Цели:
- Развитие базисных психологических факторов, способствующих коррекции и развитию речи (зрительного, тактильного, слухового гнозиса; сенсомоторных, пространственных, динамических процессов, межполушарного взаимодействия; дыхательной и темпоритмической функции).
- Расширение представлений детей о цвете (погружение в жёлтый цвет), развитие умения тонко чувствовать цвет через эмоции.
- Воспитание сочетанного движения речевого аппарата и кистей рук под музыку (биоэнергопластика).
- Развитие мелкой мускулатуры рук с элементами светоцветовой терапии (аппарат "Биоптрон").
- Автоматизация звука [ Ж ] в словосочетаниях и фразовой речи.
- Практическое усвоение согласования прилагательного с существительным в роде, числе и падеже (прилагательное "жёлтый").
- Развитие связной речи через цветовосприятие.
Оборудование:
- цветные крышечки от напитков;
- картонные зверюшки с двумя отверстиями для пальцев;
- картонные "дорожки" - силуэты на все цвета радуги;
- адаптированная детская музыка;
- игрушки жёлтого цвета, игра "Рассели игрушки в домики";
- картинки эмоций и цветные сигналы для игры "Какого цвета настроение";
- шляпа из картона и силуэты предметов для игры "Фокусник";
- лист А4 с дорожкой из квадратов, фломастеры; аппарат "Биоптрон" фирмы Цептер с системой цветотерапии.
Ход занятия
1. Организационный момент.
Логопед. Здравствуйте! Я рада вас видеть! Поздоровайтесь друг с другом ладошками (дети растирают друг другу ладони до теплоты). Пошлите горячие приветы нашим гостям (дети машут ладошками).
2. Работа по теме.
Логопед. Перед вами белая снежная дорожка. Вы хотели бы по ней отправиться в путешествие? (Заслушать ответы детей.) Мы будем шагать и высоко поднимать ноги, чтобы не увязнуть в снегу (дети шагают по картонным силуэтам-сугробам).
Стало холодно, даже ручки опять замёрзли. Как их можно согреть? (Заслушать ответы детей.) Давайте включим наше "солнышко", искупаем ручки в тёплых лучиках (ладони детей просвечиваются жёлтым светом аппарата "Биоптрон" 10 секунд).
Что вы ощущаете? (Дети отвечают, что чувствуют приятное тепло.)
Теперь разогреем ротик.
Биоэнергопластика под музыку.
Дети выполняют артикуляционные упражнения перед зеркалом с включением кистей обеих рук. (Ястребова А.В., Лазаренко О.И., Хочу в школу! Система упражнений, формирующих речемыслительную деятельность и культуру устной речи детей. - М.: АРКТИ.)
Логопед. Давайте в разноцветное путешествие возьмём с собой друзей - Тигрушу, панду Ленточку и ёжика Ластика.
Пальчиковая гимнастика "Зверюшки на дорожке".
Дети просовывают в отверстия силуэтов зверюшек пальчики-ножки, "обувают" крышечки - башмачки и шагают по столу, проговаривая стишок:
Звери крышечки обули.
Смело в них вперёд шагнули.
И пошли по переулку
На весёлую прогулку.Лапки, как у балеринки,
Но обутые в ботинки.
Каждый пальчик буд-то ножка,
Только шаркает немножко.
Логопед. Вот перед нами красная цветочная дорожка, пойдём и узнаем о чём-то интересном.
Игра "Фокусник" (развитие зрительного гнозиса)
Логопед. - Посмотрите, что это? (Шляпа)
- Кто мог её потерять? (Волшебник, фокусник)
- Вы знаете, что фокусники прячут в свою шляпу много загадочного. Угадайте, что показалось? (Логопед постепенно выдвигает из шляпы силуэты жука, ужа, жирафа, ежа; дети должны угадать их как можно быстрее.)
Логопед. - Теперь настала очередь апельсиновой дорожки (оранжевой). Идите осторожно, наступайте через два апельсина на третий. Как вы думаете, а настроение может быть цветным? (Заслушать ответы детей.)
Игра "Какого цвета настроение?"
Логопед. Нам встретились дети. Их лица выражают разные эмоции. Попробуйте определить какого цвета радость, злость, испуг, грусть, хитрость, спокойствие. Положите фишку того цвета, который передаёт это настроение. Прислушайтесь к себе. (Заслушать ответы детей.)
Логопед. Какая яркая жёлтая дорожка!
Вхождение в цвет.
Какое настроение она у вас вызывает? Прислушайтесь к себе. (Дети - солнечное, весёлое, доброе.) Это холодный цвет или тёплый, добрый или злой, весёлый или грустный? Жёлтый цвет называют застывшим солнечным светом. Он помогает, когда мы себя плохо чувствуем, болеем, грустим. Жёлтый цвет постарается, чтобы вы стали внимательнее и научились лучше думать.
Давайте поиграем с ним, подержим в руках эти жёлтые игрушки. Назовите их со словом "жёлтый" (жёлтый банан, жёлтая мозаика, жёлтое яблоко, жёлтые лимоны).
Игра "Рассели игрушки в домики".
Логопед. Про какую игрушку можно сказать "моя", "мой", "моё", "мои". Разложите игрушки к своим домикам (дети выполняют, говоря о своей игрушке - моя жёлтая мозаика, мой жёлтый банан, моё жёлтое яблоко, мои жёлтые лимоны).
Удобно шагать по зелёной дорожке из зелёных бантиков, но мешает продолжить путь тяжёлый камень. Мы сможем убрать его, если сыграем песенку на весёлых "язычках" (дети играют на "язычках" с опорой на ритмическую схему).
Логопед. Пора немного отдохнуть. Я прочитаю рассказ, а вы раскрашивайте свои полосочки из квадратиков, ведь они такие скучные. Каждый квадрат может быть только того цвета, каким обычно бывает предмет.
Цветной рассказ "Кто как одет".
Наступила золотая осень. Дни стали ненастными, ночи холодеют. На огородах стали овощи убирать, чтобы не попортились и не помёрзли. Сначала убрали огурцы - голыши. Потом лук в бумажных рубашках. Потом бобы в шерстяных чулочках. Убрали репу, морковь, свеклу и разную петрушку. Одна капуста осталась. Её позже всех убирают. У неё 70 одёжек, она холода не боится.
Э.Шим
(Повторное чтение.)
Логопед. Смотрите на свои разноцветные дорожки - планы, и рассказывайте рассказ. (Пересказ рассказа с опорой на зрительный план.)
3. Итог.
Логопед. Подходит к концу наше путешествие, но ещё остались цветные дорожки, мы прошагаем их в следующий раз. Спасибо вам за помощь. Но какое сейчас у вас настроение?
- Своё я пошлю по факсу.
Игра "Телефон - факс".
Логопед рисует на спине ребёнка солнышко. Дети рисуют его друг другу. Последний ребёнок рисует солнышко мелом на доске.
- Какое замечательное солнечное настроение!