Место занятия в учебно-воспитательном процессе. Исследовательское общество работает с 2006 года. Основное направление работы в 8 классе – создание тематических словарей. Занятие проводится в середине года, чтобы дать старт групповым проектам «Тематический словарь терминов». К этому времени уже реализован коллективный проект «Словарь значения греческих и латинских морфем».
Цели:
- Формировать интерес учащихся к родному языку, а также к иностранным.
- Обогащать языковое мышление учащихся.
- Формировать навыки работы со справочной литературой, в том числе лингвистическими словарями.
- Развивать умение проводить этимологический анализ заимствованной лексики.
Предварительная подготовка.
- Познакомиться с латинскими афоризмами, один выучить и проанализировать его лексику (найти слова, корни, перешедшие в русский язык) (каждому).
- Записать по двадцать терминов из биологии, географии, физики, химии, обществознания, литературоведения, языкознания (по группам).
- Подготовить доклады и презентации «Греческие слова в русском языке» Приложение 1, «Латинские слова в русском языке» Приложение 2 (индивидуальные задания).
Оборудование.
- Самостоятельно подготовленный словарь значений греческих и латинских морфем Приложение 3;
- Словари иностранных слов;
- Электронная презентация «Роль грецизмов и латинизмов в русском языке» Приложение 4.
Ход занятия
Кто не знает иностранных языков,
тот ничего не смыслит и в своем родном языке.
И. Гете
1. Организационный момент.
Разрешите считать открытым заседание исследовательского лингвистического общества «Живая речь».
2. Объявление темы. Работа с эпиграфом.
В этом году мы занимаемся заимствованной лексикой русского языка.
Богатство языка – в способности впитывать иноязычную лексику. В нашем языке «прижились» слова из разных языков, даже таких экзотических, как китайский (тайфун, женьшень, чай), японский (минтай, цунами), африканские малайский (орангутан, какаду) и банту (зомби), иврит (суббота, юбилей), язык индейцев-ацтеков (какао, шоколад).
После изучения темы «Заимствование» вы уже можете объяснить смысл слов Иоганна Вольфганга Гете.
Особую роль во всех мировых языках играют грецизмы и латинизмы. Это связано с развитием науки и культуры. Слова, их корни, приставки, суффиксы входят в большую группу языковых явлений, называемую интернациональной лексикой. Объясните название ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ. Обратите внимание, что оно также составлено из латинских элементов «интер» и «нацио». Обратимся к словарю иностранных слов. Чтение словарной статьи
3. Сообщения учеников:
- Греческие слова в русском языке.
- Латинские слова в русском языке.
Выступления сопровождаются презентацией.
Какие вопросы возникли у вас? Какие выводы мы можем сделать? (Обсуждение.)
4. Словарная работа.
Знание изречений на латыни – показатель высокой культуры. Послушаем некоторые из них и постараемся услышать знакомые слова.
Обучающиеся произносят латинские афоризмы (Приложение 5), дают перевод. Класс отмечает слова, в которых узнаваемое звучание, подбирает к ним однокоренные.
Например: Ad futuram memoriam. Обучающиеся узнают корень слова memoriam, говорят, что в русском языке есть слова МЕМОРИАЛ, МЕМОРИАЛЬНЫЙ со значением ПАМЯТНЫЙ. После этого даётся перевод (На долгую память). Учитель дополняет ответ: Используем мы и корень слова futuram – будущее: ФУТУРИЗМ, ФУТУРИСТ. Так называлось литературное течение начала XX века. Его последователи считали себя поэтами будущего.
5. Объяснение целей создания словаря значений греческих и латинских морфем. (См. приложение 3.)
Знание основных корней и аффиксов облегчает понимание и написание многих русских слов. Знакомство с ними, во-первых, поможет нам писать грамотнее, во-вторых, расширить словарный запас, так как мы лучше будем понимать значение слов. Особенно это важно при изучении научных терминов, большинство из которых пришли к нам из латинского языка. Докажем это на практике.
6. Орфографическая работа.
Вставьте пропущенные буквы в слова, постарайтесь «узнать» в них греческие и латинские морфемы. Объясните смысл подчеркнутых слов.
В з..опарке появился молодой ги..оп..там. Г..ол..ги открыли месторождение драгоценного камня акв..м..рина. Популярность ф..нтастической ..попеи об ..строна..тах достигла своего ап..гея.
7. Мини-исследование. Анализ терминов.
(Термины, заранее выписанные из учебников физики, химии, биологии, истории, обществознания, русского языка, географии, литературы).
План исследования. Работа ведется в малых группах.
- Пользуясь словариком греческих и латинских морфем и словарем иностранных слов, найдите греческие и латинские морфемы.
- Сосчитайте количество слов греческого происхождения, латинского, иного.
Подведение итогов – построение диаграммы, показывающей процент используемых грецизмов, латинизмов.
Образец. Приложение 6.
Вывод о том, может ли знание иноязычных корней и морфем помочь учиться. Предположение, почему в разных науках количество иноязычной лексики различно (время и место появления науки, влияние личности ученого…)
8. Подготовка к дальнейшей исследовательской работе.
Работа будет заключаться в том, чтобы создать свои учебные электронные словари.
Предложения учеников о тематике словарей.
- Словарик юного эколога. (В соавторстве с руководителем эколого-биологического кружка)
- Словарик для тех, кто считает себя ….
- Словарик кадета. (Для обучающихся кадетского класса)
9. Коллективная работа. Задание: разработать инструкцию по составлению словарика.
Примерная инструкция.
- Провести анализ и выборку основных терминов;
- Создать многоуровневую логико-понятийную схему, отражающую систему понятий;
- Описать особенности построения словарной статьи и принципов организации данных в моделируемом словаре.
- Определить набор сокращений в словаре.
Специфика поставленных задач обусловила следующие элементы:
- Предисловие с входящим в него списком источников словаря;
- Правила пользования словарем;
- Список используемых сокращений и символов;
- Корпус словаря.
10. Финал занятия.
Наше понимание значимости слова и словарей разделяют великие поэты и писатели. Прочитайте стихи и афоризмы, которые вы нашли.
Например:
С.Я. Маршак
СЛОВАРЬ
Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.
И.А. Бунин
СЛОВО
Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.
А. Тарковский
СЛОВАРЬ
Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам — боль моя и благо —
Ключей подземных ледяная влага,
Все ЭР и ЭЛЬ святого языка.Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
– Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...