Оформление сцены: на стене сцены висит портрет В. Хлебникова, ниже – плакат со словами «Я для вас Звезда». Под плакатом справа нарисовано окно, символизирующее комнату, в которой жил В. Хлебников, слева изображен Астраханский кремль, в центре – озеро с плавающими лебедями. В глубине сцены стоит стол, на котором находятся раскрытая книга, чернильница с пером, керосиновая лампа. Рядом стоит стул с высокой спинкой.
Оформление зала: висят плакаты:
- «Одна из тайн творчества – видеть перед собой тот народ, для которого пишешь».
В. Хлебников - «Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие…»
Осип Мандельштам - «Подозреваю, что значителен Хлебников»
Александр Блок
На стенде помещены вырезки из газет и журналов, посвященные поэту, сборники стихов.
Ход мероприятия
Звучит песня «Три и два» на стихи В. Хлебникова в исполнении Алексея Хвостенко из сборника «Жилец вершин».
I-ый ведущий:
На стыке двух веков родилась поэзия, которую наши современники назвали поэзией серебряного века.
Серебряный век – это целое созвездие поэтов (Владимир Маяковский, Александр Блок, Анна Ахматова, Марина Цветаева, Николай Гумилев), в число которых входит выдающийся поэт и мыслитель Велимир Владимирович Хлебников.
II-ой ведущий:
Астрахань – родина предков Велимира Хлебникова. Хлебниковы рождались в ней испокон, крестились, венчались и отпевались в Петропавловской церкви. Литературовед Святослав Мирский утверждал: «Астрахань – исторический перекресток Азии и Европы, узловой центр торговли с Востоком, перепутье различных культур и религий – в значительной мере сформировали поэтический мир Хлебникова».
I-ый ведущий:
Пораженный необычным обликом города, его уникальной историей, Велимир в Астрахани создает свой шедевр-поэму «Хаджи-Тархан» – гимн городу предков, гимн сказочной Лебеди. Нет, не в 1919-м (как он сам утверждал), а уже в 1913 году Велимир Хлебников «показал», что умеет писать, как Пушкин.
Чтец:
Где Волга прянула стрелой
На хохот моря молодого,
Гора Богдо своей чертою
Темнеет взору рыболова
* * * * *
Здесь люда нет, здесь край пустынен,
Трепещут ястребы крылом.
Темнеет стень; вдали хурул
Чернеет темной своей кровлей,
И город спит, и мир заснул,
Устав разгулом и торговлей.
* * * * *
Ты видишь город стройный, белый,
И вид приволжского кремля!
Там кровью полита земля,
Там старец брошен престарелый,
Набату страшному внемля.
Уже не реют кумачи
Над синей влагою гусей.
Про смерть и гибель трубачи,
Они умчались от людей.
И Волги бег забыл привычку
Носить разбойников суда,
Священный клич «сарынь на кичку»
Здесь не услышать никогда.
Но вновь и вновь зеленый вал
Старинной жаждой моря выпит,
Кольцом осоки закрывал
Рукав реки морской Египет.
* * * * *
Уж вы не те, уж я не тот!
Казак сдувал с меча пылинку.
На лезвие меча дыша, и на убогую былинку
Молилась Индии душа.
«Хаджи-Тархан»
Уникальность Астрахани Хлебников видел в том, что она «соединяла три мира» – арийский, индийский и каспийский.
В ней он столкнулся с множеством вероучений, национальных традиций, легенд и преданий, давших богатую пищу для азиатских пластов его творчества. Таким образом, В. Хлебников вошел в мировую литературу произведениями с астраханской тематикой.
Размышляя о своей судьбе, он сказал: «Одна из тайн творчества – видеть перед собой тот народ, для которого пишешь».
II ведущий:
Велимир (Владимир) Хлебников родился в семье русских интеллигентов – подвижников 9 ноября 1885 года в Ханской ставке Малодербетовского улуса Калмыцкой степи.
Его отец, Владимир Алексеевич Хлебников, – ученый-орнитолог и природохранитель по призванию, брал маленького Виктора с собой в бескрайние калмыцкие степи, на озеро Цаца. Здесь он увидел белоснежных лебедей, царственно плавающих по его тихим, сонным водам, слышал топот полудиких табунов степных кобылиц – все это войдет и преобразится в его будущей поэтической «Стране Лебедии и державном Конецарстве».
Меня окружала степь, цветы,
ревучие верблюды.
С звенящим криком: «Сирота я»,
Летел лебедь, склоняя шею.
Я жил, природа вместе с нею
Танцевальная композиция «Лебеди».
I ведущий:
Он учился у отца понимать птичий язык, язык травы и ветра, но не стал орнитологом. Он стал поэтом, его младшая сестра Вера – художницей.
Поэзия околдовала душу Велимира и тот мир, который очаровал его с детства, вошел в его стихи, полные волшебства и музыки.
Эти стихи, свежие, как утренний ветер в калмыцкой степи, как запах диких лотосов в дельте Волги, можно назвать вольными птицами Хлебникова.
Чтец:
У колодца расколоться
Так хотела бы вода,
Чтоб в болотце с позолотцей
Отразились повода.
Мчась, как узкая змея,
Так хотела бы струя,
Так хотела бы водица
Убегать и расходиться,
Чтоб, ценой работы добыты,
Зеленее стали чоботы,
Черноглазые, ея.
Шепот, ропот, неги стон,
Краска темная стыда,
Окна, избы с трех сторон,
Воют сытые стада.
В коромысле есть цветочек,
А на речке синей челн.
«На, возьми другой платочек,
Кошелек мой туго полн». –
«Кто он, кто он, что он хочет?
Руки дики и грубы!
Надо мною ли хохочет
Близко тятькиной избы?» –
«Или? Или я отвечу
Чернооку молодцу,
О сомнений быстрых вече,
Что пожалуюсь отцу?
Ах, юдоль моя гореть!»
Но зачем устами ищем
Пыль, гонимую кладбищем,
Знойным пламенем стереть?
И в этот миг к пределам горшим
Летел я, сумрачный, как коршун.
Воззреньем старческим глядя на вид
земных шумих,
Тогда в тот миг увидел их.
«Конь Пржевальского»
Детские годы, проведенные в Калмыкии на Волыни, в лесах и степях Заволожья, влияние отца, привившего мальчику интерес к научным наблюдениям, первые навыки работы натуралиста, участие в экспедициях в Дагестан, на Урал, усердные занятия на физико-математическом факультете Казанского университета, куда Хлебников поступил в 1903 году – все это определило его судьбу. Однако в 1908 году он оставляет университетскую науку и отправляется в Петербург, где выбирает поприще стихотворца, точнее – поэзия избирает его.
II ведущий:
Весной 1908 года во время поездки в Крым он знакомится с поэтом Вячеславом Ивановым, одним из мэтров отечественного символизма. Читает ему свое стихотворение «Кузнечик».
Звучит песня «Кузнечик» на стихи В. Хлебникова в исполнении А. Хвостенко из сборника «Жилец вершин».
К 1910 году Хлебников покинул круг символистов, он уже произвел переворот в литературе, заложив основы новой эстетики и разработав принципы нового художественного метода – футуризма. И с этих пор он вступил в мир футуристов.
Сценка. За столом сидит В. Маяковский и читает стихи В. Хлебникова:
И вьюга веет хлопьями,
И носятся бесшумно духи.
Я продырявлен копьями
Духовной голодухи
«Всем».
Входит Александр Блок.
Маяковский: Вот, Александр Александрович, читаю Велимира Хлебникова. А вы читали?
Блок: Да, читал.
Маяковский: Осип Мандельштам идет.
Мы с Александром Блоком обсуждали творчество Хлебникова. Что вы можете сказать о нем?
Мандельштам: Хлебников возится со словами, как крот, между тем он прорыл в земле ходы для будущего на целое столетие.
Входит Велимир Хлебников.
Маяковский: Мы читали, Велимир, ваши стихи и говорили о новом направлении в литературе – футуризме.
Хлебников: Я считаю себя не футуристом, а будетлянином, потому что футуризм – слово итальянское, в переводе на русский язык означает будущее, но я противник всего иностранного. Я ищу новые исконнорусские слова. Я провозглашаю: «Я будетлянин! Время за нами, друзья! Ведь мы продолжаем творчество таких писателей, как Пушкина, Достоевского, Тютчева.
Оцените мои строки:
О, достоевскиймо бегущей тучи
О, пушкинаты млеющего полдня!
Ночь смирится, как Тютчев,
Безмерное замирным полня!
Блок: Подозреваю, что значителен Велимир Хлебников!
I ведущий:
Ранние стихи Хлебникова – прежде всего картины русской природы, леса, реки, но это пейзаж сказочный, возникший, как во сне.
Чтец:
Там, где жили свиристели,
Где качались тихо ели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей.
Где шумели тихо ели,
Где поюны крик пропели,
Пролетели, улетели
Стая легких времирей .
В беспорядке диком теней,
Где, как морок старых дней,
Закружились, зазвенели
Стая легких времирей .
Стая легких времирей!
Ты поюнна и вабна,
Душу ты пьянишь, как струны,
В сердце входишь, как волна!
Ну же, звонкие поюны,
Славу легких времирей!
«Там, где жили свиристели»
Ведущий. У Хлебникова никогда не было ни копейки, одна смена белья, брюки рваные, вместо подушки наволочка, набитая рукописями.
Его первый приезд в «город предков» приходится на 1911 год. Здесь он создаст не один прекрасный шедевр и испытает немало радостных и горьких минут.
Чтец:
Когда над полем зеленеет
Стеклянный вечер, след зари,
И небо, бледное вдали,
Вблизи задумчиво синеет,
Когда широкая зола
Угасшего кострища
Над входом в звездное кладбище
Огня ворота возвела, –
Тогда на белую свечу,
Мчась по текучему лучу,
Летит без воли мотылек.
Он грудью пламени коснется,
В волне огнистой окунется,
Гляди, гляди, и мертвый лег.
«Когда над полем зеленеет».
Полностью текст работы приведен в Приложении.