Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С (написание сочинения-рассуждения) и В8 (анализ текста, средства выразительности)

Разделы: Русский язык


Цель урока: 1) дидактическая по способу работы – совершенствовать навык моделирования сочинения-рассуждения: формулировать проблему, комментировать её, учиться видеть позицию автора, используя при этом подготовительный материал, совершенствовать умение выражать собственное мнение, находить аргументы для его доказательств из литературных произведений;
2) развивающая - развивать навык видения нужного средства выразительности в тексте с целью развития умения употреблять эти средства в речи, развивать логическое мышление, речь, творчество;
3) воспитательная – воспитывать нравственные качества, патриотизм, гражданственность, воспитывать интерес к языку.

Ход урока.

1. Вступительное слово учителя.
Ребята, мы продолжаем готовиться к ЕГЭ, совершенствовать свои навыки.
- Как вы считаете, какие задания ЕГЭ самые сложные? (С и В8)
- Учитывая это, тема нашего урока: «Совершенствование навыков выполнения экзаменационных заданий С и В8 (анализ текста, средства выразительности)».
СЛАЙД №1.
- Я ставлю перед вами задачи:
1) Развивать навык видения нужного средства выразительности в тексте с целью развития умения употреблять эти средства в речи.
2) Продолжить работу над моделированием сочинения-рассуждения.
3) Учиться видеть в аллегорическом изображении реальные черты

Эпиграф урока. Имя урока.
«Всё то, чего коснётся человек,
Озарено его душой живою». (С. Я. Маршак)

 СЛАЙД №2.
- Что означают эти слова С. Я. Маршака? На этот вопрос мы ответим в конце урока.

2. А сейчас приступим к работе с текстом.
- Перед вами текст лирического произведения. Это стихотворение Шаферана «Журавлёнок», положенное композитором Колмановским на музыку и ставшее песней.
Знакомство с текстом и его анализ.
Приложение №1.
- Что это за текст? (текст-проблема)
Читаю цитату из книги В. Александрова, написанную на доске.
«Рассматривая лексический уровень текста-проблемы, мы должны выяснить, какие слова в стихотворении являются главными, ключевыми, почему именно на эти слова ложится основная идейная нагрузка, какой смысл они выражают? Ключевые слова – это слова, которые имеют наибольшее значение для воплощения авторской мысли, определяют смысловой и эмоциональный фон произведения. Часто ключевые слова выступают в качестве названия произведения».
Давайте поразмышляем над содержанием произведения.
- Как называется текст? Почему? (Именно поведение журавлёнка вызывает нас на размышления).
- Почему журавлёнок так себя ведёт? (радуется)
- Почему он торопит вожака? (считает, что там вдали лучше)
- Что скрывается под словом ТЕПЛЕЙ? (богаче, обильнее)
- Все ли журавли так считают? Почему?

3. Я предлагаю вам выполнить задание В8 по этому тексту.
Приложение №2.
- Каков порядок выполнения этого задания?
(Выполнение - 7 минут. Проверка.)
- Зачем всё это нужно знать: тропы, стилистические фигуры? (чтобы самим использовать в письменной речи).
«Практика без теории слепа, а теория без практики бесплодна», - говорит русская пословица.

4. Закрепим свои знания на практике.
- Следующий этап нашего урока – моделирование сочинения – рассуждения. Мы попробуем не только смоделировать сочинение – рассуждение, но и использовать свои знания для достижения выразительности.
1) С чего всегда начинается работа над сочинением? (с постановки проблемы)
2) Что такое проблема? (это задача, вопрос, который требует разрешения)
- Мы уже установили, что текст построен на антитезе.
- Только ли о журавлях пишет поэт?
- Как называется такой приём? (аллегоричность)
Поэтому в дальнейшем, размышляя над текстом, мы будем переносить проблемы на жизнь людей.
- Бывает ли в жизни так, что человек, особенно молодой, стремится скорее покинуть Родину, отчий край, надеясь, что где-то там, далеко лучше, богаче?
Сформулируйте проблему.
(Следует ли в трудных случаях прислушиваться к совету старших?)
- Выполняя задание В8, мы выяснили, что поэт употребляет лексический повтор. Зачем он это делает? (пытается заострить внимание именно на этом).
ЗАПОМНИ!
- Иначе что будет? (не станешь настоящим журавлём, ЧЕЛОВЕКОМ)
- А что значит – стать настоящим человеком? (любить Родину, помнить о тех, кто вырастил тебя, поставил на ноги, дал путёвку в жизнь, то есть остаться благодарным, не забыть о тех, кто вложил в тебя душу, кусочек своего сердца, стать гражданином, не остаться равнодушным к проблемам страны, всегда встать на её защиту)
Сформулируйте проблему.
(Любить Родину – это стать её гражданином. Так ли это?)
СЛАЙД №3. (задание №1)
Самостоятельное творчество.

5. Следующий этап сочинения – выражение авторской позиции.
Обратите внимание на последнюю проблему. Используя её, мы выполняли задание В8.
- Какие изобразительные средства языка и стилистические фигуры помогают понять авторскую позицию? (обращения, эпитеты).
- Как можно по обращению определить отношение автора к проблеме?
(ДРУЖОК –экспрессивная, оценочная роль суффикса).
Ещё маленький, несмышлёный, надо помочь, научить, подсказать. Помогают понять позицию автора и эпитеты.
СЛАЙД №4 (задание №2).
Самостоятельное творчество.

6. А теперь, на мой взгляд, самая трудная часть сочинения: выражение собственной позиции.
- Как, с помощью каких штампов можно выразить свою позицию по поднятой проблеме?
- Тип речи вам задан изначально. А каким стилем вы будете пользоваться? (публицистическим). - Почему?
а) рассуждение подразумевает публицистический стиль речи;
б) назначение публицистического стиля – привлечь внимание к проблеме
вызвать интерес.
- Какие средства языка вы используете?
( Стилистические фигуры. Они более употребительны в публицистическом стиле.)
- Достаточно ли просто выразить свою позицию? (Нужно её доказать, используя 2 примера из литературных произведений).
СЛАЙД №5 (задание №3)
- Какие вводные слова можно использовать при доказательстве?
Вам было дано домашнее задание: подготовить доказательство по одной из проблем. Сейчас им можно воспользоваться.
Самостоятельное творчество.

7. Существует такая поговорка: «Конец – делу венец».
Она красноречиво говорит о значимости заключительной части сочинения.
- Как же смоделировать заключительную часть?
СЛАЙД №6.
Самостоятельное творчество.
МУЗЫКАЛЬНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ,

8. Итог урока. Возвращение к эпиграфу.
- Что он означает?
(Любое дело, которого коснётся человек, должно быть не только правильно выполнено, в него ещё нужно вложить свою душу, а это значит эмоции, чувства. Тогда никто не останется равнодушным).
Выставление оценок.