Тема: Рациональные числа (6-й класс).
Цель урока: систематизация знаний и умений учащихся по теме: «Рациональные числа».
Задачи:
1. Создать условия для обобщения и систематизации знаний и умений учащихся по математике и краеведению.
2. Способствовать развитию репродуктивных и продуктивных речевых навыков, умений анализировать и сравнивать, любознательности, воображения, памяти через объединение знаний по математике и краеведению.
3. Создать условия для воспитания чувства патриотизма и любви к родному краю, расширения кругозора в процессе повторения изученных тем в конце года.
Оборудование:
- Компьютер.
- Экран.
- Мультимедийный проектор.
- Компьютерная презентация.
- Раздаточный материал (физические и контурные карты Кемеровской области, карточки с заданиями).
Ход урока
I. Организационный момент
Приветствие, сообщение цели урока.
II. Введение в тему
Учитель: Ребята, сегодня у нас будет не совсем обычный урок, а урок-путешествие. Путешествие по Кемеровской области, где мы с вами живем. А я – ваш экскурсовод. Усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся в путь.
III. Основная часть (показ Презентации и выполнение заданий)
1. Умножение и деление десятичных дробей
Учитель: (Слайд 1) Велика и необъятна Россия. Почти на 10 тыс. км протянулась она с востока на запад и на 4500 км с севера на юг. Наша область входит в состав Российской Федерации, в современных границах она образована 26 января 1943 года. Центром области является город Кемерово. Знаете ли вы, какова площадь нашей области?
Кемеровская область самая маленькая по площади в Сибири и Дальнем востоке. Она составляет 4 % от территории Западной Сибири и 0,56 % территории страны. Но, несмотря на это, ее площадь превосходит такие европейские государства как Венгрия, Португалия, Австрия.
А чтобы узнать точно, какова площадь, протяженность территории с севера на юг, с запада на восток, а также длина границ нашей области, вам необходимобудет выполнить следующие задания.
Задания выполняются по вариантам. После выполнения дети меняются карточками для проверки. (Слайд 2) В ходе проверки учитель организует беседу с классом, после чего карточки передают учителю.
Итак, Кемеровская область протянулась почти на 510 км с юга на север, и на 300 км в самой ее широкой части – с запада на восток, и занимает площадь равную 95,5 тыс. кв. км.
С какими административными территориальными единицами граничит наша область? (Учащиеся отвечают на вопрос, учитель при необходимости дополняет.) (Слайд 3)
На юге она граничит с Республикой Алтай, на юго-западе – с Алтайским краем, на западе – с Новосибирской областью, на севере - с Томской областью, на северо-востоке – с Красноярским краем, на востоке – с Республикой Хакасия.
2. Решение задач на движение
Учитель: Ребята, а знаете ли вы, сколько городов в Кемеровской области? (20) Вы можете их назвать? (Слайд 4) А теперь попробуйте угадать, о каком городе идет речь.
- В любом путешествии туристу необходимо знать, какое расстояние ему нужно преодолеть. Давайте сейчас найдем расстояния между городами области и ее центром, городом Кемерово, решая задачи на движение.
Задания выполняются в группах (5 групп по 4 человека). Карточки с решением сдаются учителю на проверку.
3. Физминутка. Устный счет
Учитель: Давно мы с вами путешествуем, пришло время сделать остановку. Но отдых наш будет активным. Во время остановки мы будем угадывать названия самых крупных рек нашей области. (Слайд 5)
- Ну что, отдохнули и опять в путь!
4. Построение столбчатой диаграммы
Учитель: Кемеровская область является богатейшей кладовой полезных ископаемых. Что является главным богатством Кемеровской области?Какие отрасли промышленности являются ведущими?
Учащиеся отвечают на вопросы, используя свои знания географии, истории области. Учитель дополняет ответы.
(Слайд 6) Одно из главных богатств нашей области – каменный уголь, основное твердое топливо России. Каменный и бурый уголь добывается в шахтах и угольных разрезах Кузбасса. Уголь используется для производства электроэнергии, выплавки металла и как сырье для химической промышленности страны. Добыча угля составляет 30 % промышленного производства товарной продукции области.
(Слайд 7) Металлургические заводы области выпускают чугун, сталь, прокат черных металлов. По кузнецким рельсам ходят трамваи и большинство поездов в России. Продукция металлургических заводов экспортируется в десятки зарубежных стран. Металлургия составляет 42 % производства.
(Слайд 8) Далеко за пределами Кузбасса известна продукция машиностроительных заводов: горношахтное оборудование, электродвигатели, подшипники, санитарно-техническое оборудование, аккумуляторы, абразивные материалы и бытовые приборы – пылесосы, стиральные машины, плиты-духовки, утюги. Машиностроение в структуре промышленного производства области составляет 5 %.
(Слайд 9) На химических предприятиях области производятся минеральные удобрения, синтетические смолы, пластмассы, химические волокна, красители, лекарственные средства. Химическая промышленность – это 3 % производства.
(Слайд 10) В области производят товары народного потребления: трикотаж, швейные изделия, фарфоровую, эмалированную и алюминиевую посуду, обувь, кондитерские изделия, а также шелковые, суконные ткани и корд.
(Слайд 11) В горах Кузнецкого Алатау добывают рудное золото. В Горной Шории, по берегам рек – россыпное золото. В лесах области обитают много видов пушных зверей. На международных пушных аукционах высоко ценится мех кузнецкого соболя, бобра, белки. На эти отрасли (указанные в слайдах 10 и 11) в области приходится 6 % промышленного производства товарной продукции области.
(Слайд 12) В процессе обсуждения и просмотра слайдов учащиеся поэтапно изображают на доске столбчатую диаграмму.
Учитель: (Слайд 13) У нас получилась столбчатая диаграмма, изображающая структуру промышленного производства товарной продукции Кемеровской области в процентах. Итак, мы с вами наглядно видим роль Кузбасса в развитии экономики России.
5. Решение уравнений
Учитель: За трудовые успехи, достигнутые трудящимися, Кемеровская область награждена двумя орденами Ленина в 1967 и 1970 годах.
Земля кузнецкая гордится своими земляками, принесшими ей честь и славу. (Слайд 14) Это летчики-космонавты Алексей Леонов и Борис Волынов; писатели и поэты Александр Волошин, Василий Федоров, Владимир Чивилихин; художники Владимир Вучичевич-Сибирский, Александр Кирчанов; академики Виктор Щунков и Иван Бардин и многие другие деятели культуры и, конечно же, герои Великой Отечественной войны. Можете ли вы назвать, кто из наших земляков беловчан стали Героями Советского Союза?
Учащиеся называют фамилии героев.
Учитель: Всего в нашем городе 17 Героев Советского Союза и один полный Кавалер Ордена Славы. Решив эти уравнения, (Слайд 15) вы узнаете, кто из наших земляков удостоен этого звания.
(Слайд 16) После выполнения задания фамилии Героев озвучиваются и появляются на слайде. (Слайд 17)
Учитель: Это имена героев-беловчан, их нет с нами, но память о них всегда останется в наших сердцах.
IV. Домашнее задание
Учитель: Ну, что же, наше путешествие подходит к концу, но прежде чем мы расстанемся, вы получите домашнее задание, после выполнения которого, получите отметку не только по математике, но и по географии. (Слайд 18)
V. Подведение итогов урока
Учащиеся задают вопросы, уточняют интересующие их факты, делают эмоциональную рефлексию (Слайд 19), в ходе которой происходит анализ их деятельности на уроке и самого урока. (Слайд 20)
Список используемой литературы
1. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. Математика 6: учеб. для 6-го кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2007.
2. Л.В. Кузнецова, С.Б. Суворова. Контрольные работы: Методическое пособие. - М.: Дрофа, 2007.
3. Г.В. Дорофеев, С.Б. Суворова и др. Дидакт. материалы для 6-го кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение, 2005.
4. Л.И. Соловьев. Рабочая тетрадь по географии Кемеровской области: Творческие задания по географии родного края для учащихся 6 – 10-х классов общеобразовательных учреждений Кемеровской области. – Кемерово, 2003.
5. О.С. Андреева, В.А. Андроханов и др. Кемеровская область. Часть 2: Коллективная монография под редакцией В.П. Удодова. – Новокузнецк, 2009.
6. В.В Гузеев. Методы и оранизационные формы обучения. – М.: Народное образование, 2001.