Пояснительная записка.
В последние десятилетия для России употребление молодежью алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ стало одной из самых серьезных проблем. По данным Всемирной организации здравоохранения суммарное количество больных с заболеваниями, вызванными приемом различных психоактивных веществ, за исключением курильщиков табака, составляет более 500 млн. человек. Отмечена тенденция неуклонного омоложения потребителей ПАВ: возраст первого знакомства с наркотиками – 11-17 лет. А случаи приобщения к употреблению табака, алкоголя, токсических веществ и того раньше – с 8-10 лет. Т.е. первое потребление ПАВ приходится на младший школьный возраст.
А что значит быть здоровым для ребенка? Это значит – развивать в гармонии свои духовные и физические силы, обладать выносливостью и уравновешенностью, уметь противостоять действию, как неблагоприятных факторов внешней среды, так и своего внутреннего мира. Как известно, здоровый образ жизни молодого поколения является залогом здоровья нации в целом. Вот почему так необходима и образовательная и воспитательная деятельность семьи, образовательных учреждений и всего общества по вопросам сохранения и укрепления здоровья.
Семья, к сожалению, не является в наше время местом формирования и укрепления здоровья ребенка. Социально-экономические изменения в нашей стране оказали негативное влияние на семью как социальный институт. Растет число неблагополучных семей, ослабляются воспитательные позиции семьи в обществе. Время общения детей и родителей существенно сокращается по разным причинам. Многие семьи перестали быть базой стабильности для ребенка, взрослые все чаще занимают отстраненную позицию в отношении детей.
В связи с этим возрастает роль образовательных учреждений в решении данной проблемы. Эффективность реабилитационных программ недостаточно высока, поэтому современный подход к решению проблемы злоупотребления ПАВ предполагает приоритет профилактической работы.
Профилактическая программа «Я и мое здоровье» рассчитана на подростков 12 - 13 лет и опирается на методологию формирования у школьников представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в наркотизацию и антисоциальную деятельность.
В данной программе применяются как традиционные, так и современные подходы к профилактической работе, которая проводится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Школьникам предоставляется объективная информация, в результате чего происходит формирование устойчиво-негативного личностного отношения к вредным привычкам.
Цель программы: способствовать пропаганде здорового образа жизни, изменению ценностного отношения к вредным привычкам и формированию личной ответственности подростков за свое поведение.
Задачи программы:
- формирование осознанного отношения к своему физическому и психическому здоровью;
- формирование важнейших социальных навыков, способствующих успешной социальной адаптации;
- воспитание негативного отношения к употреблению алкоголя, табака и других психоактивных средств;
- формирование адекватных способов поведения в различных жизненных ситуациях.
Общее количество занятий: 34, один раз в неделю.
Продолжительность одного занятия: 45 минут.
Количество детей в группе: 12-15 человек.
Алгоритм реализации программы:
Первый этап – диагностирующий (сентябрь, начало месяца).
Цель: изучение существующих в подростковой среде тенденций употребления ПАВ.
Второй этап: организационно-практический (сентябрь – май).
Цель: реализация профилактической работы в образовательном учреждении.
Третий этап: заключительный(май, конец месяца).
Цель: определение эффективности разработанной системы профилактики.
Принципы программы:
-
Аксиологичность (ценностная ориентация) – предполагает формирование у подростков мировоззренческих представлений об общечеловеческих ценностях, здоровом образе жизни, законопослушности, уважение к человеку, к окружающей среде.
-
Многоаспектность – включает сочетание различных направлений целевой профилактической деятельности.
- Социальный аспект – ориентированность на формирование позитивных моральных и нравственных ценностей, определяющих выбор здорового образа жизни, отрицательного отношения к приему ПАВ.
- Психологический аспект – направленность на коррекцию определенных особенностей личности, способствующих развитию зависимости от употребления ПАВ.
- Образовательный аспект – формирование системы представлений и знаний о социально-психологических, медицинских, и морально-этических последствиях злоупотребления психоактивными веществами.
Содержание программы
1. Самопознание: Кто Я есть?
Наука о здоровье. Что такое здоровье? Понятия здоровья и здорового образа жизни. Гомеостаз – условная норма состояния организма. Физиологические нормы существования организма. Физиологические измерения: частота пульса, температура тела, вес, рост, тесты на выносливость, гибкость, силу, координацию. Телосложение. Ткани, органы, системы органов. Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем. Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). Взаимосвязь физического и психического здоровья.
2. Самопознание: Я и другие
Правила межличностного общения. Базовые навыки позитивного общения. Взаимовлияние людей. Дружба. Половые различия в поведении людей (поведении мальчиков и девочек). Правила групповой деятельности. Положение личности в группе. Биологическое и социальное во взаимоотношении людей. Ролевые позиции в группе. Тренинг позитивного общения и взаимодействия. «Инструменты» общения: конструктивная критика, поддержка, убеждение. Конфликты с родителями, с одноклассниками, с учителями и способы их разрешения. Средства, способствующие разрешению конфликтных ситуаций и снятию эмоционального напряжения.
3. Предупреждение употребления психоактивных веществ
Общее представление о ПАВ. История распространения психоактивных веществ. Почему люди употребляют ПАВ. Ложные представления о допустимости употребления психоактивных веществ. Зависимость от психоак4тивных веществ: социальная, групповая, индивидуальная, физиологическая и психологическая. Употребление психоактивных веществ как слабость воли, зависимость, болезнь. Жизненный стиль человека, зависимого от ПАВ. Поведение с людьми, употребляющими ПАВ. Профилактика употребления ПАВ. Реклама – человек – здоровье. Стресс, способы борьбы со стрессом. Вред табачного дыма и алкоголя. Болезни человека, связанные с употреблением наркотиков, табака, алкоголя. Возможности, трудности и пути выздоровления курильщика, наркомана, алкоголика. Тренинг «Умение сказать: «Нет!». Юридическая и личная ответственность за распространение и употребление ПАВ.
Тематический план
№ |
Тема занятия |
Кол-во часов |
Диагностика |
||
1 |
Изучение мнения подростков по проблемам зависимостей. |
2 |
Профилактическая работа с подростками Самопознание: Кто Я есть? |
||
1 |
Наука о здоровье. Что такое здоровье? |
1 |
2 |
Гомеостаз – условная норма состояния организма. Режим дня, режим нагрузок, отдых, двигательная активность, закаливание. |
1 |
3 |
Телосложение. Ткани, органы, системы органов. |
1 |
4 |
Функции основных систем организма: сенсорной, костно-мышечной, сердечно-сосудистой, дыхательной. |
1 |
5 |
Функции пищеварительной, мочевыделительной, эндокринной, половой систем. |
1 |
6 |
Толерантность (отношение к людям с физическими особенностями). |
1 |
7 |
Взаимосвязь физического и психического здоровья. |
1 |
8 |
Контроль и проверка знаний. |
1 |
Самопознания: Я и другие |
||
1 |
Положение личности в группе. Ролевые позиции в группе. |
1 |
2 |
Общение. Базовые компоненты общения. |
1 |
3 |
Виды и формы общения: вербальное, невербальное. |
1 |
4 |
Отношения между мальчиками и девочками. Дружба. Правила общения и этикета. |
1 |
5 |
Практикум. Упражнения в умении общаться. |
1 |
6 |
Критика, способы реагирования на критику. |
|
7 |
Конфликты с учителями, родителями, друзьями и способы их разрешения. |
1 |
8 |
Контроль и проверка знаний. |
1 |
Предупреждение употребления психоактивных веществ |
||
1 |
Почему важно быть здоровым. |
1 |
2 |
Общее представление о ПАВ. Почему люди употребляют ПАВ. |
1 |
3 |
Курение – опасное увлечение. |
1 |
4 |
Суд над сигаретой. |
1 |
5 |
Реклама – человек – здоровье. |
1 |
6 |
Стресс и алкоголь. |
1 |
7 |
Способы борьбы со стрессом. |
1 |
8 |
Алкоголь и его последствия. |
1 |
9 |
Навыки критического мышления. |
1 |
10 |
Мифы об алкоголе. |
1 |
11 |
Умение отвечать за свое здоровье. |
1 |
12 |
Уверенное и неуверенное поведение. |
1 |
13 |
Мифы о наркотиках. |
1 |
14 |
Наркотики и закон. |
1 |
15 |
Умение сказать «Нет!» |
|
Повторная диагностика |
||
1 |
Определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ. |
2 |
Требования к знаниям и умениям
Ожидаемые результаты обучения выражаются в наборе определенных знаний и умений по каждому разделу программы.
После изучения раздела «Самопознание: Кто Я есть?» учащийся:
- умеет осуществлять простейшие физиологические измерения (частота пульса, вес, рост, температура тела, тесты на силу, выносливость, гибкость и координацию);
- имеет представление о собственной физической норме и умеет отличать отклонения от нее;
- понимает индивидуальные особенности строения тела;
- может соблюдать адекватный для своего организма режим нагрузок и отдыха, питания, достаточной двигательной активности, тепловой режим;
- должен доброжелательно относиться к физическим недостаткам других людей.
После изучения раздела «Самопознание: Я и другие» учащийся:
- умеет представить себя в выгодном свете;
- умеет аргументировано отстаивать свою правоту в конфликтных ситуациях с родителями, учителями, друзьями;
- обладает базовыми навыками позитивного общения (умение слушать, начинать, поддерживать и прекращать разговор);
- умеет критиковать, хвалить и принимать похвалу с учетом ситуации взаимодействия;
- понимает различия между людьми, уважает особенности их поведения;
- занимает активную позицию неприятия девиантных форм поведения (распитие спиртных напитков, курение, агрессия) в формальной группе.
После изучения раздела «Предупреждение употребления психоактивных веществ» учащийся:
- обладает представлением о здоровье и здоровом образе жизни;
- обладает сформировавшимся устойчивым представлением о том, что такое психоактивные вещества, чем они опасны;
- обладает устойчивой сформированной точкой зрения на наркоманию, алкоголизм, табакокурение, как сложно излечимые заболевания;
- знает алгоритм поведения в экстремальных ситуациях общения с наркоманами и алкоголиками;
- обладает необходимыми навыками отказа от приема психоактивных веществ в группе.
Методы и средства оценки результативности программы
В начале сентября (первый этап работы) и в конце мая (заключительный этап работы) проводится диагностика учащихся.
Цель диагностики первого этапа работы – изучение отношения учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей.
Методы:
- опрос и анкетирование (анонимное) с целью изучения состояния проблемы при работе с данной группой детей.
Примеры анкет, которые могут быть использованы в данной программе, представлены в приложении 1, 2.
Цель диагностики заключительного этапа работы – определение эффективности разработанной системы профилактики ПАВ.
Методы:
- опрос, беседа;
- анонимное анкетирование.
Сравнение результатов первичного и повторного анкетирования дает возможность изучить характер изменений в отношении учащихся к здоровому образу жизни и к проблемам зависимостей; сделать выводы об эффективности данной системы профилактики и на основании выделенных тенденций и закономерностей осуществить планирование дальнейшей работы по профилактике ПАВ.
В течение учебного года после изучения каждого раздела программы проводятся контрольные работы в форме лабораторно-практических работ, тестирования.
Методическое обеспечение программы
Профилактическую работу условно можно разделить на три периода: I период – организационный (сентябрь, начало месяца); II период – организационно-практический (сентябрь - май); III период – заключительный (конец мая).
Формы и методы работы
Формы работы: групповая работа, дискуссии, беседы, ролевые игры, лекции, опрос, анкетирование, метод поведенческих навыков (анализ и проигрывание конкретных жизненных ситуаций), психогимнастика.
Методы работы: стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество, метод переубеждения (предоставление учащимся убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков).
Алгоритм занятия:
I. Вводная часть:
- актуализация имеющегося опыта и житейских знаний.
II. Основная часть:
- формирование новых представлений;
- отработка личной стратегии поведения.
III. Обобщение:
- осмысление полученного опыта.
Примеры конспектов занятий представлены в приложении 3.
Дидактический материал
- тетради для записи,
- ручки, карандаши,
- релаксационная музыка,
- доска, мел,
- плакаты, карточки с описаниями ситуаций,
- образцы рекламных проспектов, рекламирующих товары, алкоголь, табак,
- иллюстративные материалы.
Приложение 1 - Анкета (изучение отношения подростков к здоровому образу жизни)
Приложение 2 – Анкета (изучение мнения подростков по проблемам зависимостей)
Приложение 3 – Конспекты занятий. Тема: «Почему важно быть здоровым»