Цели и задачи урока:
- Образовательные: ввести понятия цены и стоимости товара, установить их связь.
- Развивающие: развитие умения решать текстовые задачи, развитие мышления, речи, самооценки у учащихся.
- Воспитательные: развитие внимательного отношения друг к другу, чувства взаимопомощи.
- Здоровьесберегающие: сохранение здоровья учащихся путём смены видов деятельности, проведением физминуток.
Оборудование:
- магнитная доска, интерактивная доска;
- карточки со словами: «длина», «масса», «объём», «периметр», «площадь», «цена», «количество», «стоимость», таблица «Магазин»;
- оценочные листы, презентация к уроку.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, ребята! Настройтесь на работу. Начнём наш урок.
(Слайд 2)
На партах у вас лежат листы самооценки, в которых вы будете оценивать свою деятельность, своё состояние на каждом этапе урока. В конце урока мы подсчитаем общий балл и узнаем, кто из вас хорошо усвоил новый материал (объяснение правил оценивания).
Оцените себя на первом этапе.
(Дети оценивают.)
(Слайд 3)
2. Актуализация знаний.
На магнитной доске слова: длина, масса, объём, периметр, площадь.
- Как вы думаете, почему данные слова я объединила в одну группу? (Эти слова называют величины, которые мы учили.)
- Если я вам скажу, что перечисленные слова как-то связаны с темой нашего урока, можете ли вы предположить, о чём пойдёт речь? (Возможно, мы будем работать с этими величинами. Может быть выучим новые величины.)
- Сегодня вы познакомитесь не с одной величиной, а с тремя.
Математическая разминка.
- Для начала проведём «Математическую разминку» и повторим пройденный материал (несколько человек работает индивидуально по карточкам).
- Проверим знание таблицы умножения и деления: называю значение выражения, а вы – выражения (табличные случаи). 9, 15, 6, 3, 12 (записывается на доске ряд чисел). (9 = 3 * 3, 9 = 27 / 3, 9 = 9 * 1...)
- Запишите данный ряд чисел в порядке возрастания. (3, 6, 9, 12, 15.)
- Установите закономерность и продолжите ряд на два числа. (Каждое последующее число увеличивается на 3, значит, следующими числами будут числа 18 и 21.)
- Обведите те числа, которые делятся одновременно на 2 и 3. (6, 12, 18.)
- Какие знания помогли вам быстро выполнить эти задания? (Знания таблицы умножения и деления.)
- Оцените себя на этом этапе.
(Слайд 4)
3. Постановка учебной проблемы.
- Бабушка решила купить своим внучкам двух одинаковых медвежат. Как вы думаете, хватит ли ей 100 рублей, чтобы заплатить за эти игрушки? (Дети высказывают свои предположения.)
- Можете ли вы дать точный ответ на мой вопрос? (Нет.)
- Что вы должны знать, чтобы ответить точно? (Сколько стоит один мишка.)
(Слайд 5)
4. «Открытие» учащимися нового знания.
1) Работа с плакатом «Магазин».
- Если вам нужно что-то купить, что вы должны знать, идя в магазин? (Что нужно купить, сколько это стоит и сколько надо заплатить на кассе денег.)
- Можете ли вы в магазине определить, сколько стоит та или иная вещь? Как? (На товаре есть ценник.)
- Что показывает ценник? (Сколько стоит 1 такой предмет.)
- Как по-другому можно сказать... (Цена.)
(Выставляется «цена» к названиям величин).
Оцените себя на этом этапе.
Физкультурная минутка.
Проводят дети (дежурная группа).
1, 2, 3, 4, 5 – все умеем мы считать.
Отдыхать умеем тоже:
Руки за спину положим,
Голову поднимем выше,
Глубоко мы все подышим.
Руки вверх, руки вниз,
За парту тихо ты садись.
Оцените себя на этом этапе.
2) Аналогично определяются величины «количество» и «стоимость».
(Названия величин добавляются к списку.)
- Вот с какими величинами нам предстояло познакомиться.
Оцените себя на этом этапе.
5. Первичное закрепление.
Стр. 12 № 3 (устно) – решение в тетради. (30 * 3 = 30 + 30 + 30 = 90(р.) и т.д. )
Стр. 12 № 4 – упражнения для пальчиков «Солнышко» (коллективно). Что вы можете сказать об этих задачах? (Они являются обратными друг другу.)
Оцените себя на этом этапе.
6. Самостоятельная работа.
Работа с таблицей. Составление задач, запись решений в тетради и на доске.
- Поработаем по рядам: первый ряд составляет задачу, в которой нужно найти стоимость; второй – количество; третий – цену.
(Дети составляют задачи. Объясняют свои действия. Записывают кратко правило, которое использовали при решении данной задачи.)
- Проверим. В каких единицах измеряются «цена», «количество» и «»стоимость»?
(Ответы детей.)
Оцените себя на этом этапе.
(Слайд 6)
7. Повторение.
Стр. 13 № 5 (по выбору).
(Дети выбирают себе понравившееся уравнение и решают его. Один ученик работает у доски.)
Оцените себя на этом этапе.
8. Итог урока.
- Чем сегодня мы занимались на уроке?
- С какими новыми понятиями познакомились?
Рефлексия (подсчёт баллов, баллы суммируются).
- 35-31 балл – ты работал сегодня отлично «Молодец!»;
- 30-25 баллов – работал хорошо, с темой урока разобрался;
- менее 25 баллов – не расстраивайся, у тебя обязательно всё получится!
- Нужна ли нам тема, которую сегодня изучали? Зачем?
(Дети подсчитывают баллы и объясняют значимость пройденной темы.)
(Выставляю отметки и комментирую их. За урок следует выслушать 2 самоанализа.)
(Слайд 7)
9. Домашнее задание.
Стр. 13 № 6-8 на выбор.