Урок русского языка по УМК "Школа-2100" (Р.Н. Бунеев, Е.В. Бунеева. "Русский язык")

Разделы: Начальная школа


Методические указания к урокам см. в Приложении 1.

Цель: Познакомить учащихся с возвратной формой глагола, правописанием глаголов с -тся, -ться.

Задачи:

  • Учить видеть проблему, сформулировать ее, поставить цель для исследования.
  • Учить планировать ход работы, анализировать результаты исследования, делать выводы.
  • Продолжить развивать мыслительные операции: анализа, сравнения, обобщения.
  • Продолжить формировать волевые качества, коммуникативные отношения.

Оборудование: задания и инструктаж для каждой группы, карточки со словами по данной теме, плакат с девизом: “Бороться и искать, найти и не сдаваться”.

І. Организационный момент.

ІІ. Мотивация.

– Прежде, чем начать урок, давайте посмотрим на доску и прочитаем девиз нашего урока. Как вы понимаете эти слова? Что мы будем искать? Почему нужно не сдаваться в трудной ситуации? Какие слова вы бы еще добавили? (Учиться, улыбаться и т.д.) Ну, а теперь пожелаем друг другу ЗДОРОВЬЯ. Повернитесь друг к другу лицом. Посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь. Разверните ладони друг к другу, но не соприкасайтесь, будем “здороваться” пальчиками. Смотри комментарий (Приложение 2).

желаю (большой)
успеха (указательный)
большого (средний)
во всем (безымянный)
и везде (мизинец).
Здравствуй (вся ладонь).

– Садитесь. Проверьте, как вы сидите, как лежит тетрадь. Запишем число, классная работа. (Дети открывают тетради и записывают число, классная работа.)

ІІІ. Повторение знаний о глаголе.

Игра “Пресс-конференция” (Трое детей из класса являются корреспондентами, которые задают вопросы всем остальным детям-специалистам.)

– Что обозначает глагол?

– Каким членом предложения является глагол? Покажи на примерах.

– На какие вопросы отвечают глаголы неопределенной формы?

– Как изменяются глаголы в настоящем и будущем времени? В прошедшем? Покажи на примере.

– Попробуй объяснить, почему в учебниках русского языка сначала обычно даются для изучения имя существительное, местоимение, имя прилагательное, а затем глагол?

ІІІ. Введение знаний.

1. Постановка учебной проблемы.

Учитель читает строчки:

“Давайте же мыться, плескаться, купаться, нырять, кувыркаться в ушате, в корыте, в лохани…”

– Кто автор этого произведения? Как оно называется? (Корней Иванович Чуковский “Мойдодыр”.)

– Назовите глаголы. На что они оканчиваются? Есть ли среди них лишний? (Нырять.) Что общего у всех остальных?

– Какие вопросы у вас возникли? (Что такое -ся? На что указывает -ся? Как называются такие глаголы? И т.д.) (Приложение 1).

– Кто может сформулировать тему урока. (Вывешивается лист с названием темы урока.)

2. Групповая работа. Поиск решения.

– Чтобы решить эту проблему и не ошибиться, вы будете работать группами. Будет дана инструкция, по которой вы работаете и сообщаете нам главный Вывод.

Откройте учебник упр.249 стр.145.Запишите глаголы, сравните их по смыслу и по составу, пользуясь инструкцией.

Инструкция исследования:

  1. На кого направлено действие, которое обозначают глаголы с суффиксом -ся?
  2. Сравни транскрипцию двух глаголов: [уч'ит'] и[уч'ица] Какую ошибку можно допустить при написании глаголов с суффиксом -ся?
  3. Как знание состава этих слов поможет избежать такой ошибки?
  4. Озаглавь оба столбика. Сделайте вывод в какой форме пишется ь, а в какой не пишется.
ВЫВОД: В сочетании -тся, -ться мягкий знак пишется, если_______________________________________________________________

___________________________________________________________________

В сочетании -тся, -ться мягкий знак не пишется,

если______________________________________________________________

___________________________________________________________________

После ответов детей, делается общий вывод.

Ученики сравнивают глаголы по составу и отвечают на первый проблемный вопрос: -ся – это суффикс.

– Чем интересен этот суффикс? (Он всегда стоит на конце слова.)

Раньше суффикс -ся был самостоятельным словом – местоимением и писался отдельно. Обозначал “себя сам”. Проверьте, сохранил ли -ся такое значение в глаголах:

Умыться (умыть себя).

Решаться (решает сам).

Бриться (брил себя) (Приложение 3).

Ответ на второй проблемный вопрос: глаголы с суффиксом -ся обозначают действие, которое возвращается на себя, направлено на самого человека, на предмет.

– Как бы вы называли такие глаголы? (Мнения детей.)

3. Работа с учебником.

– Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 146. (Дети читают правило № 1 и делают вывод, что они вывели правило верно.)

Учитель обращает внимание детей на то, что, суффикс -ся входит в основу слова.

– Ребята, оцените свою работу. Первое – это то, как вы работали в группе. Вторая оценка на графике будет за правильность выполнения задания № 1. Соедините точки, что бы у вас получилось начало ломаной.

(Дети оценивают себя на графике оценки.) Смотри комментарий. (Приложение 1.)

ІV. Физминутка.

– Давайте с вами отдохнем.

Буратино потянулся,
Раз-нагнулся,
Два-нагнулся
Два-нагнулся,
Руки в стороны развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на мысочки встать.

– Какие глаголы вам встретились?

V. Применение знаний.

Упр.249 стр.145 (2 часть)

Умываться
Причесаться
Решаться
Питаться
Учиться 
умывается
причесывается
решается
питается
учится

– К чему присоединился суффикс -ся? (В первом столбике к неопределенной форме глагола, во втором столбике к глаголу настоящего времени,3 лица, ед.числа.)

– Как догадались? (По вопросу что делать?)

– Чем является в слове -ет? (Окончанием.)

– Что интересного заметили? (После окончания стоит суффикс.)

– Чем различаются эти глаголы? (Правописанием, в первом столбике нужно писать мягкий знак, а во втором столбике не нужно.)

–Сделайте вывод.

Давайте проверим наши предположения с правилом в учебнике. Откройте учебник на странице 146. (Дети читают правило№2 и делают вывод, что они вывели правило верно.)

Работа в парах. Расскажите своему соседу по парте, какие два способа проверки запомнили. Приведите примеры. А затем запишите примеры в тетради, обозначьте орфограмму.

Оцените свою работу на графике.

VІ. Первичное закрепление. Упр.250 стр.146 выполняется по образцу на доске, с последующей коллективной проверкой.

VII. Работа в группах сменного состава.

Сейчас вы будете работать в группах. От данных глаголов вам необходимо образовать возвратную форму глагола. Будьте очень внимательны. Посмотрите, все ли глаголы из этого списка могут так превращаться.

Обувать-

Занимает-

Шепчет-

Давит-

Носить-

Идти-

Возмутить-

Обувает-

Занимать-

Шептать-

Забыть-

Стричь-

Толчет-

Убегать-

Приложение 3

Проверяется задание. После выступления детей, делается вывод: 2 глагола из этого списка не могут стать возвратными.

– Почему в одних словах есть мягкий знак, а в других нет?

Дети оценивают свою работу на графике оценки.

VІ. Итог урока.

Посмотрите на девиз нашего урока. Помог ли он нам сегодня на уроке? Как?

– С какой орфограммой познакомились?

– Как называются глаголы на -ся?

– Что такое -ся?

– На что указывает -ся? Входит ли в основу?

  • Домашнее задание.
  • Самооценка деятельности на уроке.

Можно предложить детям оценить аккуратность оформления работы, активность на уроке. Построить график самооценки. Проанализировать его: как часто график опускался вниз; над чем еще предстоит работать и т. д.

Раздаточный материал. Приложение 3