Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме "Правописание не- и ни- с местоимениями"

Разделы: Русский язык


Цели урока:

  • закрепление орфографического навыка написания не и ни с местоимениями;
  • закрепление умения образовывать отрицательные и неопределенные местоимения;
  • ознакомление с биографией нашего земляка-художника Л.Г.Баранова и его картиной "Яснополянский пейзаж";
  • развитие мышления, речи, памяти, внимания, орфографической зоркости, воображения;
  • воспитание интереса к изучению русского языка через раскрытие его связей с другими предметами: литературой, математикой, ОБЖ, физкультурой, географией, химией; воспитание любви к природе, к малой родине.

Оборудование урока:

  • картина Л.Г. Баранова "Яснополянский пейзаж";
  • фрагмент физической карты мира;
  • карточки для индивидуального опроса;
  • сигнальные карточки;
  • тексты стихотворения М. Чиликина "Жило-было Ничего";
  • тексты лингвистической сказки "Спор".

Ход урока

I. Оргмомент.

- Давайте настроимся на хорошую работу, доброжелательное отношение друг к другу. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь.

II. Проверка домашнего задания + индивидуальный опрос по карточкам.

- На предыдущем уроке мы с вами говорили о написании не с причастиями. Вспомним, как пишется не с причастиями, а в это время двое у доски будут выполнять задания по карточкам.

Карточка 1:

1. Как пишется не с существительными?

2.В каких словах не пишется раздельно:

На голове у ненакомца копна не2то курчавых, не3то не4причесанных волос.

а) 1,2;

б) 4,3;

в) 2,3;

г) 1,4.

Карточка 2:

1. Расскажите о правописании не с прилагательными.

2. Укажите предложение с частицей не:

а) Не бывать бы счастью, да (не)счастье помогло.

б) (Не)былица на тараканьих ножках ходит.

в) Дышал (не)настный ветер.

г) Черты лица его были (не)лишены приятности.

- Расскажите, при каких условиях не с причастиями пишется слитно, а при каких - раздельно. Приведите примеры из домашней работы.

- Какие слова вы не назвали, в качестве примеров, иллюстрирующих правило? Объясните их написание.

- Проверим работу по карточкам (+ дополнительные вопросы).

III. Постановка задач урока.

- Сегодня на уроке мы продолжим работу над слитным и раздельным написанием не и ни. А вот, в какой части речи встретится эта орфограмма, вы узнаете, прослушав стихотворение М.Чиликина "Жило-было Ничего:":

Жило-было Ничего,
Не умело ничего,
Не хотело ничего.
Взад-вперед оно ходило
И ни с кем не говорило,
Никого не замечало,
Лучше всех себя считало.
А про это Ничего
И сказать-то нечего!

- Вы прослушали стихотворение. Какая часть речи в нем преобладает? О чем будем говорить на уроке?

- Тема нашего урока - "Правописание не и ни с местоимениями". Давайте запишем число, классную работу, тему урока.

IV. Актуализация теоретических знаний.

- Давайте вспомним, что такое местоимение.

- Какие разряды местоимений вы знаете?

- С какими разрядами употребляются частицы не и ни?

- Что вы знаете о неопределенных местоимениях?

- Какие местоимения называются отрицательными?

- Как пишутся отрицательные частицы с местоимениями? Приведите примеры из стихотворения М.Чиликина "Жило-было ничего:".

- Какая еще орфограмма встречается в неопределенных и отрицательных местоимениях?

V. Тренировочные упражнения в образовании неопределенных и отрицательных местоимений.

-А теперь закрепим известные вам теоретические сведения о местоимениях. Проведем игру "Передай мелок другому". На доске записаны относительные местоимения. Вам необходимо образовать от них отрицательные и неопределенные местоимения. Работу выполняем "цепочкой" по рядам.

кто что с кем
какой чей о чем
с кем по чему где
сколько от кого куда
к кому зачем который

- Обратите внимание на образование слов, на их правописание. Во что могут превратиться частицы не и ни после добавления к относительным местоимениям? А если между частицей и местоимением вклинится предлог?

- А сейчас в каждом четвертом местоимении выделите в кружок третью букву, а в последнем - седьмую.

- Из выделенных букв составьте слово, которое является названием лингвистической сказки.

- Как же называется сказка? (Спор)

- Как вы думаете, о чем она?

- Хотите проверить правильность своего предположения? Итак, внимание.

Инсценирование сказки Лингвистическая сказка "Спор"

Собрались как-то трое друзей и начали спорить, кто лучше сказку расскажет.

Первый начал:

- В (не)котором царстве, в (не)котором государстве жил (Не)кто. Пошел он однажды по (не)кой дороге, нашел нечто, встретил (не)коего человека, дал ему (не)которую часть от найденного. Что у него осталось?

А второй и говорит:

- Ну что за рассказ? Вот я расскажу, так расскажу. В каком-то царстве, в каком-то государстве жил Кто-то. Пошел он по какой-то дороге, нашел что-то. Встретил кого-то и отдал часть. А что у него осталось?

Третий посмеялся и сказал:

- Ни(в)каком царстве, ни(в)каком государстве (Ни)кто не жил, (Ни)кто не шел, (ни)кого не встретил,(ни)кому (ни)чего не давал. (Не)чего и спрашивать, сколько у кого осталось.

- Эх вы, глупые спорщики,- сказал случайный прохожий, слушавший рассказ троих, - Что вы спорите? Ведь не(о)чем спорить. Да и не(о)ком. Значит, и говорить (не)чего!

- Понравилась вам сказка? Обратили вы внимание, какое обилие местоимений использовал автор этой сказки? А как звали героев сказки?

VI. Выборочное списывание.

- Перед вами тексты этой сказки. Выпишите из нее неопределенные и отрицательные местоимения с не в два столбика, обозначьте повторяемые орфограммы. Работу выполняем самостоятельно.

- Проверяем.

- Почему с одними местоимениями употребили частицу не, а с другими ни?

VII. Устная работа.

- Молодцы! Вы хорошо потрудились и заслужили передышку.

Только здесь
И только сейчас
Вопросы-шутки
Звучат для вас!

- Какое местоимение можно заменить одной буквой? (Я)

- Какие местоимения мешают автотранспорту? (Нигде, некуда, никуда)

- Какое местоимение в спорте может удовлетворить соперников, но разочаровать болельщиков? (Ничья)

- Какой газ отрицает личное местоимение? (Неон)

- А что это за газ?

- Название этот газ получил от греческого слова neos - "новый". Почему новый? Газ этот был открыт сравнительно недавно: в 1898 году в Лондоне. Это инертный газ, то есть газ, который почти ни с чем не реагирует.

Неон получают из воздуха, так как он содержится в нем в небольшом количестве. Также неон содержится в человеческом организме.

Используют неон в основном в светотехнике: в маяках, в световых рекламах, в газосветных лампах, в телевидеоаппаратуре. Этот газ светится розовым светом. Более подробно об этом газе вы узнаете на уроках химии в 8 классе.

- Какой остров в Карибском море утверждает, что он одежда? (Ямайка)

- Расположена Ямайка у берегов Кубы. (Показ на карте.) <Рисунок 1>

- А сейчас я проверю, какие вы внимательные. Назовите отрицательные местоимения, которые встретились при ответе на вопросы. Объясните, как они пишутся. Запишем их с комментированием.

VIII. Работа по развитию речи.

- Обратите внимание на картину, украшающую сегодня наш кабинет. < Рисунок 2>.

Итак, перед вами картина Л.Г.Баранова "Яснополянский пейзаж". Что знаете об этом художнике? (Родился в поселке Казановке Кимовского района Тульской области. С детства любил рисовать. В 15 лет познакомился с настоящим художником, который жил в том же поселке, что и Леонид. Мастер познакомил юношу с приемами художественного ремесла: как грунтовать холст, как растирать краски. С этого времени Л.Баранов стал серьезно заниматься живописью. При поступлении в Московский народный университет искусств его зачислили сразу на второй курс.

За холстом Л.Г.Баранов проводил все сводное время, но картины не продавал - дарил. Деньги зарабатывал на Бородинской шахте. После ее закрытия целиком и полностью посвятил себя живописи.

Вот уже много лет Л.Г.Баранов живет в нашем поселке (поселке Бородинском Киреевского района Тульской области). Основное внимание он уделяет природе. Его пейзажи просты и неброски. Краски чистые, насыщенные.

Л.Г.Баранов участвует в художественных выставках нашей страны, приходит к нам в школу).

- Давайте рассмотрим картину. Что вы видите?

- Какое впечатление она производит? Что вы почувствовали?

- Давайте напишем мини-сочинение по этой картине из 3-4 предложений, используя неопределенные и отрицательные местоимения.

- Проверим. Прочитайте сочинения. Назовите местоимения, объясните их написание.

- Чье сочинение вам понравилось больше всего?

IX. Итог урока.

- О правописании каких разрядов местоимений мы говорили на уроке?

- Как пишутся отрицательные и неопределенные местоимения с частицами не и ни?

- От чего зависит выбор частиц не и ни?

- Оцените свою работу на уроке при помощи сигнальных карточек:

  • "Я работал хорошо" - зеленая карточка;
  • "Я работал удовлетворительно" - желтая карточка;
  • "Я работал плохо" - красная карточка.

X. Домашнее задание.

- Повторить сто пятьдесят третий параграф, выполнить упражнение четыреста сороковое: списать, раскрыть скобки, вставить пропущенные буквы.

Фрагмент физической карты мира

Репродукция картины Л.Г. Баранова "Яснополянский пейзаж"