
- «Лучше дела нет, чем родную землю от врагов защищать».
- «Моё богатство - сила богатырская, моё дело - Руси служить, от врагов оборонять».
- «В русском сердце честь да любовь».
- «Смелость силе воевода».
- «Кто смел, тот и на коня сел».
- «Русский ни с мечом, ни с калачом не шутит».
- «На Руси не все караси, есть и ерши».
- «Смелому горох хлебать, а не смелому и щей не видать».
- «Бой отвагу любит».
- «Волков бояться в лес не ходить».
X. Седьмой конкурс – капитанов
Коротко рассказать о каком-нибудь былинном герое, о его подвиге.
Воспитатель: Ребята, в Древней Руси родовым деревом считался дуб. Уходя в поход, богатыри подходили к дубу, брали с собой листок и горсть родной землицы. Этот обычай брать с собой горсть земли сохранился до сих пор с тех далёких времен от наших предков.
Дуб - могучее дерево, он почитался на Руси за жизнестойкость, давал силу людям, ему поклонялись и отдавали честь.
И пока жюри подводит итоги, давайте, встанем в круг и сделаем хороводный обряд - поклонение дубу:
У нас рос дубок(Сидя на корточках, дети медленно поднимаются, тянут руки вверх.)
Вот таков! Корень его
Вот так глубок! (Наклоняются вниз, показывая корень.)
Листья его - Вот так широки! (Развести руки в стороны.)
Ветки его - Вот так высоки! (Руки вверх.)
Ах, ты дуб-дубок, ты могуч. (Медленно поднимают сцепленные руки вверх.)
На ветру ты, дубок, скрипуч. (Покачивания руками.)
Дай мне силы, отваги, добра, (Правая рука на сердце.)
Чтобы землю родную
Защищать от врага!
Воспитатель: Вот и подошла к концу наша викторина о русских богатырях. А мы вспомним о том, какой завет оставили богатыри нам, своим потомкам:
- Защищать свою Родину, беречь её.
- Защищать слабых, бедных, стариков и детей.
- Быть сильным, храбрым, мужественным, отважным.
- Любить свою родную землю, свой народ, свою страну и Родину.
- А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!
Не скакать врагам по нашей земле,
Не топтать их коням землю русскую,
Не затмить им солнце наше красное!
Век стоит Русь - не шатается!
И века простоит - не шелохнётся!- А преданья старины
Забывать мы не должны.
Слава русской старине!
Слава русской стороне!
Воспитатель: А сейчас я подарю на память о нашем занятии каждому из вас талисман «листочек дуба», чтобы вы были смелыми, честными, добрыми и храбрыми, как былинные богатыри-защитники земли русской.