Цель: познакомить с признаками разделения животных на домашних и диких; повторить основные свойства передвижения животных и места их обитания; воспитывать любовь к природе, доброе и бережное отношение к животным.
Оборудование: Учебник-тетрадь, цветные карандаши, раздаточный материал (приложение №1), картинки с изображением домашних животных, крестословица (на ватмане), иллюстрации к стихотворению “Путаница”, конверт с письмом.
Организационный момент:
Динь, динь, динь звенит звонок,
Начинается урок.
Повторение пройденного:
- Сегодня мы открываем новую страницу окружающего мира и продолжаем знакомиться с жителями мохнатой азбуки.
Перед вами картинки родной природы. Ой, кажется, здесь кто-то побывал, и письмо оставил, давайте прочитаем.
(работа по стихотворению “Путаница”)
Дорогие друзья!
Нет ни склада тут, ни лада
Переставьте все как надо
Ужи летают в облаках
Стрижи на севере во льдах
Орлы упрямы просто страх
Чижи охотятся в горах
Моржи – в болоте в камышах
Киты мечтают о мышах
Ослы расселись на кустах,
Коты плывут в крутых волнах,
Дается три минуты вам
Чтоб всех животных по местам
Расставить быстро тут и там
Помогите мне выполнить задание. Здесь все так запутано, что мне одному не справиться.
Ваш друг Незнайка
(дети расставляют животных по местам)
-Где обитают разные животные?
-Чем отличаются разные животные?
-Какие животные обитают в почве?
Новая тема:
(Сообщение темы урока)
1.-О животных, которых называют друзьями и помощниками, мы узнаем, выполнив первое задание. (Стр.6 №1)
-Назовите изображенных животных.
-Подумайте, на какие группы их можно разделить и почему?
-Чем отличаются дикие животные от домашних
-Кто из вас знает, как и когда появились домашние животные?
(ответы детей)
- Давным-давно, когда не было городов, машин и книг, люди жили в пещерах и назывались первобытными. Они боялись огромных страшных хищников. Древним людям было голодно, не всегда удавалось находить себе пищу. Однажды один разумный человек стал подкармливать волков, которые ходили возле его жилья. Постепенно волки привыкли к человеку и стали жить рядом с ним. Они были уже не дикими, а домашними. Так появились собаки. Они научились охранять человека от врагов, помогать ему, искать и добывать пищу. Шло время, число друзей человека среди животных росло. Теперь человек уже не может жить без своих домашних друзей и помощников. Да и сами животные тоже переменились. Прогони некоторых со двора – и они погибнут потому, что не смогут жить без заботы человека.
-Посмотрите на доску и назовите друзей и помощников человека.
( ответы детей)
В разных краях встречаются разные домашние животные.
В жаркой пустыне – горбатый верблюд. Он помогает передвигаться по песку и возит грузы.
В зоне вечной мерзлоты – северный олень.
В Индии – слон выполняет тяжелые работы.
2. Отгадайте загадки и скажите: “ Можно ли назвать этих животных домашними?”
- Я люблю чистоту
Уберу немножко
В свою норку унесу
Я от хлеба крошку. (Мышь)
- Черный хохолок
Воткнулся в потолок
Осенью в щель забирается
Весной просыпается
Легко порхает
Страха не знает (муха)Вдруг из подворотни
Страшный великан
Рыжий и усатый…. (таракан)
Вывод: домашними мы называем только тех животных, которых специально выращивает человек и использует их в своем хозяйстве.
Физминутка: игра “Летает - не летает”
-Учитель называет животное, если оно летает, то дети прыгают, если не летает - садятся на корточки.
-Коза, ласточка, медведь, стрекоза, лиса, собака, журавль, аист, лось, обезьяна, бабочка, муха.
Рефлексия: (работа по листочкам – приложение № 1)
1)-Соедините названия домашних животных и название продукции, которую получают при их помощи.
2) стр. 7 задание 4
-Расскажите, как люди заботятся о домашних животных? (ответы детей)
3)-Давайте заполним крестословицу и узнаем, как называется врач, который лечит домашних животных.
( учитель загадывает загадки о домашних животных, дети их отгадывают, и заполняют клеточки крестословицы. Получается слово ветеринар)
4) Назовите сказки, героями которых являются домашние животные?
5) (работа по листочкам – приложение № 1)
-что вы видите на листочках? (геометрические фигуры)
-Оживите фигуру, превратите ее в домашнее животное, (дети рисуют)
Вывод: Кого мы называем верными друзьями и помощниками?
Итог урока. Домашнее задание: нарисовать домашнее животное, подготовить сообщение о нем.