КВН по русскому языку для учащихся 3–5-х классов

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа


Цель:

  • популяризация русского языка;
  • активизация творческих способностей детей;
  • систематизация знаний по предмету.

Оборудование:

Ход мероприятия.

Вводная часть:

Ведущий:

- Мы начинаем КВН по русскому языку среди учащихся 4 классов. Сегодня нам предстоит определить лучшего знатока русского языка. Давайте познакомимся с участниками команд:

Представление команд. (Каждая команда называет свое название, девиз и представляет капитана)

- Жюри, которое будет оценивать работу команд, представляют…….

(называется состав жюри)

- Участникам КВН предстоит преодолеть 8 туров:

  • Старт
  • Исторический
  • Куча мала
  • Снежный ком
  • Зоологический
  • Конкурс капитанов
  • Сказочный
  • Ребус

- В каждом туре команды набирают определенное количество очков. Победит та команда, у которой будет их наибольшее количество. Итак, начинаем!

1 ТУР (СТАРТ)

А) Послушайте загадку:

Всегда он в работе, когда говорим.
А отдыхает, когда мы молчим

Что это? /ЯЗЫК/

Б) О каком значении слова указывает русский писатель И.А. Куприн, говоря о языке следующие слова:

Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”

В) А какие другие значения этого слова вы знаете? Напишите примеры

многозначности слова “язык”.

Г) Зачем нужно изучать русский язык? (домашнее задание: оценивается содержание ответа, рассказывание)

Подведение итогов 1 тура

2 ТУР /ИСТОРИЧЕСКИЙ/

А) Каждый раз начиная новую работу, учитель напоминает ученикам, что надо писать с “красной строки”. Объясните словосочетание “красная строка” (полминуты на подготовку ответа)

Б) Перед вами доклад посла Г. Микулина XV века:

“Встретил мя королевич дворовый воевода лорд Харберг Пенброк, а с ним князи на жеребцех и на конех в наряде и в золотых чепях, как въехали в посад в Лунду и в те поры по реке Темзе в судех и по берегом по обе стороны и по улицам людей добре много. А город Лунда Вышегород камен невелик стоит на высоком месте и около него воды обводные. А большой город, стена камна ж, стоит на ровном месте около его версты с четыре и больши; через реку Темзь меж посадов мост камен, а на мосту домы каменные и лавки и торг великой устроен со всякими товарами”

Какую страну и город посетил русский посол?

В) Чудными нам сейчас воспринимаются слова посла. Отголоски прошлого звучат в словах “перстень”, “перчатки”. История этих слов начинается с древнерусского слова “перст” - палец, тогда понятно становится их значение. Попробуйте “перевести” на современный русский язык следующие древнерусские слова: уста, чело, око, черногуз, седмица, катанки, обабок, морок, живот

Г) Налаживая торговые отношения с другими странами, наш язык пополнялся новыми заимствованными словами. Сейчас мы пользуемся ими как родными и совсем забыли родину их происхождения. Из данных слов вычеркните “заморские”, заимствованных из других языков:

Столица, пальто, медведь, дорога, заяц, погода, герой, картофель, квартира, лопата, магазин, солдат, месяц

Подведение итогов 2 тура

3 ТУР /КУЧА МАЛА/

А) Прочитайте строчки стихотворения Д. Родари “Чем пахнут ремесла?”

Сколько раз встречается звук [ ш] ?

У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской

Б) Восстановите из букв слова, запишите их. Какое слово лишнее? Почему?

ВЧТЕЕГР, ЕДАРС, ЯДНЕЛЕ, АПТНЦИЯ

В) Число “7” на Руси считалось магическим. Назовите пословицы, поговорки, устойчивые сочетания с этим числом

Подведение итогов 3 тура

4 ТУР /СНЕЖНЫЙ КОМ /

Составьте и запишите рассказ о нашем городе “цепочкой”, каждый участник команды пишет только два предложения.

5 ТУР /ЗООЛОГИЧЕСКИЙ/

А) Очень часто в русском языке мы употребляем устойчивые сочетания слов с названиями животных (фразеологизмы). А что они обозначают?

  1. Пишет, как курица лапой - ____________________
  2. На сердце кошки скребут - ____________________
  3. Комар носа не подточит - _____________________
  4. Как корова языком слизала - __________________
  5. Когда рак на горе свистнет - __________________

Б) А иногда мы наделяем человека свойством животного. Допишите высказывания:

  1. Голоден как __________,
  2. нем как ______________,
  3. упрям как ____________,
  4. важен как ____________,
  5. изворотлив как_____________.

В) Говорят, “не делай из мухи слона!” А в русском языке можно и не такое сделать! Надо только соблюдать одно условие – менять можно только ОДНУ букву. Попробуйте и вы сделать из волка…лося!

Подведение итогов 4, 5 туров

6 ТУР /СКАЗОЧНЫЙ/

А) Шалтай-Болтай, герой занимательной повести английского писателя Льюиса Кэрролла “Алиса в Зазеркалье” прочитал свои стихи:

Сверкалось… Скойкие сюды
Волчились у развел.
Дрожали в лужасе грозды,
И крюх засвиревел.

Задание: Выполните синтаксический разбор предложений.

Б) Герои “Сказки о потерянном времени” Евгения Шварца попали в беду – превратились в стариков. Но они могут опять стать детьми – для этого надо стрелки часов перевести назад. Да вот беда! Дверь в домик закрыта. Но дверь можно открыть, написав заветные слова: “Делу - время, потехе - час”. Ребята так и сделали. Откроется ли дверь?

Подведение итогов 6 тура

7 ТУР /КОНКУРС КАПИТАНОВ/

Составить наибольшее количество слов, используя буквы слова “простокваша

Подведение итогов 7 тура

8 ТУР/РЕБУС/

В ребусе “спрятана” загадка. Вам надо разгадать текст и назвать отгадку.

Ведущий: Наш КВН подошел к концу, жюри подводит итоги, но независимо от того, кто победит в этом конкурсе, помните, русский язык поистине великий, многогранный и выразительный. И сегодня мы с вами еще раз в этом убедились.

Подведение итогов, вручение призов. (Звучит музыка)

Список литературы:

  1. Костомаров В.Г. “Жизнь языка”- М.: “Педагогика”, 1984
  2. Канакина В.П. “Работа над трудными словами в начальных классах” М.: Просвещение, 1991
  3. Использован ребус www.rebuses.ru