Задачи:
- Познакомить детей с музеями города Новокузнецка. Дать представление о назначении музеев.
- Способствовать развитию грамматического строя речи, связной речи, обогащать словарный запас.
- Расширять кругозор, поддерживать познавательный интерес к достопримечательностям родного города.
- Формировать эмоциональную отзывчивость детей на эстетическую красоту окружающего мира.
- Формировать умение работать коллективно, воспитывать дружеские взаимоотношения.
- Воспитывать любовь к родному городу.
Предварительная работа. Беседы о городе Новокузнецке. Рассматривание репродукций И.Шишкин «Зима», И. Саврасов «Весна», И. Левитан «Осень». Знакомство детей с жанрами: пейзаж, портрет, натюрморт. Складывание слов из букв.
Демонстрационный материал. Фотографии музеев города Новокузнецка. Конверт с буквами (М, У, З, Е, Й). Репродукции перечисленные выше. Дымковские игрушки. «Хохлома» блюдо, матрешки.
Раздаточный материал. Фишки по количеству детей. Разрезные картинки-фотографии: музей «Крепость», Кузнецкая крепость, Музей изобразительного искусства, Краеведческий музей, Музей народного прикладного искусства. Фломастеры, лист альбома сложенный как открытка, трафареты.
Художественное слово. Стихотворение «Мы с другом спешим в музей». Луценко М.В., стихотворение «Наш город».
Работа с родителями. Анкета «Как часто вы ходите с ребенком в музей?» Беседы с родителями о том, как проводить выходной день с ребенком. Рекламные афиши «Музеи города Новокузнецка». Открытые занятия для родителей.
Технические средства: система DVD, диск «Музеи города Новокузнецка».
Ход занятия
Воспитатель: (спрашивает детей, знают ли они, что такое тайна). Сегодня на занятии мы раскроем одну тайну. Какую? Откройте конверт и догадайтесь.
Дети находят буквы. Начинают высказывать предположения (будем читать, будем писать, догадываются, что нужно сложить буквы и тогда узнают ответ на свой вопрос).
У детей получается слово «Музей».
Воспитатель: Слово « музей» очень интересное. Что оно означает? Давайте попробуем объяснить, что такое музей? Откроем тайну музея!
Ответы детей: Музей – это место где много красивых вещей. В музеи много картин. В музеи есть кости мамонта. В музеи есть пушки и т.д.
Воспитатель (обобщает ответы детей): Правильно! Молодцы! А чтобы точно найти определение слова «Музей» обратимся к умным книгам. Откроем «Детскую энциклопедию». Музей – это греческое слово. «Муза» – богиня творчества, красоты, а слово «muzeon» – дворец музы. Самый первый музей был открыт очень давно, несколько веков назад, в Греции. Музей – это место под открытым небом, здания, дворцы, где собраны коллекции вещей по темам, по видам. Но бывают и малые музеи: дом, квартира, комната. Музеи бывают разные. В нашем городе их несколько.
Воспитатель: А вы ходили в музей? Расскажите, в какой музей и с кем вы ходили.
Ответы детей: Я ходила в музей с бабушкой, там мы смотрели выставку бабочек. Мне понравилась одна бабочка, но купить нельзя - это не магазин. В музеи только можно смотреть.
- А я ходил в музей с папой и мамой на выставку динозавров. Было очень страшно, но интересно. Они такие большие и двигаются.
- Я был с мамой в музеи изобразительных искусств, на выставке картин и икон. Мне очень понравилась и т.д.
Воспитатель: Дети, как надо себя вести в музее? Почему? Молодцы! Хотите, я вам расскажу, как два мальчика ходили в музей искусств? Что они там увидели? На эти вопросы вы сможете ответить, если внимательно послушаете стихотворение. Стихотворение называется «Мы с другом спешим в музей искусств».
Сегодня мы с другом спешим в музей искусств.
Мы слышали столько про этот музей,
От наших знакомых, родных и друзей.
И вот мы в музей знаменитый спешим,
В автобусе едим, в трамвае сидим.
В душе впечатлений у нас уже масса,
А мы еще только добрались до кассы!
Даем мы в окошко монеты и просим:
Пожалуйста, дайте билеты...
И вот уже проходим в зал, какая тишина!
И вот уже идем к картине, какая красота!
А вот еще одна картина, затем еще одна…
Проходим с другом мы по залу, не торопясь и чуть дыша.
А если нам понравилась картина, мы возвратимся к ней еще.
Чтоб насладиться и запомнить полотно.
Вот Шишкина пейзаж «Зима», а вот Саврасова – «Весна».
Здесь рядом сразу лето, и осень в золото одета.
Здесь натюрморт, а здесь пейзаж. Какой портрет! Какой пейзаж!
Вот блюдо, словно чудо с узором расписным.
Игрушки: кони, козлики с названием словно дым.
А вот еще матрешек ряд, смотреть их каждый будет рад.
Здесь тишина и красота, здесь отдохнет твоя душа.
Мы с другом в музей ходили...
Теперь ребята для всех и для друзей, мы смело скажем:
Как хорошо, что есть музей! Как хорошо, что можно всем туда пойти!
И отдых для души своей найти.
Во время рассказывания стихотворения воспитатель демонстрирует репродукции и предметы, которые перечисляются.
Воспитатель: Понравилось ли вам стихотворение? Вспомните, пожалуйста, в какой музей спешили ребята? Как они вошли в зал? Понравился мальчикам музей или нет? Зачем нужно ходить в музей?
Ответы детей.
Воспитатель предлагает отравиться в путешествие по Новокузнецку и посмотреть какие есть музеи в городе.
Физкультурная минутка.
Дети читают слова и выполняют движения.
Люблю по городу гулять, люблю смотреть,
Люблю считать.
Крепость – раз, музей – два,
Три высокие дома.
Четыре – парк, пять – стадион,
Шесть – площадь, семь – фонтан.
Вот восемь – длинный мост,
И Томь течет под ним.
Девять драматический театр,
А десять круглый цирк.
Еще могли бы мы гулять,
Но нам пора уж в детский сад.
Воспитатель: Пока мы гуляли по городу, проходили мимо музеев. Давайте посмотрим их.
Просмотр слайдов «Музеи города Новокузнецка».
Воспитатель: Вам понравились музеи? Чтобы пойти в музей с родителями, нужно знать их название. Вы запомнили их? Давайте поиграем в игру и повторим название музеев.
Дети делятся на подгруппы с помощью цветных фишек, получают конверты с разрезными картинками и собирают их.
Дидактическая игра «собери картинки».
Воспитатель: В какой музей мы пришли?
Дети отвечают на вопрос. Воспитатель обобщает ответы детей.
Воспитатель: Этот музей называется «Краеведческий». Кто из вас был здесь? Расскажите, что там видели. Правильно! Здесь мы можем познакомиться с историей нашего города.
Так дети проходят от стола к столу, смотрят фотографии и рассказывают о музеях.
Воспитатель (предлагает детям нарисовать приглашение в музей для родителей): Давайте нарисуем рисунки «символы» наших музеев. Это будет подарок вашим родителям.
Дети рисуют и объясняют свои символы.
Итог занятия.
Воспитатель: Дети, какую тайну мы сегодня открыли?
Дети вспоминают, чем сегодня занимались. Делятся впечатлениями. Любуются рисунками. Дарят родителям пригласительные билеты.