Цель: развивать знания и умения по созданию художественных произведений с использованием природного материала.
Задачи:
- Образовательные: формировать умения и навыки работы с ножницами, клеем и плоскозасушенным материалом; умение организовать свое рабочее место; знания об обитателях подводного мира;
- Развивающие: развивать практические умения по работе с инструментами и плоскозасушенным материалом; мелкую моторику; творческое мышление, воображение; эстетический вкус;
- Воспитательная: воспитывать аккуратность, трудолюбие; навыки экологической культуры; уважительное отношение между членами коллектива по средствам совместной творческой деятельности.
Материалы, оборудование
Для педагога: иллюстрации рыб и морских животных, рама-основа для поделки, образцы рыб из плоскозасушенных материалов, средства ТСО, музыкальная запись «Морской прибой» из серии звуки природы и видеозапись фильма «Мифы о водной стихии», настольная механическая игра «Рыболов», глобус.
Для учащихся: калька, плоскозасушенный материал, ножницы, клей, салфетка, ракушки, клеенка, кисточки, увлажнитель для пальцев.
(возраст учащихся 7-8 лет)
Ход занятия
Организационный момент:
- Добрый день, дорогие ребята. Сегодня я вам предлагаю отравиться в необыкновенное путешествие. А куда именно вы узнаете, отгадав загадку.
Загадка:
Шириною широко,
Глубиною глубоко,
День и ночь
О берег бьется.
Из него вода не пьется,
Потому что не вкусна-
И горька, и солона….. (Море)
- Правильно, море. А сейчас закройте глазки, представьте, что вы на море. Какие звуки вы слышите? (звучит музыка «Морской прибой»).
- Откройте глаза и посмотрите вокруг. Какие предметы вы видите вокруг себя, связанные с морем? (педагог обращает внимание на оформление кабинета).
I этап:
- На какой планете мы живем? (Земля).
- А как еще называют эту планету? (голубая)
-Почему ее так называют?
Посмотрите на глобус. Под водой находится большая часть поверхности Земли. Ее покрывают океаны.
- Какие океаны вы знаете? (Выслушиваю ответы ребят.) (Атлантический, Тихий, Индийский, Северный Ледовитый)
-Моря - это часть океана, их на планете тоже много. А также реки, озера, ледники тоже занимают огромную территорию.
-И всем известно, что Земля имеет форму шара. Но так думали не всегда. Люди, жившие в древние времена, считали по-другому. Сейчас посмотрите отрывок фильма, из которого узнаем о представлениях древних людей.
II этап:
Просмотр отрывка фильма «Мифы о водной стихии». Беседа с детьми о просмотренном материале.
- Вам понравился сюжет?
- Что нового узнали? (ответы детей)
-Так древние люди представляли себе океан. Они боялись его гнева, так как не могли объяснить стихийные явления. А вы не боитесь?... Тогда мы с вами отправляемся в путешествие по подводному миру, познакомимся с его обитателями, сделаем их своими руками и заселим ими наш «маленький океан».(рама).
III этап:
-Вот мы плывем по океану на своем корабле. Разразилась сильная буря, начался шторм (имитация качки). Ребята, я вижу за бортом странный предмет. Что это? (достает бутылки и 2 команды складывают из предложенных слов пословицу «Без труда не вынешь и рыбку из пруда» Приложение 1).
- о чем эта пословица? (о труде)
- очень много профессий, связанных с морем. И одна из них - рыболовство.
IV этап:
Правила механической настольной игры «Рыболов». На удочку с крючком необходимо подцепить рыбку, пока у нее открыт рот.
Игра-конкурс «Рыболов».
V этап:
-А теперь узнаем, какие рыбки попались на наши удочки. (За каждый правильный ответ бонусы в виде ракушек).
Конкурс загадок о морских обитателях. (На доску вывешиваются фотографии, иллюстрации отгадок. Приложение 2)
Ползет наоборот,
Задом наперед,
Всех под водой
Хватает клешней. (рак)У родителей и деток
Вся одежда из монеток. (рыбки)На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом)У нее во рту пила.
Под водой она жила,
Всех пугала, всех глотала,
А теперь в котел попала. (щука)Ты со мною не знаком?
Я живу на дне морском.
Голова и восемь ног,
Вот и весь я (осьминог)Мастер шубу себе сшил,
А иголки вынуть забыл. (ерш)
Динамическая пауза.
Игра «Рыбачок»
На полу зала, рекреации или на площадке чертится небольшой круг, диаметром в два-три шага. В центре круга становится водящий – «рыбачок». По команде ведущего начинается игра. «Рыбачок» приседает, а все остальные «рыбки», окружив «рыбачка», но не переступая за черту его круга, говорят ему: «Рыбачок, рыбачок, ты поймай нас на крючок!» при последнем слове «рыбачок» вскакивает, выбегает из своего круга и пытается поймать «рыбку»-осалить кого-либо из играющих, а те разбегаются по площадке и стараются увернуться от «рыбачка». Осаленного игрока «рыбачок» ведет в свой круг.
Игра продолжается, пока «Рыбачок» не поймает 3-4 рыбок. Последняя пойманная рыбка становится «рыбачком», и игра продолжается.
Выбегать за пределы площадки «рыбки» не имеют права. Та, которая нарушит это правило, считается пойманной.
Считалка:
У Литейного моста
Я поймал в Неве кита,
Спрятал за окошко,
Съела его кошка.
Помогали два кота-
Вот и нет теперь кита!
Ты не веришь другу?
Выходи из круга!
VI этап:
Практическая работа:
- Демонстрация образцов рыб, выполненных из листьев.
Рассмотреть образцы, выделить части тела рыб, обратить внимание на их форму, окраску и размеры. Вспомнить приемы выполнения рыб из целых листьев, из темы предыдущего занятия. (Приложение 3).
- Алгоритм работы по технологической карте .
Объяснение пошагового выполнения объекта с применением плоскозасушенного материала, путем вырезания отдельных частей. (Приложение 4)
- Правила работы и техника безопасного труда.
Правила работы.
Чтоб работа закипела,
Приготовьте все для дела.
Будем клеить, мастерить-
Все должно в порядке быть.
Чтобы парту сохранить,
Клеенку надо постелить.
Ножницы, бумагу, клей
Клади на место поскорей.
Техника безопасности.
С ножницами не шути.
Зря в руках их не крути.
И держа за острый край,
Другу их передавай.
Лишь окончена работа-
Ножницам нужна забота:
Не забудь ты их закрыть
И на место положить.
- Процесс изготовления поделок под руководством педагога.
Во время работы идет музыкальное сопровождение - шум прибоя. Проводится текущий инструктаж на выполнение работы.
- Физкультминутка.
К океану мы спустились,
Наклонились и умылись
Раз, два, три, четыре
Вот так славно освежились.
А теперь поплыли дружно.
Делать так руками нужно
Вместе - раз, это - брасс.
Одной, другой - это кроль.
Все, как один, плывем как дельфин.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
- Коллективная работа. Сборка картины. (Приложение 5)
VII этап:
Оценка работ учащихся педагогом и самоанализ детей.
- предполагаемые вопросы:
Какая рыбка получилась самая маленькая?
А у какой самый большой хвостик?
Какая рыбка имеет самую красивую окраску и т.д.
VIII этап:
Подведение итогов занятия.
- Чем занимались на занятии?
- Какие материалы использовали?
- Понравилось вам наше путешествие?
- А что вам понравилось?
Уборка рабочих мест.