Методические указания к урокам см. в Приложении 1.
Цель: Познакомить учащихся с возвратной формой глагола, правописанием глаголов с -тся, -ться.
Задачи:
- Учить видеть проблему, сформулировать ее, поставить цель для исследования.
- Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
- Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
- Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.
Оборудование: задания и инструктаж для каждой группы, карточки со словами по данной теме, плакат с девизом: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.
І. Организационный момент.
ІІ. Мотивация.
– Прежде, чем начать урок, давайте посмотрим на доску и прочитаем девиз нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Что мы будем искать? Почему нужно не сдаваться в трудной ситуации? Какие слова вы бы еще добавили? (Учиться, улыбаться и т.д.) Ну, а теперь пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем “здороваться” пальчиками. Смотри комментарий (Приложение 2).
желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).
– Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.)
ІІІ. Повторение знаний о глаголе.
Игра “Пресс-конференция” (Трое детей из класса являются корреспондентами, которые задают вопросы всем остальным детям-специалистам.)
– Что обозначает глагол?
– Каким членом предложения является глагол? Покажи на примерах.
– На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?
– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? В прошедшем? Покажи на примере.
– Попробуй объяснить, почему в учебниках русского языка сначала обычно даются для изучения имя существительное, местоимение, имя прилагательное, а затем глагол?
ІІІ. Введение знаний.
1. Постановка учебной проблемы.
Учитель читает строчки:
“Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…”
– Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Иванович Чуковский “Мойдодыр”.)
– Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли среди них лишний? (Нырять.) Что общего у всех остальных?
– Какие вопросы у вас возникли? (Что такое -ся? На что указывает -ся? Как называются такие глаголы? И т.д.) (Приложение 1).
– Кто может сформулировать тему урока. (Вывешивается лист с названием темы урока.)
2. Групповая работа. Поиск решения.
– Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы будете работать группами. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный Вывод.
Откройте учебник упр.249 стр.145.Запишите глаголы, сравните их по смыслу и по составу, пользуясь инструкцией.
Инструкция исследования:
- На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом -ся?
- Сравни транскрипцию двух глаголов: [уч'ит'] и[уч'ица] Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся?
- Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки?
- Озаглавь оба столбика. Сделайте вывод в какой форме пишется ь, а в какой не пишется.
ВЫВОД: В сочетании -тся, -ться мягкий знак пишется,
если_______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ В сочетании -тся, -ться мягкий знак не пишется, если______________________________________________________________ ___________________________________________________________________ |
После ответов детей, делается общий вывод.
Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый проблемный вопрос: -ся – это суффикс.
– Чем интересен этот суффикс? (Он всегда стоит на конце слова.)
Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал “себя сам”. Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах:
Умыться (умыть себя).
Решаться (решает сам).
Бриться (брил себя) (Приложение 3).
Ответ на второй проблемный вопрос: глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается на себя, направлено на самого человека, на предмет.
– Как бы вы называли такие глаголы? (Мнения детей.)
3. Работа с учебником.
– Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 146. (Дети читают правило № 1 и делают вывод, что они вывели правило верно.)
Учитель обращает внимание детей на то, что, суффикс -ся входит в основу слова.
– Ребята, оцените свою работу. Первое – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания № 1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной.
(Дети оценивают себя на графике оценки.) Смотри комментарий. (Приложение 1.)
ІV. Физминутка.
– Давайте с вами отдохнем.
Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки встать.
– Какие глаголы вам встретились?
V. Применение знаний.
Упр.249 стр.145 (2 часть)
Умываться Причесаться Решаться Питаться Учиться |
умывается причесывается решается питается учится |
– К чему присоединился суффикс -ся? (В первом столбике к неопределенной форме глагола, во втором столбике к глаголу настоящего времени,3 лица, ед.числа.)
– Как догадались? (По вопросу что делать?)
– Чем является в слове -ет? (Окончанием.)
– Что интересного заметили? (После окончания стоит суффикс.)
– Чем различаются эти глаголы? (Правописанием, в первом столбике нужно писать мягкий знак, а во втором столбике не нужно.)
–Сделайте вывод.
Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 146. (Дети читают правило№2 и делают вывод, что они вывели правило верно.)
Работа в парах. Расскажите своему соседу по парте, какие два способа проверки запомнили. Приведите примеры. А затем запишите примеры в тетради, обозначьте орфограмму.
Оцените свою работу на графике.
VІ. Первичное закрепление. Упр.250 стр.146 выполняется по образцу на доске, с последующей коллективной проверкой.
VII. Работа в группах сменного состава.
Сейчас вы будете работать в группах. От данных глаголов вам необходимо образовать возвратную форму глагола. Будьте очень внимательны. Посмотрите, все ли глаголы из этого списка могут так превращаться.
Обувать-
Занимает- Шепчет- Давит- Носить- Идти- Возмутить- |
Обувает- Занимать- Шептать- Забыть- Стричь- Толчет- Убегать- |
Проверяется задание. После выступления детей, делается вывод: 2 глагола из этого списка не могут стать возвратными.
– Почему в одних словах есть мягкий знак, а в других нет?
Дети оценивают свою работу на графике оценки.
VІ. Итог урока.
Посмотрите на девиз нашего урока. Помог ли он нам сегодня на уроке? Как?
– С какой орфограммой познакомились?
– Как называются глаголы на -ся?
– Что такое -ся?
– На что указывает -ся? Входит ли в основу?
- Домашнее задание.
- Самооценка деятельности на уроке.
Можно предложить детям оценить аккуратность оформления работы, активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.
Раздаточный материал. Приложение 3