Цели урока:
- закрепление орфографического навыка написания не и ни с местоимениями;
- закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения;
- ознакомление с биографией нашего земляка-художника Л.Г.Баранова и его картиной "Яснополянский пейзаж";
- развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения;
- воспитание интереса к изучению русского языка через раскрытие его связей с другими предметами: литературой, математикой, ОБЖ, физкультурой, географией, химией; воспитание любви к природе, к малой родине.
Оборудование урока:
- картина Л.Г. Баранова "Яснополянский пейзаж";
- фрагмент физической карты мира;
- карточки для индивидуального опроса;
- сигнальные карточки;
- тексты стихотворения М. Чиликина "Жило-было Ничего";
- тексты лингвистической сказки "Спор".
Ход урока
I. Оргмомент.
- Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.
II. Проверка домашнего задания + индивидуальный опрос по карточкам.
- На предыдущем уроке мы с вами говорили о написании не с причастиями. Вспомним, как пишется не с причастиями, а в это время двое у доски будут выполнять задания по карточкам.
Карточка 1:
1. Как пишется не с существительными?
2.В каких словах не пишется раздельно:
На голове у не1знакомца копна не2то курчавых, не3то не4причесанных волос.
а) 1,2;
б) 4,3;
в) 2,3;
г) 1,4.
Карточка 2:
1. Расскажите о правописании не с прилагательными.
2. Укажите предложение с частицей не:
а) Не бывать бы счастью, да (не)счастье помогло.
б) (Не)былица на тараканьих ножках ходит.
в) Дышал (не)настный ветер.
г) Черты лица его были (не)лишены приятности.
- Расскажите, при каких условиях не с причастиями пишется слитно, а при каких - раздельно. Приведите примеры из домашней работы.
- Какие слова вы не назвали, в качестве примеров, иллюстрирующих правило? Объясните их написание.
- Проверим работу по карточкам (+ дополнительные вопросы).
III. Постановка задач урока.
- Сегодня на уроке мы продолжим работу над слитным и раздельным написанием не и ни. А вот, в какой части речи встретится эта орфограмма, вы узнаете, прослушав стихотворение М.Чиликина "Жило-было Ничего:":
Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то нечего!
- Вы прослушали стихотворение. Какая часть речи в нем преобладает? О чем будем говорить на уроке?
- Тема нашего урока - "Правописание не и ни с местоимениями". Давайте запишем число, классную работу, тему урока.
IV. Актуализация теоретических знаний.
- Давайте вспомним, что такое местоимение.
- Какие разряды местоимений вы знаете?
- С какими разрядами употребляются частицы не и ни?
- Что вы знаете о неопределенных местоимениях?
- Какие местоимения называются отрицательными?
- Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями? Приведите примеры из стихотворения М.Чиликина "Жило-было ничего:".
- Какая еще орфограмма встречается в неопределенных и отрицательных местоимениях?
V. Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений.
-А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру "Передай мелок другому". На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем "цепочкой" по рядам.
кто что с кем какой чей о чем с кем по чему где сколько от кого куда к кому зачем который
- Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог?
- А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем - седьмую.
- Из выделенных букв составьте слово, которое является названием лингвистической сказки.
- Как же называется сказка? (Спор)
- Как вы думаете, о чем она?
- Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание.
Инсценирование сказки Лингвистическая сказка "Спор"
Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет.
Первый начал:
- В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?
А второй и говорит:
- Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось?
Третий посмеялся и сказал:
- Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил,(ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось.
- Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих, - Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!
- Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки?
VI. Выборочное списывание.
- Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно.
- Проверяем.
- Почему с одними местоимениями употребили частицу не, а с другими ни?
VII. Устная работа.
- Молодцы! Вы хорошо потрудились и заслужили передышку.
Только здесь
И только сейчас
Вопросы-шутки
Звучат для вас!
- Какое местоимение можно заменить одной буквой? (Я)
- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Нигде, некуда, никуда)
- Какое местоимение в спорте может удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)
- Какой газ отрицает личное местоимение? (Неон)
- А что это за газ?
- Название этот газ получил от греческого слова neos - "новый". Почему новый? Газ этот был открыт сравнительно недавно: в 1898 году в Лондоне. Это инертный газ, то есть газ, который почти ни с чем не реагирует.
Неон получают из воздуха, так как он содержится в нем в небольшом количестве. Также неон содержится в человеческом организме.
Используют неон в основном в светотехнике: в маяках, в световых рекламах, в газосветных лампах, в телевидеоаппаратуре. Этот газ светится розовым светом. Более подробно об этом газе вы узнаете на уроках химии в 8 классе.
- Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Ямайка)
- Расположена Ямайка у берегов Кубы. (Показ на карте.) <Рисунок 1>
- А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Назовите отрицательные местоимения, которые встретились при ответе на вопросы. Объясните, как они пишутся. Запишем их с комментированием.
VIII. Работа по развитию речи.
- Обратите внимание на картину, украшающую сегодня наш кабинет. < Рисунок 2>.
Итак, перед вами картина Л.Г.Баранова "Яснополянский пейзаж". Что знаете об этом художнике? (Родился в поселке Казановке Кимовского района Тульской области. С детства любил рисовать. В 15 лет познакомился с настоящим художником, который жил в том же поселке, что и Леонид. Мастер познакомил юношу с приемами художественного ремесла: как грунтовать холст, как растирать краски. С этого времени Л.Баранов стал серьезно заниматься живописью. При поступлении в Московский народный университет искусств его зачислили сразу на второй курс.
За холстом Л.Г.Баранов проводил все сводное время, но картины не продавал - дарил. Деньги зарабатывал на Бородинской шахте. После ее закрытия целиком и полностью посвятил себя живописи.
Вот уже много лет Л.Г.Баранов живет в нашем поселке (поселке Бородинском Киреевского района Тульской области). Основное внимание он уделяет природе. Его пейзажи просты и неброски. Краски чистые, насыщенные.
Л.Г.Баранов участвует в художественных выставках нашей страны, приходит к нам в школу).
- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?
- Какое впечатление она производит? Что вы почувствовали?
- Давайте напишем мини-сочинение по этой картине из 3-4 предложений, используя неопределенные и отрицательные местоимения.
- Проверим. Прочитайте сочинения. Назовите местоимения, объясните их написание.
- Чье сочинение вам понравилось больше всего?
IX. Итог урока.
- О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке?
- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни?
- От чего зависит выбор частиц не и ни?
- Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:
- "Я работал хорошо" - зеленая карточка;
- "Я работал удовлетворительно" - желтая карточка;
- "Я работал плохо" - красная карточка.
X. Домашнее задание.
- Повторить сто пятьдесят третий параграф, выполнить упражнение четыреста сороковое: списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.
Фрагмент физической карты мира
Репродукция картины Л.Г. Баранова "Яснополянский пейзаж"