Урок географии в 8-м классе по теме "Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения"

Разделы: География


Цель урока: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири и проблемах их освоения.
Цели и задачи урока: Сформировать представление о природных ресурсах Западной Сибири, показать роль ресурсов Западной Сибири в экономике России. Рассмотреть проблемы освоения ресурсов, познакомить с экологическими проблемами.- Слайд№2

 Оборудование: Физическая карта России; экологическая карта России, схема классификации природных ресурсов, коллекция горных пород, условные обозначения ресурсов – на отдельных листах, рисунки, мультимедийная презентация, картины с растительностью Сибири.

Тип урока: комбинированный.

Ход урока

Слайд№3-

Девиз: «Всем Сибирь щедра и богата!
Здесь для юности край непочатый.
Впрочем, что убеждать вас стихами
Приезжайте…Увидите сами!»
Казимир Лисовский.

1. Организационный момент

 Слайд№4-Равнина. Равнина

Ни яра, ни пади
Равнина на север
Равнина на юг
Как будто гористую
Землю разладил
Какой-то гигантский утюг.

Слайд№5 Учитель. - Здравствуйте дети! Садитесь! Откройте, пожалуйста, свои тетради. Придумайте прилагательные, характеризующие Сибирь по первым буквам слова СИБИРЬ.

Например: «С»- Северная, суровая;
« и»- индивидуальная, и т. д.
«б» - богатая, большая;
«и»- интересная….
«р» -речная, ресурсная…
Вам три минуты на составление.

Написали, давайте послушаем, у кого что получилось. Выслушав ответы детей назвать свой вариант из истории происхождения этого слова.
Слайд №6-Сибирь-с китайского « Западное захолустье», на картах Азии в 13 веке- показана страна Ибир или Сибир расположенная между Енисеем и Нижней Тунгуской. От монгольского Сибирь- « дремучий лес». Но вероятнее всего, что название Сибирь произошло от названия реки

 «Сибирчатаяха» в переводе с ненецкого « си » -отверстие, дыра, брешь; « перча- возвышенность, « то»-озеро, « яха»- река, Сибирчатаяха- река, вытекающая из бреши на возвышенности.
Другой перевод « Сидбирць»- двоиться
Сидбирцята -двоящаяся река (яха)
Сибарс –обильно литься
Сибдас- освободиться от бремени, т.е. Сибирчатаяха-« освободившаяся от берегов, разлившаяся река. Река берет начало в южной части хребта Пай-Хой.

Учитель- Ребята, скажите, как Вы думаете, что, значит, быть счастливым? Жить счастливо? И что такое счастье в целом?
Уч-ся: - Одни скажут, что это мир в доме, на Земле.
Другие – когда ты здоров. Тебя понимают;
Третьи – когда есть работа, семья.
Четвёртые – это финансы, деньги!
Учитель: А теперь скажите, пожалуйста, как вы думаете, большая часть казны нашего государства пополняется за счет, каких ресурсов?
- Да, правильно, в большей степени это топливные ресурсы – нефть, газ.
- Какая территория в нашей стране является кладовой этих ресурсов? – Западная Сибирь!

- Тема нашего урока: Природные ресурсы Западной Сибири и проблемы их освоения.

Слайд№7
Прощай, Москва, Сибирь кругом
Живём семьёй единою,
Наш новый дом теперь зовём
Мы «золотой долиною».

 Слайд№8 Учитель: Золотая долина!
В начале 90-х годов ООН оценил богатства недр России в 30 трл.дол, а США – только в 8 трл. дол. Тюменские учёные привели другие, не менее впечатляющие данные: Национальное природное богатство России, включая все естественные ресурсы, в том числе землю, территорию, составляет 320-380 трл. дол., в расчёте на душу населения в 2 раза больше, чем в США, в 6 раз больше, чем в Германии, в 22 раза больше, чем в Японии.

Учитель: Огромная роль географического, особенно природно-ресурсного фактора в экономике России – очевидна. Экспорт минерального сырья и топлива – пока что главное средство выживания страны.
По мере развития государства и общества менялись ценности и спрос на природные богатства.
Слайд№9- В 16 веке – ценная пушнина (песцы, белка, норка), дичь.
Слайд№10- В 18 веке – зерновые и кормовые ресурсы степной и лесостепной зон
(На многочисленных обширных займищах (заболоченные низины) Барабинская низменность производилось самое дешёвое сливочное масло в России).
Слайд№11-В 20 веке – Тайга – ценная древесина.
Тундра – пастбище оленей
Слайд№12- В середине 20 века (50 – 60г.) – минеральные ресурсы
Нефть(58 %) – Тюменской, Томской, Новосибирской и Омской областей, Ханты-Мансийск и ямало-Ненецкого автономного округов.
Крупнейшие месторождения - Самотлорское, Приобское, Федоровское, Мамонтовское.
Неразведанные запасы нефти – 56%
Слайд№13- Газ –78 % - Уренгойское, Ямбургское, Бованенковское Заполярное, Медвежье.
МелиховаН.Г.-218-705-184

Слайд№14 - Уголь - 42,7% - Кузнецком (Кемеровск), Горловском (Новосибирская обл.)
Будущее: Восточный Кузбасс: Ерунаковского
Соколовского
Уропско-караканского
Новоказанского
Жерновского
Евтинского месторождения

 Слайд№15- Торф – 100млр. т.
Слайд№16 Гидроресурсы 150 млр. квт. ч.
Геотермальная энергетика

Высказываются предположения, что под З-С низменность протекает океан горячей воды.
Да, океан. Ещё и какой. На его S можно уместить Баренцево, Каспийское и 3 Чёрных моря.
Московская лаборатория гидрогеологических проблем. Составила карту океана. Начало на юге З-С низменности. Под Тюменью, на глубине 500 – 600 м. t – 75.
Самое дешевое топливо и самая дешёвая электроэнергия.
Железные руды – 4,5 млр. т. – Нарымском
Колпашевском
Южно-Колпашевском месторождениях (бурые железняки).
Горной Шории – магнезитовные руды
Марганцевые руды – Кемеровская обл. – Усинское месторождение
Алтайский край – (Ахтаинское местор. ртути)
Сода и соль – в озёрах Кулундинской степи
Известняки – Новосибирск и Кемеровская Область
Фосфориты – Горно – Шорский бассейн
Лес – 146 млн. га. 12 % - запасы России.
Томская, Тюменская, Алтай и Кемеровская обл.
С/Х земель 36 млн. га.: пашня 19,7 млн. га
пастбища 8,8 млн. га

Слайд№17- Учитель:- Руководитель рабочего центра экономических реформ - В. Мау. Говорит:
« Изобилие природных ресурсов страны- наша беда», оно « привлекает внимание бандитов».

Учитель:- Ребята, скажите, а какие проблемы возникают у людей с их использованием и освоением или что мешает освоению природных богатств?

1) Суровый климат
Слайд№18 - Причины сурового климата Западной Сибири:
- Положение преимущественно в умеренных широтах определило количество солнечной энергии, получаемое территорией
- Удалённость от Атлантического и Тихого океанов обусловило континентальным климатом
- Равнинность территории позволяет холодным массам аркт. Воздуха свободно проникать на юг
- Горы по периферии равнины, отгородившие Западно Сибирскую равнину от атлантических и центральноазиатских. воздушных масс.
2) Заболоченность. Ребята называют причины заболоченности

 Слайд№19-

Учитель: Ребята у вас не возникает такого чувства будто природа « защитила» от человека и мощными болотами и мерзлотными грунтами. Теперь можно представить, в каких условиях приходится работать. Давайте сейчас вместе на примере г.Уренгой выполним практическую работу в парах по плану. (План выписан у ребят на столах и на слайде.)

Слайд№20
 План.
1. Географическое положение.
2. Полезные ископаемые.
3. Климат.
4. Занятия населения.
5. Жизнь местного населения до прихода европейцев ( вопрос готовить заранее ,либо учитель в начале урока дает готовый материал)
6. Проблемы и пути их решения.

Слайд№21- Запишите пожалуйста д/з параграф №
Выполнить практич раб в рабочих тетрадях, и для тех, кто хочет получить еще одну «5» выполнить пр. раб по данному плану город Сургут или любой другой город Сибири.

Перед ответами проводим физ. минутку.
Учитель: Ребята давайте пополним, свой человеческий ресурс поведем физическую минутку. Зарядка для глаз.

 Примерный ответ учащихся.
1. Город Уренгой находится на 66о с.ш. около северного полярного круга, на севере Западно-сибирской равнины.
2. В районе города Н. Уренгоя ведётся добыча природного газа, а город – это газовиков.
Слайд№22-3. to январь – 27о С, Холодные ветры
июль - +13о С . Лето прохладное, день длинный и суммарной радиации за сутки поверхность получает много, но тепло тратится на таяние весной мерзлоты и снега. Осадков 400 мм., а испаряемость – 300 мм. Увлажнение избыточное. Климат субарктический.
4. Занятия – оленеводство (кочевое)
- рыболовство
- добыча газа
- разведка новых месторождений
- прокладка газопроводов

 Слайд№23 Местные жители и их жизнь до прихода сюда европейцев.
 Слайд№24
 Слайд№25
Местными жителями, заселявшими просторы Западно-Сибирской равнины, были селькупы, ханты и манси. Их жилище менялось по мере перехода от кочевого образа жизни к оседлому, а также в
зависимости от промыслов, которыми они занимались. Скотоводы жили в чумах, обтянутых оленьими шкурами; земледельцы – в бревенчатых юртах. Крышу юрт делали сначала из драни в виде решётки, затем покрывали её травой и засыпали землёй. В стенах прорубали два – три проёма для окон, куда зимой вставляли льдины, заменявшие стёкла. В углу жилища ставили печь (чувал) с трубой, выведенной наружу через отверстие в крыше. Напротив печи сооружались большие полки для хранения посуды, воды и провизии. Нары в юрте застилали сеном, камышом и оленьими шкурами.
Одежда состояла из оленьих шкур.
Для защиты от слепящих лучей солнца использовали налобник или некоторое подобие очков. Налобник делали из беличьих хвостов, нанизывая их на тонкую бечёвку.
Пища состояла в основном из муки, рыбы и чая.
Коренные жители оставались, по сути дела, язычниками. В жертвоприношениях всегда участвовал шаман, возлагавший на «божество» приносимые подарки – одежду, куски материи, бусы.
Особым почётом пользовался медведь, которого считали представителем высшей справедливости на Земле. По убитому медведю устраивали поминки. Около него ставили сосуд с водой, и каждый, омывший лицо этой водой, считался прощённым за свои проступки.
По местным понятиям, медведь всё знал и видел, будучи даже мёртвым, поэтому клятвы обычно произносили над его головой и лапой. Верили, что нарушивший такую клятву обязательно будет заеден медведем. Понятие о браке сводилось к обыкновенной купле-продаже. Калым за невесту обычно исчислялся количеством переданных отцу невесты оленей. Дочерью дорожили больше, чем сыном, так как благодаря получению за неё калыма она представляла в семье известную ценность, а на сына ещё нужно было потратиться, чтобы найти ему подругу жизни.

Слайд№26 6. Проблемы.
В условиях сурового климата необходимы тёплая одежда, калорийная пища, витамины. Дома отапливаются газом, тройное застекление. Экологическая проблема вызвана нарушением природных ландшафтов тяжёлой техникой (вездеходами). Нарушение растительного покрова (мхов, лишайников) лишает коренное население возможности заниматься традиционным оленеводством.
Необходимо:
а) строить дороги (дороги сохранят оленьи пастбища)
б) установит режим движения транспорта по тундре (ограничить движение летом)
в) газопроводы прокладывать на такой высоте над землёй, чтобы они не мешали миграции оленей.

После выполнения каждая пара отвечает по плану. Все слушают и дополняют и записывают.

Слайд№27- Хорошо ребята, молодцы. Готовясь к уроку, совершенно случайно обнаружила такую информацию, что в советские годы награждали медалью те территории за освоение недр и развитие нефтегазового комплекса. Я предлагаю сейчас наградить Западную Сибирь медалью за её вклад в развитии экономики России. ( Вешаю медаль на карту).

Учитель: Всем спасибо за чудесный урок!
Д/з вы записали. Оценки за урок получили.
Позвольте закончить словами:

Слайд№28-Тот, кто не был в Западной Сибири летом, никогда не узнает, как это,- вставать утром, заглядывать за окошко и прикидывать: когда пойдет дождь, а когда выглянет солнышко.
Тот, кто не был в Сибири летом, никогда не узнает в чем разница между обычными комарами и жуткими, ужасными монстрами в больших размерах, которых надо опасаться из-за возможного заражения.

Тот, кто не был в Сибири летом, не знает, на речные пляжи нефть попадает не только с пролетающих « Ракет», но и из внезапно проснувшихся источников.
Многие из тех, кто наслаждается жизнью в Центральной России, никогда не узнают правду о Западной Сибири, если сами не попадут туда и не останутся там навсегда.!!!

Удачи!

Презентация