Конспект урока по русскому языку на тему "Виды односоставных предложений"

Разделы: Русский язык


Цель урока: определение уровня овладения обучающимися теоретическими знаниями и способами познавательной деятельности по теме "Виды односоставных предложений".

Задачи урока:

  • Обобщить знания учащихся об односоставных предложениях.
  • Совершенствовать умение различать виды односоставных предложений.
  • Развитие умений определять стилистическую роль односоставных предложений.
  • Расширить представление о личности А.С.Пушкина, его роли в развитии русского литературного языка и приобщение к его творчеству.

Оборудование урока:

Подготовительная работа:

  • творческое домашнее задание (выписать из повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка" односоставные предложения разных видов);
  • индивидуальное сообщение по теме "Роль А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка".

Методические приёмы: повторение, объяснение учителя, тренировочные упражнения; самостоятельная работа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Вводное слово учителя.

Запишите тему урока. Сегодня на уроке мы обобщим полученные знания по теме "Виды односоставных предложений в произведениях А.С.Пушкина". Наша задача - не только определять виды односоставных предложений, но и определять стилистическую роль односоставных предложений.

3. Синтаксическая пятиминутка.

(Выполнение синтаксического разбора предложения.)

Береги честь смолоду.

- Из какого произведения строки?

- Как вы понимаете смысл пословицы?

- Определите вид односоставного предложения.

4. Повторение и анализ односоставных предложений.

Повторение определенно-личных предложений.

Орфографическое списывание.

1. Молю святое провиденье:
Да голос мой душе твоей
Дарует то же утешенье,
Да озарит он заточенье
Лучом лицейских ясных дней!

- Кому посвящены эти строки?

- Объясните правописание трудных орфограмм.

- Проанализируйте предложения. Назовите двусоставные предложения и односоставное.

- Определите вид односоставного предложения.

Во глубине сибирских руд
Храните гордое терпенье,
Не пропадет ваш скорбный труд
И дум высокое стремленье.

- Кому посвящены эти строки?

- Объясните правописание трудных орфограмм.

- Проанализируйте предложения. Назовите двусоставное предложение и односоставное.

- Объясните правописание трудных орфограмм.

- В чем своеобразие определенно-личных предложений?

Повторение неопределенно-личных предложений.

- О каких предложениях говорит лингвист А.М.Пешковский: "Внимание сосредоточено на действии, действующее лицо намеренно представляется как неизвестное, неопределенное"?

- Какие предложения называются неопределенно-личными?

- Приведите примеры неопределенно-личных предложений из домашнего задания.

- Выборочное списывание. Выпишите неопределенно-личные предложения.

Любопытство меня мучило: куда ж отправляют меня. Если уж не в Петербург? Итак, все мои блестящие надежды рушились! Матушка в слезах наказывала мне беречь мое здоровье, а Савельичу смотреть за дитятей. Надели на меня заячий тулуп, а сверху лисью шубу.

- В чем своеобразие неопределенно-личных предложений?

Повторение безличных предложений.

- Какие предложения называются безличными?

- Приведите примеры безличных предложений из домашнего задания.

Объяснительный диктант (Учащиеся диктуют предложения из домашней работы)

- В чем своеобразие безличных предложений?

Повторение назывных предложений.

- Какие предложения называются назывными?

- Приведите примеры назывных предложений из домашнего задания.

-Продолжи строки лирических произведений А.С.Пушкина. Из каких произведений строки?

1. Там на неведомых дорожках:
(Следы невиданных зверей).
Поэма "Руслан и Людмила".

2. Ни огня, ни черной хаты:
(Глушь и снег:)

Стихотворение "Зимняя дорога".

- Какие предложения являются назывными?

- В чем своеобразие назывных предложений?

5. Подведение итогов урока.

- Какие виды односоставных предложений вы знаете?

- В чем своеобразие односоставных предложений?

6. Домашнее задание.

Используя односоставные предложения, напишите сочинение-миниатюру по иллюстрации А.Пластова к повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка". (Приложение №4)

7. Индивидуальное сообщение о роли А.С.Пушкина в развитии русского литературного языка.

8. Тестирование (по вариантам). Итоговое задание.