Цель:
- популяризация русского языка;
- активизация творческих способностей детей;
- систематизация знаний по предмету.
Оборудование:
- раздаточный материал для команд Приложение 1
- листок учета для жюри Приложение 2
- сопроводительная презентация игры Приложение 3
- ответы на задания Приложение 4
Ход мероприятия.
Вводная часть:
Ведущий:
- Мы начинаем КВН по русскому языку среди учащихся 4 классов. Сегодня нам предстоит определить лучшего знатока русского языка. Давайте познакомимся с участниками команд:
Представление команд. (Каждая команда называет свое название, девиз и представляет капитана)
- Жюри, которое будет оценивать работу команд, представляют…….
(называется состав жюри)
- Участникам КВН предстоит преодолеть 8 туров:
- Старт
- Исторический
- Куча мала
- Снежный ком
- Зоологический
- Конкурс капитанов
- Сказочный
- Ребус
- В каждом туре команды набирают определенное количество очков. Победит та команда, у которой будет их наибольшее количество. Итак, начинаем!
1 ТУР (СТАРТ)
А) Послушайте загадку:
Всегда он в работе, когда говорим.
А отдыхает, когда мы молчим
Что это? /ЯЗЫК/
Б) О каком значении слова указывает русский писатель И.А. Куприн, говоря о языке следующие слова:
“Русский язык в умелых руках и в опытных устах – красив, певуч, выразителен, гибок, послушен, ловок и вместителен”
В) А какие другие значения этого слова вы знаете? Напишите примеры
многозначности слова “язык”.
Г) Зачем нужно изучать русский язык? (домашнее задание: оценивается содержание ответа, рассказывание)
Подведение итогов 1 тура
2 ТУР /ИСТОРИЧЕСКИЙ/
А) Каждый раз начиная новую работу, учитель напоминает ученикам, что надо писать с “красной строки”. Объясните словосочетание “красная строка” (полминуты на подготовку ответа)
Б) Перед вами доклад посла Г. Микулина XV века:
“Встретил мя королевич дворовый воевода лорд Харберг Пенброк, а с ним князи на жеребцех и на конех в наряде и в золотых чепях, как въехали в посад в Лунду и в те поры по реке Темзе в судех и по берегом по обе стороны и по улицам людей добре много. А город Лунда Вышегород камен невелик стоит на высоком месте и около него воды обводные. А большой город, стена камна ж, стоит на ровном месте около его версты с четыре и больши; через реку Темзь меж посадов мост камен, а на мосту домы каменные и лавки и торг великой устроен со всякими товарами”
Какую страну и город посетил русский посол?
В) Чудными нам сейчас воспринимаются слова посла. Отголоски прошлого звучат в словах “перстень”, “перчатки”. История этих слов начинается с древнерусского слова “перст” - палец, тогда понятно становится их значение. Попробуйте “перевести” на современный русский язык следующие древнерусские слова: уста, чело, око, черногуз, седмица, катанки, обабок, морок, живот
Г) Налаживая торговые отношения с другими странами, наш язык пополнялся новыми заимствованными словами. Сейчас мы пользуемся ими как родными и совсем забыли родину их происхождения. Из данных слов вычеркните “заморские”, заимствованных из других языков:
Столица, пальто, медведь, дорога, заяц, погода, герой, картофель, квартира, лопата, магазин, солдат, месяц
Подведение итогов 2 тура
3 ТУР /КУЧА МАЛА/
А) Прочитайте строчки стихотворения Д. Родари “Чем пахнут ремесла?”
Сколько раз встречается звук [ ш] ?
У каждого дела
Запах особый:
В булочной пахнет
Тестом и сдобой.
Мимо столярной
Идешь мастерской –
Стружкою пахнет
И свежей доской
Б) Восстановите из букв слова, запишите их. Какое слово лишнее? Почему?
ВЧТЕЕГР, ЕДАРС, ЯДНЕЛЕ, АПТНЦИЯ
В) Число “7” на Руси считалось магическим. Назовите пословицы, поговорки, устойчивые сочетания с этим числом
Подведение итогов 3 тура
4 ТУР /СНЕЖНЫЙ КОМ /
Составьте и запишите рассказ о нашем городе “цепочкой”, каждый участник команды пишет только два предложения.
5 ТУР /ЗООЛОГИЧЕСКИЙ/
А) Очень часто в русском языке мы употребляем устойчивые сочетания слов с названиями животных (фразеологизмы). А что они обозначают?
- Пишет, как курица лапой - ____________________
- На сердце кошки скребут - ____________________
- Комар носа не подточит - _____________________
- Как корова языком слизала - __________________
- Когда рак на горе свистнет - __________________
Б) А иногда мы наделяем человека свойством животного. Допишите высказывания:
- Голоден как __________,
- нем как ______________,
- упрям как ____________,
- важен как ____________,
- изворотлив как
В) Говорят, “не делай из мухи слона!” А в русском языке можно и не такое сделать! Надо только соблюдать одно условие – менять можно только ОДНУ букву. Попробуйте и вы сделать из волка…лося!
Подведение итогов 4, 5 туров
6 ТУР /СКАЗОЧНЫЙ/
А) Шалтай-Болтай, герой занимательной повести английского писателя Льюиса Кэрролла “Алиса в Зазеркалье” прочитал свои стихи:
Сверкалось… Скойкие сюды
Волчились у развел.
Дрожали в лужасе грозды,
И крюх засвиревел.
Задание: Выполните синтаксический разбор предложений.
Б) Герои “Сказки о потерянном времени” Евгения Шварца попали в беду – превратились в стариков. Но они могут опять стать детьми – для этого надо стрелки часов перевести назад. Да вот беда! Дверь в домик закрыта. Но дверь можно открыть, написав заветные слова: “Делу - время, потехе - час”. Ребята так и сделали. Откроется ли дверь?
Подведение итогов 6 тура
7 ТУР /КОНКУРС КАПИТАНОВ/
Составить наибольшее количество слов, используя буквы слова “простокваша”
Подведение итогов 7 тура
8 ТУР/РЕБУС/
В ребусе “спрятана” загадка. Вам надо разгадать текст и назвать отгадку.
Ведущий: Наш КВН подошел к концу, жюри подводит итоги, но независимо от того, кто победит в этом конкурсе, помните, русский язык поистине великий, многогранный и выразительный. И сегодня мы с вами еще раз в этом убедились.
Подведение итогов, вручение призов. (Звучит музыка)
Список литературы:
- Костомаров В.Г. “Жизнь языка”- М.: “Педагогика”, 1984
- Канакина В.П. “Работа над трудными словами в начальных классах” М.: Просвещение, 1991
- Использован ребус www.rebuses.ru