Тема: Внешняя политика СССР в начальный период « холодной войны». Создание системы союзов.
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: выяснить и усвоить понятие «холодная война», причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики.
Задачи:
Образовательная: сформировать у учащихся конкретные представления о понятии «холодная война», ее причинах и последствиях; об образовавшихся в процессе противостояния военно-политических союзах.
Развивающая: развивать умения систематизировать исторический материал, устанавливать причинно- следственные связи, отрабатывать навыки работы с текстом учебника, историческим источником, грамотной монологичной речи, формировать логичность мышления, развивать навыки коллективной деятельности, формировать способности высказывать и отстаивать свою точку зрения.
Воспитательная: воспитание целостной картины мира, формирование интереса к прошлому своей страны, воспитание культуры общения.
Формы деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая.
Методы работы на уроке: репродуктивный, проблемный, частично-поисковый, словесный, наглядный.
Оборудование урока: настенная карта «Мир после Второй мировой войны»; карточки с заданиями для учащихся;
учебники: Загладин Н.В. История ОтечестваXX века. М., 2004; Алексашкина Л.Н. Новейшая история XX - начала XXI в. М., 2005;энциклопедический словарь, экран, мультимедийный проектор.
Ход урока |
Теоретическое обоснование деятельности учителя |
Теоретическое обоснование деятельности ученика |
I. Оргмомент |
||
Приветствие класса, проверка отсутствующих на уроке, готовности к уроку. |
Настраивает класс на работу. |
Приветствуют учителя, отвечают на его вопросы, настраиваются на рабату на уроке. |
II. Проверка домашнего задания |
||
1. Фронтальная беседа по ранее пройденному материалу Какая тема, очень важная в истории XX века, не может не оставить след в сердце каждого человека? (Великая Отечественная война.) Назовите даты войны? (22.061941-9.05.1945) Какие страны были союзницами СССР по антигитлеровской коалиции? (США, Великобритания.) Почему война 1941-1945гг. называется Великой Отечественной? Какую роль сыграл Сов. Союз в освобождении стран Восточной Европы? |
Фронтальная беседа. Позволяет активизировать внимание учащихся и подготовиться к проверке домашнего задания. Консультирует учащихся в процессе выполнения работы. Оценка работы учащихся. Вопросы помогают активизировать ребят. |
Показывают способность отбирать и перерабатывать материал, грамотно и логично строить свой ответ, показывают творческие способности. Слушают, отвечают на вопросы. |
2. Компьютерная презентация Проводится в форме представления группой учащихся компьютерной презентации по теме «Итоги Второй мировой войны», где отражаются основные итоги войны и мероприятия государств, направленные на сохранение мира: Нюрнбергский и Токийский процессы, создание ООН. Задание классу. Класс внимательно слушает выступления, и готовится отвечать на вопросы.
|
Показ слайда с темой урока. |
Внимательно слушают, по необходимости отвечая на вопросы учителя. |
III. Изучение нового материала |
||
Записываем тему сегодняшнего урока: «Внешняя политика СССР в начальный период «холодной войны». Создание системы союзов. 1. Фронтальная беседа по определению цели урока Что такое внешняя политика? (Политика государства, направленная на отношение с другими державами в различных жизненных вопросах: дипломатия, экономика, культура и т.д.) Если следовать определению, то каким вопросом мы будем сегодня заниматься? (Вопросами отношения СССР с другими государствами.) Исходя из темы, Выясним, что такое «холодная война», и какие союзы были созданы после второй мировой войны. |
Подводит к определению цели урока. Мобилизует учащихся, готовит их к восприятию новой темы и Дает обоснование темы. |
Записывают тему в тетрадь. Демонстрируют знание понятия и применение его к конкретной исторической ситуации. Исходя из темы ставят цели урока. |
2. Слово учителя с элементами беседы Различаются ли они по политическому и экономическому устройству? В связи с наличием различием в политическом и экономическом устройстве начинают проявляться противоречия внутри коалиции. В ходе освобождения Восточной Европы войсками Красной Армии, в освобождаемых государствах устанавливался политический режим страны-освободительницы, то есть коммунистический. Таким образом, после окончания Второй мировой войны сформировался так называемый социалистический лагерь, проводивший коммунистическую политику. В него вошли: Югославия, Румыния, Польша, Чехословакия, Болгария. (Показывает по карте.) В свою очередь, капиталистические государства: США, Великобритания, Испания, Франция и др. относились к расширению коммунистического мира резко отрицательно и пытались не допустить этого. К тому же СССР считал, что в итоге войны он превратился в сверхдержаву, которая не имеет соперников в мире. США могли стать его единственным соперником, так как в ходе войны значительно укрепили свои позиции. |
Задает вопросы. Объясняет материал, дает понятия, акцентирует внимание, побуждает учащихся к познавательной деятельности. |
Находят определение в учебнике, выясняют причину, почему СССР и США считались сверхдержавами. |
3. Работа с учебником С. 226 - прочитать определение «сверхдержава». Почему СССР и США считаются сверхдержавами? |
Дает задание. Активизирует познавательную деятельность, организует взаимодействие, развивает умения работы с картой, анализа исторических источников. Подводятся к выводу. |
Показывают на карте. Работают с учебником, читают определение. Демонстрируют умение работать в группе, систематизировать материал, работать с картой, анализировать исторические источники, делать аргументированные выводы, грамотно строить устную речь. Совместно с учителем делают вывод. Слушают учителя, читают учебник, отбирают материал. |
4. Работа с картой Используя настенную карту, ученикам необходимо показать сформировавшиеся группы стран-соперниц. |
||
5. Слово учителя Развитие ситуации вело к обострению противоречий между этими группами стран с различными политическими, экономическими системами. Появился и термин, обозначавший это противоборство, - «холодная война». Впервые его использовал осенью 1945г. известный английский писатель-фантаст Дж. Оруэлл, комментировавший международные события в британском журнале «Трибюн». Черчилль в своей речи в Фултоне 5.03.1946 года говорил о необходимости пресечь коммунистическую угрозу миру. Сделать это могут только англосаксонские государства. Именно эта речь считается отправной точкой начавшегося конфликта. |
Объясняет материал, организует взаимодействие, активизирует познавательную деятельность, развивает умение самостоятельно анализировать полученный материал. |
Внимательно слушают объяснение учителя, делают совместные выводы, систематизируют знания и записывают их в таблицу. |
6. Работа с учебником На стр.227 дано определение «холодной войны» - прочитайте его. Что такое «холодная война»? После Второй мировой войны речь идет не о новом вооруженном конфликте, а об обострении противоречий и начавшемся противостоянии между державами с разными путями политико-экономического развития США и СССР. |
Подводит к выводу. Обобщает материал. |
Устанавливают причинно-следственные связи, систематизируют материал, делают выводы, грамотно строят свою речь, заносят данные в таблицу. Читают учебник, дают определение. Изучает материал, анализирует его, составляет яркий рассказ, грамотно строит речь, делает выводы. |
7. Работа с историческими источниками в группах Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) - СССР, третьи - обеим сторонам. Задача учеников, используя исторические источники, доказать вину того или иного государства в развязывании «холодной войны». Класс делится на 6 групп по 4 человека и получает каждая по источнику:
Каждая из групп делает вывод, исходя из анализа своего источника. Затем учащиеся обобщают данные и доказывают виновность одной из сторон в развязывании войны. Показывают по карте территории стран-участниц противостояния. Проанализировав выступления, учащиеся совместно с учителем подходят к выводу, что виновниками являются обе стороны, их стремление к мировому господству, соперничество в различных областях не способствовало ослаблению международной напряженности. Причинами начала «холодной войны» можно считать следующие:
Учащиеся подводятся к выводу: «холодная война» - это военно-политическое противостояние между капиталистическим и социалистическим лагерем. |
||
8. Объяснение нового материала, заполнение таблицы «Холодная война» оказала глубокое влияние на послевоенную мировую историю, и не только на международные отношения, но и на внутреннее развитие государств. Следующим этапом изучения материала будет выяснение тех последствий, которые принесла с собой «холодная война». Её последствия в ходе объяснения учителем, индивидуального рассказа учащегося и самостоятельной работы класса необходимо будет занести в таблицу. Мы сегодня уже говорили о том, что после Второй мировой войны мир был разделен на два больших блока. Противостояние двух блоков было закреплено созданием военно-политических и экономических организаций. США, Великобритания, Франция, Бельгия, Португалия и другие капиталистические страны 4.04.1949г. создали НАТО (Организацию Североатлантического договора; аббревиатура от английского North Atlantic Treaty Organization). А группа государств, вставших на коммунистический путь развития (это в основном страны Восточной Европы), для более тесного сотрудничества и экономической поддержки стран коммунистического блока, создала в 1949г. Совет Экономической Взаимопомощи. Капиталистические страны, в свою очередь, создали Европейское Экономическое Сообщество. Страны социалистического блока создают свою военную организацию в 1955г. - Организация Варшавского договора. Происходит окончательное формирование двухполюсного мира, где с одной стороны были США и поддержавшие их страны; а с другой - СССР с блоком коммунистических государств. Что такое военно-политический блок, прочитайте на с. 230 учебника. В первую графу таблицы, подтверждающую раскол мира на две системы, заносим данные о годах создания европейских организаций: 1949 - СЭВ, 1949 - ЕЭС. Пункт 4: 1949 г. - создание НАТО, 1955г. - создание ОВД. Теперь рассмотрим факторы, которые влияли на внутреннюю жизнь США и СССР. На территории стран-противниц шла активная идеологическая пропаганда. В СССР средствами СМИ создавался «образ врага», который желает украсть передовые советские технологии и изменить жизнь советских людей по своему образцу. Для того, чтобы «враждебные» идеи не проникли на территорию СССР, был опущен так называемый «железный занавес», из-за которого въехать и выехать из страны было практически невозможно. На территории США, в свою очередь, тоже очень настороженно относились ко всему, что касалось CCCР и коммунистического лагеря в том числе. Шла «охота» за советскими шпионами и разведчиками. В таблицу для подтверждения факта влияния на внутреннюю жизнь СССР и США записываем: США - кампания «охоты за шпионами»; в СССР - «железный занавес». Этот период и процессы, происходящие в государстве, нашли отражение в творчестве современных писателей. Многие пострадали от сложившейся системы. Их преследовали, запрещали писать и говорить о наболевших проблемах советского общества. Многие из них уехали за рубеж, оттуда пытались донести правду до народа. |
Дает задание. Исходя из интересов учащихся и их способностей, дает опережающее домашнее задание. Объясняет задание, активизирует познавательную деятельность, побуждает к изучению нового материала. |
Развивают умение анализировать исторический материал, отрабатывают навыки работы с текстом, формулируют вывод, развивают навыки высказывания и отстаивания своей точки зрения. Делают вывод. Вывод записывают в таблицу. |
9. Сообщение ученика о расколе Германии и образовании двух независимых государств Рассказывает ученик, получивший опережающее домашнее задание по учебнику Алексашкиной. После его рассказа делается вывод и в табличку заносятся данные о создании германских государств: 1949 - образование ГДР И ФРГ. |
||
10. Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника Для того, чтобы найти подтверждение 5-му пункту таблицы, необходимо использовать учебник: первый вариант ищет подтверждение информации о создании военных блоков. Второй - о произошедших региональных конфликтах этого периода. От каждого варианта выступает один ученик и формулирует вывод по поставленной проблеме. Пункт 5: 1950 - 1953гг. - корейский конфликт. Таблица. Последствия «холодной войны». |
Доказывают свою точку зрения, показывают умение грамотно и последовательно излагать свои мысли, монологически высказываться. Выбирают определение «холодной войны», наиболее полно отражающее ее характерные особенности. Углубляют знания по понятию, выбирают нужный материал, анализируют, показывают умение составлять схемы. |
|
11. Постановка актуальности темы Актуальна ли сегодня проблема наличия противостояния и элементов «холодной войны»? Изучение этой темы особенно актуально сегодня, когда на политической арене мира осталась одна сверхдержава - США, стремящаяся усилить свое влияние в мире. США и НАТО пытаются распространить свое влияние на территорию бывшего СССР, строятся военные базы в непосредственной близости от границ Российской Федерации: на Украине, в Армении… |
Постановка актуальности проблемы для анализа современной международной ситуации. Побуждает к познавательной деятельности, развивает умение выявить особенности. |
|
IV. Закрепление |
||
1. КАРТОЧКА дается на каждую парту. (Приложение 1) 2. Заполнение схемы. (Приложение 2) 3. Выполнение тестов. (Приложение 3) Всем учащимся предлагается выполнить небольшой тест для проверки полученных на уроке знаний. |
Помогает сделать вывод, прийти к нужному решению. Контролирует процесс выполнения тестов. |
Решают тест и делают самопроверку работы. Мобилизуют свои знания, делают выводы, воспроизводят по памяти, систематизируют. |
V. Домашнее задание |
||
Всем - §29: История России, вопросы после параграфа. Индивидуально - «Холодная война» закончилась? Подобрать факты из СМИ, доказывающие вашу точку зрения. |
Учитывая индивидуальные особенности детей, дает дифференцированное домашнее задание |
Записывают задание в дневники. |
VI. Подведение итогов. Рефлексия |
||
1. Интересна ли тема сегодняшнего урока? |
Анализируя правильность, самостоятельность, оригинальность ответа, активную работу на уроке, выставляет оценки. Задаёт вопросы, организует взаимодействие. |
Делятся впечатлениями, показывают умение выражать чувство через слово. |