Урок-игра "Математическая карусель". Тема "Сложение, вычитание обыкновенных дробей" (6-й класс)

Разделы: Математика

Класс: 6


Цель урока: Повторение, закрепление, проверка навыков выполнения сложения и вычитания смешанных чисел.

Необходимые знания и умения:

  1. Уметь выполнять сложение, вычитание обыкновенных дробей.
  2. Применять сложение и вычитание обыкновенных дробей при решении различных задач, уравнений, при нахождении значений дробных выражений.
  3. Знать правила игры “математическая карусель”.

Этапы урока:

  1. Организационный момент – 2 мин.
  2. Игра “математическая карусель” – 38 мин.
  3. Подведение итогов урока – 5 мин.

Описание урока.

Учитель со звонком входит в класс.

– Здравствуйте! Сегодняшний урок – это последний в первой четверти урок. Основной темой, которую мы с вами изучали в течении четверти является “Сложение и вычитание обыкновенных дробей с разными знаменателями”. Учитывая особую важность данной темы, сегодня мы проведем урок с целью закрепления и повторения навыков выполнения сложения и вычитания обыкновенных дробей с различными знаменателями.

Урок мы проведем в виде игры – “математическая карусель”.

Вы все знакомы с правилами игры. Сейчас вы уже заняли исходный рубеж для начала игры (учащиеся сидят на заранее подготовленных местах, по командам, список которых был составлен на предыдущем уроке).

Учитель готовит карточки с конвертами, на которых записано “Исходный рубеж” и “Зачетный рубеж”. Каждая команда выбирает капитана и начинается игра.

Далее учитель выступает в роли ведущего игры. Он выдает учащимся необходимые задачи и заполняет турнирную таблицу, где отмечаются баллы, заработанные каждой командой.

Правила игры “математическая карусель”.

В игру может играть 2 более команд, каждая из 6 или более учащихся.

Цель игры заработать как можно больше баллов.

В начале игры каждая команда занимает свое место на исходном рубеже. По команде каждая команда получает первую задачу этого рубежа (задачу решают коллективно). После решения задачи, они на листочек записывают полученный ответ и показывают ведущему. Если ответ окажется правильным команде выдается вторая задача исходного рубежа и один из членов команды переходит на зачетный рубеж и он приступает к решению данной задачи один, занимая место, отведенное для зачетного рубежа данной команде. Команда решает вторую задачу, показывает ответ и если он окажется правильным, то уже второй член команды присоединяется к решению задач зачетного рубежа и т. д. Если решение задач оказывается неправильным, то команда может продолжить решение этой задачи или может отказаться от решения этой задачи. При этом команде предлагается следующая задача рубежа.

Баллы выставляются при правильном решении задач зачетного рубежа. При этом при правильном решении первой задачи выставляется 3 балла, правильное решение последующих задач без ошибок оценивается каждая на 1 балл больше, чем предыдущая. При неправильном решении задачи, игрок прибывший на зачетный рубеж первым, возвращается на исходный рубеж, а балл при правильном решении снижается на 1. Наименьший балл – 3. Меньше не ставится. Очередность учащихся должна обязательно соблюдаться ведущим игры, только при этом игра будет напоминать карусель.

Команда имеет право отказаться от решения задачи. Если это задача – зачетная, то задача считается решенной неправильно и один игрок должен вернуться на исходный рубеж, а последующий балл снижается на 1.

Выигрывает команда, набравшая наибольшее количество баллов.

Для удобства ведущий обязательно имеет бланк с правильными ответами.

Задачи предложенные учащимся.

Исходный рубеж.

  1. Отрезок АВ равен м, и он длиннее отрезка СД на м. Найдите длину отрезка СД.
  2. В одном пакете кг конфет, а в другом – на кг меньше. Какова масса конфет в двух пакетах вместе?
  3. В первый день засеяли поля, а во второй – на поля меньше. Какую часть поля засеяли за эти два дня?
  4. Деталь состоит из двух частей. Масса одной части кг, а другой – на кг больше. Какова масса всей детали?
  5. Периметр треугольника АВС равен м. Известно, что АС=м, ВС меньше АС на м. Найдите АВ.
  6. На отрезке АД отмечены точки В и С так, что точка С лежит между точками В и Д. Известно, что АВ=м, ВС больше АВ на м, а СД меньше АВ+ВС на м. Найдите длину отрезка АД.
  7. Первое звено может прополоть участок за 6ч, а второе – за 8 ч. Какая часть участка останется не прополотой после трехчасовой совместной работы обоих звеньев?
  8. За три часа велосипедист проехал 35км. За первые два часа он проехал км, а за вторые два часа км. Сколько километров проезжал велосипедист за каждый час?
  9. Доску разрезали на три части. Длина первой части м. Она короче второй части на м и длиннее третьей части нам. Найдите длину всей доски.

 

Зачетный рубеж.

  1. Разложите на простые множители число 3276.
  2. Найдите наименьший общий делитель и наименьшее общее кратное чисел 588 и 252.
  3. Найдите значение дробного выражения
  4. Найдите две дроби, каждая из которых больше .
  5. Поезд шел трое суток. В первые сутки он прошел всего пути, во вторые сутки всего пути. Какую часть пути поезд прошел в третьи сутки?
  6. Решите уравнение .
  7. Представьте в виде дроби выражение .
  8. Хозяйка должна была за ч приготовить обед и за ч закончить стирку белья. Однако на всю работу она потратила на ч больше, чем рассчитывала. Сколько времени ушло у хозяйки на всю эту работу?
  9. Решите уравнение .
  10. Найдите значение выражения

Подведение итогов урока.

Всего участвовало 3 команды.

1 команда: исходных задач – 12, зачетных – 7, баллов – 26

  1. Афанасьев Коля
  2. Кононов Витя
  3. Романова Света
  4. Николаева Вероника
  5. Тарасов Артем
  6. Уваровский Витя
  7. Менкярова Майя
  8. Докторова Надя

2 команда: исходных задач – 9, зачетных – 8, баллов – 22

  1. Будищев Миша
  2. Саввинов Степа
  3. Васильев Владлен
  4. Михайлова Маша
  5. Константинова Саша
  6. Каратаев Вася
  7. Дмитриева Диана

3 команда: исходных задач – 10, зачетных – 7, баллов – 26

  1. Чоросов Миша
  2. Романов Павел
  3. Шевченко Никита
  4. Иванов Никита
  5. Павлов Саша
  6. Ефремов Витя
  7. Афанасьева Нарыйа

Итого: 1 место – 3 команда, 2 место – 1 команда, 3 место – 2 команда.

Всем учащимся 3 команды в журнал за сегодняшний урок выставляется оценка “5”, учащимся 1 команды – “4”. Также оценки выставляются наиболее активным учащимся по усмотрению учителя.

Примечание.

При составлении задач необходимо учитывать особенности уровня обученности класса, а также то, что задачи должны быть легко решаемы для повышения интереса к данной игре, к уроку и с целью успешного решения учащимися достаточно большего количества задач. Иначе цель урока достигнута не будет. Задачи зачетного рубежа должны быть более сложными, чем задачи исходного рубежа.

Необходимо отметить, что задачи для каждой команды нужно разложить в два конверта с отметками “Исходный рубеж”, “Зачетный рубеж”.

Парты на уроке надо расставить следующим образом:

Стулья нужно расставить только на исходном рубеже, а на зачетный каждый игрок переходит со своим стулом.

Рефлексия.

На этом уроке разбиение класса на команды оказалось удачным, т.к. команды по составу были равносильными. То, что задачи были не сложными, вызвало интерес учащихся и они с удовольствием брались за решение следующих задач. Считаю, что цель урока в целом достигнута. Повторение и закрепление учебного материала с помощью игры наиболее удачный способ проведения урока. Рассмотрено достаточное количество задач различного уровня, чего успеть на одном уроке практически невозможно.

Приложение.

Ответы задач исходного рубнжа.

Ответы задач зачетного рубежа.