Разработка урока развития речи в 8-м классе "Публицистический стиль речи" в рамках проекта "Великая сила печатного слова"

Разделы: Русский язык


 (2 урока)
ЦЕЛИ УРОКА
Образовательные:

  1. Знать особенности строения устных и письменных публицистических высказываний.
  2. Знать жанровые особенности публицистики,  тематическое разнообразие текстов публицистического стиля речи, историю развития публицистики и её роли в жизни общества.
  3. Уметь строить высказывание публицистического стиля речи в устной и письменной форме.

Развивающие:

  1. Уметь анализировать тексты публицистического стиля (определение темы, идеи, жанровых особенностей, признаков стиля).
  2. Формировать умение детального слушания (способность осознавать важные смысловые компоненты высказывания); критического слушания  (умение после прослушанного высказать свое мнение).
  3. Формировать  умение анализировать, сопоставлять жизненные наблюдения и языковой материал.

Воспитательные:
1.   Воспитание потребности в знаниях.
2.   Воспитание коммуникативной культуры.
3.    Обеспечение тесной связи обучения с жизнью.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
1.Учебное пособие «Русская речь» под редакцией Никитиной Е.И.,
2. Таблицы «Стили речи», «Речевая ситуация»,
3. Раздаточный материал (схемы «Стили речи», «Речевая ситуация»),
4.Толковый словарь.

Ход урока:

1. Организационный момент  (0,5 мин.)
Здравствуйте! Сегодня в гимназии праздник печати, который называется «Великая сила
печатного слова», и поэтому наш урок посвящен сегодня СЛОВУ.

2. Слово учителя  (5 мин.)
«Слово – дело великое. Великое потому, что словом можно соединить  людей, словом можно и разъединить их, словом можно служить любви, словом же служить вражде и ненависти», - писал Л.Н.Толстой. Об этом рассказывает и притча о мудрости Эзопа: когда его хозяин попросил принести самое ценное, что есть на Земле, тот принес язык на подносе. На просьбу хозяина принести самое ужасное на Земле, Эзоп вновь принес язык на подносе, сказав, что это самый прекрасный дар человека и одновременно самый ужасный.
(на доске учитель пишет СЛОВО)
- Почему наш урок начинается именно со слова? (Благодаря слову люди понимают друг друга, словом воздействуют на мысли и чувства, познают новое.)
Оказывается, стиль речи, о котором сегодня на уроке пойдет речь, раньше назывался ПЛЕТЕНИЕ СЛОВЕС (записать под СЛОВОм на доске) и является самым древним по происхождению. Конечно, вы поняли, о чем идет речь – о публицистическом стиле речи. И первым публицистом в России считается Феофан Прокопович, церковный деятель, соратник Петра I.

3. Проверка домашнего задания.
Индивидуальное задание – подготовить сообщение о Ф.Прокоповиче.
Примерный план ответа:
- краткие биографические сведения;
- роль Прокоповича как пропагандиста реформ Петра Великого;
-церковные проповеди – путь к сердцам людей;
- законотворчество («духовный регламент») как способ говорить о проблемах общества;
- Ф.Прокопович – первый публицист, так как говорил о проблемах, волнующих общество.
(на доске:  пропо ВЕДЬ – веду словом)
Беседа :
- Почему именно церковный деятель стал первым публицистом?
( Ф.П. обладал даром убеждения,  т.к. в совершенстве владел словом;  во-вторых,  влияние церкви на сердца и души русского человека всегда было огромным. Люди верили тому, что слышали из уст церковнослужителя.)
- Какие проблемы могли волновать общество в тот момент? (Конечно, это реформы Петра Великого, которые не могли не волновать русского человека.)
-Какова этимология слова ПУБЛИЦИСТИЧЕСКИЙ? ( от латинского «народ, зрители, слушатели»)
Сегодня на уроке нам нужно выяснить, каковы жанровые особенности публицистического стиля речи; какие проблемы могут стать предметом размышления публицистов. Но для этого нам, прежде всего, нужно вспомнить особенности публицистики как стиля речи.

Сообщение «Публицистический стиль речи» (индивидуальное домашнее задание).
План ответа:

  1. Цели употребления.
  2. Сфера употребления стиля.
  3. Жанры.
  4. Признаки стиля.
  5. Проблемы,  поднимающиеся в текстах публицистического стиля.

По ходу выступления учащегося вывешиваются на доске таблицы : черты стиля, признаки стиля, жанры стиля.

4. Объяснение нового материала. (7-10 мин.)
Беседа
Мы живем в мире, настолько далеком от времени, когда появились первые публицистические высказывания, что кажется: проблемы, волнующие нас сегодня, отличаются кардинально от тех, что были в прошлом.
-Скажите, что на данный момент может стать темой обсуждения в публицистике?
( вопросы войны и мира, образование, сфера обслуживания, проблемы семьи и личности, политика, экология)
-Где мы встречаемся публицистические высказывания? ( СМИ, предвыборная агитация, статьи в журналах)
-Какие жанры публицистики вам известны? (выступления устные и письменные, статьи, очерки)
-Какими свойствами должно обладать публичное высказывание, чтобы говорящий или пишущий смог убедить слушателей или читателей? (общедоступность, логичность, правильное речевое оформление, эмоциональность; понимание проблем, существующих в обществе.)
- Как вы думаете, устное или письменное высказывание оказывает большее воздействие на человека? (Потому что происходит непосредственный контакт, восприятие речи зависит от личности, эмоциональности говорящего).
- Легко ли выступать перед аудиторией?
Д.С.Лихачев говорил: « Чтобы выступление было интересным, выступающему самому должно быть интересно выступать, материал для него самого должен быть удивительным». Сам Д.С. Лихачев был очень талантливым публицистом, и сегодня нам предстоит знакомство с его «Письмами о добром и прекрасном». Это цикл статей, адресованных молодому поколению. Образцом публицистического высказывания можно считать статью « Человек должен быть интеллигентен».
Работа с текстом публицистического стиля речи.
Обсуждение статьи, беседа.
- Что такое интеллигентность, по-вашему?
-Как относится интеллигентный человек к окружающим, по мнению Д.С.Лихачева?
-Какие поступки для него характерны?
-Почему невозможно перечислить всего, что делает и чего не делает интеллигентный человек?
-Почему, по мнению Д.С.Лихачева, интеллигентность – залог долголетия?
-Какова основная мысль высказывания Д.С.Лихачева?
Вы можете согласиться или не согласиться с точкой зрения автора, но если обратиться к происхождению слова «интеллигентный», то в переводе с латинского оно означает «понимание, рассудок».  Человек понимающий, умный, начитанный может называться интеллигентным.
Проблема, поднятая автором,  не утратит своей актуальности ещё долгое время. Но существует и много других проблем в современном обществе. Сегодня вы попробуете себя в качестве публицистов.
Работа в группах
Работая в группах, вам нужно подготовить небольшое выступление (время на работу 15 мин.), пользуясь памяткой выступающему и обязательно соблюдая структуру выступления ( рассуждение).
Темы:
Выборы. Важны ли они для меня?
Взрослые и дети: пограничные миры?
Какова функция периодической печати в современном обществе?
Интеллигентный человек сегодня: кто он?
Индивидуальные выступления, обсуждение.

5. Вывод
Несмотря на то, что в нашем обществе происходят колоссальные изменения, меняются люди, их взгляды, но существуют проблемы, которые будут волновать человека и через 100, и через 200 лет. И будем надеяться, что публицистика сможет доносить  до читателя и слушателя самую важную информацию, информацию, которая заставляет человека думать.  Сегодня вы поняли насколько сложно работать с публицистическим выступлением. Этому нужно учиться.

6. Домашняя работа
Дома каждый из вас внимательно перечитает статью Д.С.Лихачева, поразмышляет над прочитанным, вам предстоит творческая работа « Мои размышления по поводу статьи Д.С.Лихачева». Вы дома будете работать со словом, самым  прекрасным  из даров человека, благодаря которому мы можем общаться, передавать  мысли, говорить о проблемах, волнующих всех и каждого в отдельности.