Формы организации деятельности обучающихся на уроках математики

Разделы: Математика


Как указывается в “Концепции модернизации Российского образования на период до 2010 года” одной из главных задач учителя является организация учебной деятельности таким образом, чтобы у обучающихся сформировались потребности в осуществлении творческого преобразования учебного материала с целью овладения новым знанием.

Работать над активизацией познавательной деятельности – это значит формировать положительное отношение школьников к учебной деятельности, развивать их стремление к более глубокому познанию изучаемых предметов. Основная задача учителя – повышение в структуре мотивации обучающихся удельного веса внутренней мотивации к учению.

Формирование познавательной активности возможно при условии, что деятельность, которой занимается ученик, ему интересна. Интересный учебный предмет – это учебный предмет, ставший “сферой целей” обучающихся в связи с тем или иным побуждающим его мотивом. Можно выдвинуть следующее предположение, если учитель правильно подберет формы организации процесса обучения, то данный процесс должен стать интересным и полезным, ученики будут активными, способными самостоятельно решать поставленные перед ними задачи, повысится уровень обучения школьников.

Обучение – это составная часть общения. Вся учебная работа на уроке происходит при определенном взаимодействии обучающего и обучаемого, т.е. учителя и ученика, а в какой – то мере и обучающихся между собой. Учитель оказывает на учеников воздействие словесно, с помощью интонации, мимики, жестов, обучающиеся воспринимают эти воздействия, реагируют на них, в зависимости от чего учитель строит свою дальнейшую деятельность. Характер этого взаимодействия и определяет форму работы на уроке.

Выделяют пять основных форм организации учебно-познавательной деятельности на уроке: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная, коллективная. Каждая из форм имеет свои недостатки и достоинства.

Характерной особенностью нашего времени является стремление многих учителей перестроить учебный процесс, активизировать обучающихся, заинтересовать их, приучить их к самостоятельной работе. Любой педагог, пробуждая интерес к своему предмету, не просто осуществляет передачу опыта, но и укрепляет веру в свои силы у каждого ребенка независимо от его способностей. Следует учить всех учеников воспитывать у себя силу воли, и целеустремленность при решении сложных заданий. Но для создания глубокого интереса обучающихся к предмету, для развития их познавательной активности необходим поиск дополнительных средств, стимулирующих развитие общей активности, самостоятельности, личной инициативы творчества обучающихся разного возраста. Все это и есть воспитание творческой личности в самом широком и глубоком понимании этого слова.

Применяя в течение ряда лет в своей практике нетрадиционные формы ведения уроков, сделала вывод, что именно такие уроки повышают эффективность обучения, предполагают творческий подход со стороны учителя и ученика. Это одна из форм активного обучения.

Урок-путешествие – это игра, но игра, решающая целый ряд познавательных и воспитательных задач. Мною отдается предпочтение виду игр, ставящих целью “преодоление этапов”. Урок - путешествие можно отнести именно к такому виду. В течение ряда лет я применяю такие уроки в 5-6-х классах, в основном, для обобщения тем. Включая в такие урок-путешествия станции “Историческая”, “полуостров Самоделкин”, “Остров невыученных уроков”, “Планета АССов”, учу детей мыслить широко, осуществляя связь с другими учебными предметами. Часто такие уроки являются открытыми.

В 9 -11 классах мною практикуются уроки – общественные смотры знаний.

Общественный смотр знаний - одна из форм проверки знаний обучающихся по определённой теме. Общественный, т.к. знание проверяет независимая комиссия, а не только ведущий уроки учитель. Общественный, так как на смотре присутствуют гости, которые входят в состав независимой комиссии.

Кроме того, что общественный смотр знаний является одной из форм контроля знаний, это одна из форм подготовки обучающихся к ЕГЭ, так как некоторые цели смотра совпадают с целями ЕГЭ: проверка знаний независимой комиссией, нестандартная ситуация, разный уровень заданий по сложности, оценка в баллах и перевод их в существующие сейчас отметки.

Общественные смотры целесообразно проводить не более двух раз в год, по темам достаточно сложным: решение треугольников, тригонометрические функции, уравнения и неравенства, производная и ее приложение, первообразная и интеграл. Методические рекомендации по подготовке смотра и его проведение могут использоваться учителями любого предмета. Проработав в течение ряда лет над разработками таких уроков, замечено, что организация соревнования между обучающимися создает положительную мотивацию обучения детей в целом. Вначале действует мотив: победить, но, так как победу приносят знания отдельной темы и математики в целом, то включается мотив - узнать глубже ту или иную тему.

Стимулирующим мыслительную и познавательную деятельность школьников является и подготовка творческого домашнего задания: составить кроссворд, который будет использоваться непосредственно на уроке, составить задачу, оригинально оформить и быть готовым задать ее однокласснику. И самое главное, оценки за урок у обучающихся бывают выше, чем на традиционном.

Но нужно отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что, в конечном счете, приведет к падению у обучающихся интереса к предмету и учебе.

Руководствуясь словами А. Дистерверга, что “развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен достигнуть этого собственными силами, собственным напряжением… А то, что человек приобрел не своими силами - не его”, строить работу нужно таким образом, чтобы в процессе ответа (или поиска ответа) на вопросы учителя ученик совершал мыслительные операции, тем самым способствовалось развитие его мышления. Одной из форм обучения, развивающих мышление обучающихся, является использование вопросов при фронтальном опросе, при решении задач на сравнение, требующих установления основных характерных черт, признаков, понятий и предметов, на установление причинно- следственных связей, требующие установления справедливости обратного утверждения.

Доктор психологических наук Я. А. Пономарев в своих исследованиях, изложенных в книге “Психология творчества”, показал, что основной составляющей творческого мышления является “логический механизм” и “интуитивный опыт”. Таким образом, если в качестве одной из главных задач ставить задачу развития и приобретения свойств и качеств личности, необходимых для исследовательской и творческой деятельности, то основной задачей в обучении можно считать задачу формирования и развития умений мыслить.

В данное время претворяется в жизнь программа информатизации сельских школ, что подразумевает широкое использование в работе персональных компьютеров, Интернета как учителем, так и учениками. Доступ к персональному компьютеру и услугам Интернета имеют на базе школы практически все обучающиеся, а 50 % из них и в домашних условиях. Обучающиеся могут самостоятельно создавать небольшие презентации, используя материал учебника и дополнительный, найденный в ходе использования электронных справочников и словарей. В школе ни одно из мероприятий не проходит без использования мультимедийного проектора. По моему мнению, получается эффектно, эстетично, интересно и познавательно для обучающихся, ведь они являются или создателями презентаций или помощниками учителя. С удовольствием обучающиеся составляют кроссворды, небольшие доклады, учась тем самым правильно и эстетически оформлять. Школьная газета “Переменка” электронной верстки неоднократно занимала призовые места на районном конкурсе школьной прессы. На республиканском конкурсе школьной прессы Грамотой был отмечен именно оригинальный дизайн газеты.

Немаловажным является и функционирование межпредметных связей. Например, уроки математики в 5-ом классе по теме “Умножение и деление десятичных дробей” кроме основных целей непосредственно по теме, содержали еще одну “Расширение знаний обучающихся об окружающем нас мире растений и диких животных именно нашей местности”. При изучении физики широко используется математический аппарат: умение составлять буквенные выражения и формулы, осуществлять в выражениях и формулах числовые подстановки и выполнять соответствующие вычисления, выражать в формулах основных видов одни переменные через другие. Обучающиеся 10-го класса при изучении темы “Производная и ее применение” переосмысливают формулы нахождения скорости, ускорения, силы тока с точки зрения определения производной.

Основные цели математического образования, поставленные перед учителем, продиктованы настоящим временем:

  • интеллектуальное развитие обучающихся,
  • формирование качеств мышления, характерных для математической деятельности и необходимых человеку для полноценной жизни в обществе;
  • овладение конкретными математическими знаниями, умениями и навыками, необходимыми для применения в практической деятельности, для изучения смежных дисциплин, для продолжения образования;
  • воспитание личности в процессе освоения математики и математической деятельности;
  • формирование представлений об идеях и методах математики, о математике как форме описания и методе познания действительности.

Анализируя их, можно сделать следующий вывод: школа должна научить детей учиться, обеспечить качественное самообразование и самосовершенствование, ученик должен удовлетворять требованиям современного времени, сущность которой состоит в том, что нужно готовить выпускника, умеющего личностно перерабатывать нужную информацию, а не только владеть ею. Этот процесс должен совершаться в течение всей человеческой жизни.

Повышение качества обучения тесно связано с совершенствованием методики организации занятий на уроке.

Для повышения качества обучения особое значение имеет развитие познавательного энтузиазма школьников, интереса к предмету. Обучающиеся должны понимать, каков смысл изучения предлагаемого материала. Более того, современные школьники вправе желать, чтобы учебная деятельность была интересной, давала удовлетворение. Развитию познавательной активности школьников способствует использование на уроке различных форм обучения. Однако мало обеспечить мотивацию учения и возбудить познавательный интерес ученика. Необходимо далее, во-первых, четко осознавать цели обучения и, во-вторых, показать, как эти цели могут быть достигнуты.

Для развития познавательной активности обучающихся важно не только сформулировать требования к их знаниям, но и вооружить школьников общей методологией научного познания. От фактов к постановке проблемы, от выдвижения гипотезы к выводу теоретических следствий, от нахождения идеи эксперимента к его реализации.

Как результат такой деятельности – высокая качественная успеваемость в классе, результативная сдача экзаменов, повышается процент поступления обучающихся в учебные заведения для продолжения обучения.