Интернациональная лексика. Занятие исследовательского лингвистического общества "Живая речь"

Разделы: Русский язык, Внеклассная работа


Место занятия в учебно-воспитательном процессе. Исследовательское общество работает с 2006 года. Основное направление работы в 8 классе – создание тематических словарей. Занятие проводится в середине года, чтобы дать старт групповым проектам «Тематический словарь терминов». К этому времени уже реализован коллективный проект «Словарь значения греческих и латинских морфем».

Цели:

  • Формировать интерес учащихся к родному языку, а также к иностранным.
  • Обогащать языковое мышление учащихся.
  • Формировать навыки работы со справочной литературой, в том числе лингвистическими словарями.
  • Развивать умение проводить этимологический анализ заимствованной лексики.

Предварительная подготовка.

  • Познакомиться с латинскими афоризмами, один выучить и проанализировать его лексику (найти слова, корни, перешедшие в русский язык) (каждому).
  • Записать по двадцать терминов из биологии, географии, физики, химии, обществознания, литературоведения, языкознания (по группам).
  • Подготовить доклады и презентации «Греческие слова в русском языке» Приложение 1, «Латинские слова в русском языке» Приложение 2 (индивидуальные задания).

Оборудование.

  • Самостоятельно подготовленный словарь значений греческих и латинских морфем Приложение 3;
  • Словари иностранных слов;
  • Электронная презентация «Роль грецизмов и латинизмов в русском языке» Приложение 4.

Ход занятия

Кто не знает иностранных языков,
тот ничего не смыслит и в своем родном языке.
И. Гете

1. Организационный момент.

Разрешите считать открытым заседание исследовательского лингвистического общества «Живая речь».

2. Объявление темы. Работа с эпиграфом.

В этом году мы занимаемся заимствованной лексикой русского языка.

Богатство языка – в способности впитывать иноязычную лексику. В нашем языке «прижились» слова из разных языков, даже таких экзотических, как китайский (тайфун, женьшень, чай), японский (минтай, цунами), африканские малайский (орангутан, какаду) и банту (зомби), иврит (суббота, юбилей), язык индейцев-ацтеков (какао, шоколад).

После изучения темы «Заимствование» вы уже можете объяснить смысл слов Иоганна Вольфганга Гете.

Особую роль во всех мировых языках играют грецизмы и латинизмы. Это связано с развитием науки и культуры. Слова, их корни, приставки, суффиксы входят в большую группу языковых явлений, называемую интернациональной лексикой. Объясните название ИНТЕРНАЦИОНАЛЬНАЯ. Обратите внимание, что оно также составлено из латинских элементов «интер» и «нацио». Обратимся к словарю иностранных слов. Чтение словарной статьи

3. Сообщения учеников:

  • Греческие слова в русском языке.
  • Латинские слова в русском языке.

Выступления сопровождаются презентацией.

Какие вопросы возникли у вас? Какие выводы мы можем сделать? (Обсуждение.)

4. Словарная работа.

Знание изречений на латыни – показатель высокой культуры. Послушаем некоторые из них и постараемся услышать знакомые слова.

Обучающиеся произносят латинские афоризмы (Приложение 5), дают перевод. Класс отмечает слова, в которых узнаваемое звучание, подбирает к ним однокоренные.

Например: Ad futuram memoriam. Обучающиеся узнают корень слова memoriam, говорят, что в русском языке есть слова МЕМОРИАЛ, МЕМОРИАЛЬНЫЙ со значением ПАМЯТНЫЙ. После этого даётся перевод (На долгую память). Учитель дополняет ответ: Используем мы и корень слова futuram – будущее: ФУТУРИЗМ, ФУТУРИСТ. Так называлось литературное течение начала XX века. Его последователи считали себя поэтами будущего.

5. Объяснение целей создания словаря значений греческих и латинских морфем. (См. приложение 3.)

Знание основных корней и аффиксов облегчает понимание и написание многих русских слов. Знакомство с ними, во-первых, поможет нам писать грамотнее, во-вторых, расширить словарный запас, так как мы лучше будем понимать значение слов. Особенно это важно при изучении научных терминов, большинство из которых пришли к нам из латинского языка. Докажем это на практике.

6. Орфографическая работа.

Вставьте пропущенные буквы в слова, постарайтесь «узнать» в них греческие и латинские морфемы. Объясните смысл подчеркнутых слов.

В з..опарке появился молодой ги..оп..там. Г..ол..ги открыли месторождение драгоценного камня акв..м..рина. Популярность ф..нтастической ..попеи об ..строна..тах достигла своего ап..гея.

7. Мини-исследование. Анализ терминов.

(Термины, заранее выписанные из учебников физики, химии, биологии, истории, обществознания, русского языка, географии, литературы).

План исследования. Работа ведется в малых группах.

  • Пользуясь словариком греческих и латинских морфем и словарем иностранных слов, найдите греческие и латинские морфемы.
  • Сосчитайте количество слов греческого происхождения, латинского, иного.

Подведение итогов – построение диаграммы, показывающей процент используемых грецизмов, латинизмов.

Образец. Приложение 6.

Вывод о том, может ли знание иноязычных корней и морфем помочь учиться. Предположение, почему в разных науках количество иноязычной лексики различно (время и место появления науки, влияние личности ученого…)

8. Подготовка к дальнейшей исследовательской работе.

Работа будет заключаться в том, чтобы создать свои учебные электронные словари.

Предложения учеников о тематике словарей.

  • Словарик юного эколога. (В соавторстве с руководителем эколого-биологического кружка)
  • Словарик для тех, кто считает себя ….
  • Словарик кадета. (Для обучающихся кадетского класса)

9. Коллективная работа. Задание: разработать инструкцию по составлению словарика.

Примерная инструкция.

  1. Провести анализ и выборку основных терминов;
  2. Создать многоуровневую логико-понятийную схему, отражающую систему понятий;
  3. Описать особенности построения словарной статьи и принципов организации данных в моделируемом словаре.
  4. Определить набор сокращений в словаре.

Специфика поставленных задач обусловила следующие элементы:

  1. Предисловие с входящим в него списком источников словаря;
  2. Правила пользования словарем;
  3. Список используемых сокращений и символов;
  4. Корпус словаря.

10. Финал занятия.

Наше понимание значимости слова и словарей разделяют великие поэты и писатели. Прочитайте стихи и афоризмы, которые вы нашли.

Например:

С.Я. Маршак

СЛОВАРЬ

Усердней с каждым днем гляжу в словарь.
В его столбцах мерцают искры чувства.
В подвалы слов не раз сойдет искусство,
Держа в руке свой потайной фонарь.

На всех словах - события печать.
Они дались недаром человеку.
Читаю: "Век. От века. Вековать.
Век доживать. Бог сыну не дал веку.

Век заедать, век заживать чужой..."
В словах звучит укор, и гнев, и совесть.
Нет, не словарь лежит передо мной,
А древняя рассыпанная повесть.

И.А. Бунин

СЛОВО

Молчат гробницы, мумии и кости,—
Лишь слову жизнь дана:
Из древней тьмы, на мировом погосте,
Звучат лишь Письмена.

И нет у нас иного достоянья!
Умейте же беречь
Хоть в меру сил, в дни злобы и страданья,
Наш дар бессмертный — речь.

А. Тарковский

СЛОВАРЬ

Я ветвь меньшая от ствола России,
Я плоть ее, и до листвы моей
Доходят жилы влажные, стальные,
Льняные, кровяные, костяные,
Прямые продолжения корней.

Есть высоты властительная тяга,
И потому бессмертен я, пока
Течет по жилам — боль моя и благо —
Ключей подземных ледяная влага,
Все ЭР и ЭЛЬ святого языка.

Я призван к жизни кровью всех рождений
И всех смертей, я жил во времена,
Когда народа безымянный гений
Немую плоть предметов и явлений
Одушевлял, даруя имена.

Его словарь открыт во всю страницу,
От облаков до глубины земной.
– Разумной речи научить синицу
И лист единый заронить в криницу,
Зеленый, рдяный, ржавый, золотой...