Цели:
- Обобщить знание детей о живой природе, о её разнообразии и изменчивости, о зависимости от неживой природы, т. е. от условий окружающей среды.
- Развитие познавательных способностей, коммуникативных навыков общения, умение увидеть новое в знакомом, делать выводы.
- Воспитывать любовь к природе.
Оборудование:
- презентация (см. Приложение), ребусы, глобус;
- карточки с названиями групп животных и с признаками живой природы;
- индивидуальные карточки из 1 части с объектами окружающего мира;
- плакат с контурными изображениями тигра, попугая, пальмы.
Ход урока
1. Организационный момент.
Есть одна планета – сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц, скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной
И стрекозы только тут,
В речку смотрят удивлённо.
- О чём идёт речь в стихотворении? (Слайд №1)
- А чем наша планета необычна и неповторима?
- Как вы думаете, мы всё знаем о нашей планете?
- Хотели бы сегодня открыть ещё 1 тайну Земли?
- Я предлагаю отправиться в путешествие на ...
Без разгона ввысь взлетает,
Стрекозу напоминает,
Отправляется в полёт
Наш российский ... (Вертолёт.) (Слайд №2)
- Почему не пешком? Не на самолёте?
- Хотели бы узнать, с чем связана тайна? Игра «Угадай-ка».
2. Актуализация знаний.
Кто на свете ходит
В каменной рубахе?
В каменной рубахе
Ходит ... (Черепаха.)Кто, позабыв тревоги,
Спит в своей берлоге? (Медведь.)Стоят в лугах сестрички-
Золотой глазок,
Белые реснички. (Ромашка.)
Две сестры, летом зелены,
К осени 1 краснеет,
Другая чернеет. (Смородина.)Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит,
Сядет и укусит. (Комар.)На зелёной хрупкой ножке
Вырос шарик у дорожки.
Ветерок прошуршал
И развеял этот шар. (Одуванчик.) (Слайды №3-8)
- Что общего? (Слайд №9)
- По каким признакам определили объекты живой природы?
На доске:
- Дыхание.
- Питание.
- Растёт.
- Рождается.
- Умирает.
- Движется.
- Размножается.
- Разделите на группы.
- Что знаете о растениях? (Кроссворд.) (Слайды №10-16)
- Что знаете о животных? («Зоркий глаз» – найди лишнее.) (Слайды №17-20)
На доске:
- Млекопитающие.
- Рыбы.
- Пресмыкающиеся.
- Птицы.
- Насекомые.
- Паукообразные.
- Моллюски.
- Земноводные.
3. Определение темы и задач.
- О чём будем говорить во время нашего путешествия?
- Откройте учебники на с.24-25.
- Рассмотрите растения. Сравните их. Обсудите различия.
- Что заметили?
- Почему на Земле такое разнообразие животных и растений?
4. Путешествие по природным зонам.
А)
- Отправляемся на … (Ребус «Север».)
- Что вы знаете о Севере? (Рассказ о Северном олене.) (Слайд №21)
- Как животные приспособились к суровому климату?
- Где находятся животные и растения Севера в учебнике?
- Прочитайте про карликовую берёзу.
- Обсудите, что необычного у этого растения?
- Почему такие листья и ствол?
- Как растения приспособились к суровому климату?
Б)
- Отправляемся на ... (Ребус «Юг».)
- Где находятся животные и растения тропических лесов в учебнике?
- Что можете сказать?
- Узнай объект по контуру. (Игра « Самый внимательный» – рассказы подготовленных учеников о тигре, попугае, пальме.) (Слайды №22-24)
- Как же приспособились животные и растения к жаркому и влажному климату.
В)
- Почему нашу планету называют «голубой»?
- Игра «Засели водоём». Из набора карточек выбери обитателей воды.
- Кого выбрали?
- Найдите в учебнике обитателей воды. Какое животное больше всего удивило, про то и прочитайте.
- Поделитесь информацией.
Г)
- Викторина «Самый-самый».
- Самое большое млекопитающее. (Кит.)
- Самое быстрое млекопитающее. (Гепард.)
- Самое высокое животное. (Жираф.)
- Самый лучший прыгун. (Кенгуру.)
- Самая большая хищная птица. (Гриф.)
- Самая хищная рыба. (Акула.)
- Самая крупная птица. (Страус.)
- Самое дружелюбное животное. (Дельфин.)
- Самые крупные плоды. (Хлебное дерево.)
- Самое толстое дерево. (Баобаб.)
- Самые длинные корни. (Фикус.) (Слайды №25-35)
- Почему на Земле такое разнообразие животных и растений?
- Как вы думаете, а может человек влиять на разнообразие и количество животных и растений? Как?
- Прочитайте стихотворение. (Слайд №36)
- Что можете сказать?
5. Итог.
- А теперь, проходя через «ворота знаний», поделитесь своими открытиями.