Я работаю в школе уже 30 лет. Не помню ни одного года, чтобы на методическом объединении учителей, на совещаниях разного уровня не стоял вопрос об орфографической грамотности учащихся. Эта проблема была и остается главной и до конца не решаемой. Учитель должен видеть, когда и на каком материале он работает над каждой орфограммой, видеть систему в данном вопросе. Особенно это важно для начинающего учителя. Я составила сетку орфограмм за курс начальной школы по годам обучения.
1-й класс
Предложение
- Различение предложения и группы слов.
- Оформление предложения на письме (большая буква и точка).
- Имена собственные.
Безударная гласная в корне слова.
- Различение гласных и согласных звуков и букв.
- Гласные ударные и безударные.
- Буквосочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу.
- Словарные слова.
Правописание согласных.
- Различение гласных и согласных звуков и букв.
- Согласные парные и непарные.
- Согласные звонкие и глухие.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Гласные – согласные.
- Ударные – безударные.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Гласные-согласные.
- Ударные безударные.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Гласные –согласные.
- Ударные – безударные.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Гласные –согласные.
- Ударные – безударные.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Наблюдение за произношением слов.
- Работа разделительных ъ и ь.
Перенос слов.
- Деление слов на слоги.
2-й класс
Предложение
- Виды предложений(по цели высказывания и по интонации).
- Нахождение подлежащего и сказуемого.
- Фразеологизмы.
Безударная гласная в корне слова.
- Однокоренные слова.
- Нахождение корня слова.
- Выделение проверочного слова.
- Безударные гласные в корне двусложных слов.
- Словарные слова.
Правописание согласных.
- Правописание парных согласных на конце слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Распознавание частей речи.
- Грамматические признаки части речи.
- Правописание предлога и приставки (слитное и раздельное).
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Части речи.
- Грамматические признаки частей речи.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Части речи.
- Грамматические признаки частей речи.
- Правописание предлогов и приставок.
Местоимение
- Различение частей речи.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Разделительный ъ и ь.
Перенос слов.
- Правило переноса.
3-й класс
Предложение.
- Постановка в конце предложения нужных знаков.
- Выделения главных и второстепенных членов предложения.
- Распознавание предложений с однородными членами.
- Словосочетания.
- Фразеологизмы.
Безударная гласная в корне слова.
- Состав слова.
- Правописание безударных гласных в корне слова в сложных словах по составу.
- Словарные слова.
Правописание согласных.
- Правописание парных согласных в корне слова.
- Непроизносимые согласные.
- Слова с удвоенными согласными.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Состав слова.
- Изменение существительных по падежам (знать названия падежей и вопросы).
- Различение имен существительных по склонению.
- Способ проверки.
- Существительные женского и мужского рода с шипящим на конце.
- Связь слов в предложении.
- Словосочетания.
- Анонимы и синонимы.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Связь слов в предложении.
- Словосочетания.
- Состав слова.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Состав слова.
- Части речи.
- Грамматические признаки.
Местоимение.
- Части речи.
Разделительные ъ и ь знаки
- Состав слова и разделительные ъ и ь.
Перенос слов.
- Особые случаи переноса.
4-й класс
Предложение
- Распознавание видов предложений.
- Знаки препинания в предложениях с однородными членами.
- Разбор предложения по членам предложения.
Безударная гласная в корне слова.
- Правописание слов с безударной гласной в корне слова в самостоятельных и творческих работах.
- Нахождение данной орфограммы в тексте и ее объяснении.
- Словарные слова.
Правописание согласных.
- Правописание слов с парными согласными на конце и в середине слов, с непроизносимыми и удвоенными согласными в самостоятельных и творческих работах.
Правописание безударных гласных в окончаниях существительных.
- Нахождение изученных орфограмм и их объяснение.
- Употребление полученных знаний в письменной речи.
Правописание безударных гласных в окончаниях прилагательных.
- Падеж имени прилагательного.
- Падежные окончания.
- Способ проверки.
- Амонимы и синонимы.
Правописание безударных гласных в окончаниях глаголов.
- Глагол – время, число, спряжение.
- Соотнесение по спряжению.
- Правило правописания.
- Неопределенная форма глагола.
- ь на конце глагола.
- ться и тся
Местоимение
- Распознавание местоимения как части речи.
- Число и лицо.
- Местоимение с предлогом.
Разделительные ъ и ь знаки.
- Употребление слов с ъ и ь.
Перенос слов.
- Соблюдение правил переноса.