Конспект открытого занятия в подготовительной группе по теме "Дифференциация звуков и букв С-Ш"

Разделы: Логопедия


Задачи:

  • Коррекционно-образовательные:
    • формировать умение различать звуки с — ш по акустическим и артикуляционным признакам;
    • активизировать словарный запас по теме «Транспорт»;
    • упражнять в согласовании прилагательных с существительными с существительными в роде;
    • составлять предложения с данными словосочетаниями.
  • Коррекционно-развивающие:
    • совершенствование фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов;
    • развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
    • закрепление точного сочетания речи и движения, темпа и ритма речи;
    • улучшение зрительного восприятия, пространственных ориентировок.
  • Коррекционно-воспитательные:
    • воспитание нравственных качеств: доброты, отзывчивости, желания помогать другим

Оборудование: кукла, таблицы с буквами, автобус (игрушка), таблицы со стрелочками, игрушки на звук ш, с, на большом листе бумаги картинки: самолёт, мешки, сапоги, снег, шарф, усы, шапка, собака, подушка, шуба, носки, кувшин, слон, конверты для составления схем слов, карандаши, карточки с лов с пропущенными буквами (...апка, ...ипы, ква..., насо..., ...анки, ...ина, ...уба, шала..., ...утки, ...ова, ...ода, ...умка), картинки (шут, сук, мышка, маска, каска, кашка), сушки.

Ход занятия

I. Организационный момент.

Стук в дверь. Приходит в гости кукла Саша.

Здравствуйте, дети! Я тоже хочу с вами заниматься.

- Как тебя зовут?

- Меня зовут Фафа.

- Мы тебя не понимаем. Ты не умеешь красиво говорить?

- Я не умею произносить только некоторые звуки.

- Но как мы узнаем твоё имя?

- Я спрятала буквы своего имени среди этих букв. Найдите их и прочитайте имя.

II. Сообщение темы занятия.

- Как зовут нашу гостью? Саша.

- Скажите, какие согласные звуки вы слышите в имени Саша?

- С и Ш.

- Сегодня на занятии мы с вами будем учиться четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки С и Ш и научим говорить Сашу.

Сейчас мы с вами отправимся в путешествие. На каком транспорте поедем? Выбирайте транспорт со звуками С или Ш.

- Мы поедем на автобусе. Но прежде надо шины подкачать

Насосы быстро в руки взяли
И шины туго накачали: ш – ш – ш.

- Сели в автобус. Садитесь на стульчики.

Мы в автобусе сидим
И на ручеёк глядим.
Тихо ручеёк звенит,
Он нам с вами говорит: с-с-с.

1. Артикуляция звуков.

Уточнение правильного положения языка при произнесении звуков С и Ш.

- Пока будем ехать в автобусе, давайте расскажем Саше как нужно произносить звуки.

Логопед: Произнесите звук С. Где находится язычок? (внизу). (Использование жеста, дети показывают положение языка). Стрелочка вниз. В каком положении губы? (заборчик в улыбке). Какой воздух выходит изо рта? (теплый).

Как ещё можно назвать звук С? (свистящий) Звук С – согласный, твёрдый, глухой.

Произнесите звук Ш. Где находится язычок? (вверху). Стрелочка вверх. В каком положении губы? Какой воздух выходит изо рта? Звук Ш – согласный, твёрдый, глухой.

Как ещё можно назвать звук Ш? (шипящий)

Произнесите звуки по схеме, где стрелки указывают положение языка

2. Характеристика звуков. Дадим характеристику этим звукам.

Звук Ш тоже согласный, твёрдый, глухой.

Чем похожи эти звуки? (Они оба согласные, Твёрдые.)

Чем эти звуки отличаются друг от друга? (Произношением)

Какая разница в произношении звуков С и Ш?

3. Дифференциация С-Ш на слух и в произношении:

Первая остановка «Чистоговоркино»

Повторяйте за мной.

Язык вверх — ша-ша-ша, кашка, пышка и лапша,
Язык вниз — са-са-са, масло, сыр и колбаса.
Язык вверх — ша-ша-ша, уши, шея и душа.
Язык вниз — са-са-са, глазки, спинка и коса.

са—шаса шосошо
ус—уш—ус аш—ос—уш
Ша-ша-ша
мама моет малыша.
Шу-шу-шу — я письмо тебе пишу.
Са-са-са
в лесу бегает лиса.
Со-со-со
у Вовы колесо.

4. Дифференциация звуков С и Ш в словах.

Поехали дальше. Смотрите в окно автобуса. Если вы увидите предметы в названии которых есть звук Ш опускайте пальчики вниз, если увидите предметы в со звуком С – поднимайте вверх.

Показываю картинки в окошечке (лиса, карандаш, краски, шуба, бабушка, бусы, чашка, сумка, санки, автобус, груша, уши, коляска, шляпа, сундук, душ).

- Говорите, что вы видите.

5. Дидактическая игра «Измени слово»:

Следующая остановка «Заменяй-ка».

- Замените звук С на звук Ш.

Саша уже научилась правильно произносить звук С и произносит его во всех словах где есть звук Ш. Исправьте Сашу.

са – ша

со - шо

су – шу

сы – ши

ста – шта

спа – шпа

сма – шма

сла – шла

сутки — шутки

миска мишка

каска кашка

касса каша

маска Машка

плюс - плюш

6. Нахождение предметов со звуками С и Ш.

Остановка «Магазин. Покупай-ка».

Мы остановились у магазина. Выходите из автобуса. Пока звучит музыка вы можете купить одну игрушку со звуком С, другую – со звуком Ш. (звучит музыка).

Похвалитесь своими покупками Саше. («Я купила мишку и стул»).

- Отнесите свои покупки к себе на место. Садитесь.

7. Подбор предметов к признакам.

Дидактическая игра «Про что можно сказать?»:

Дети, посмотрите на витрины магазина какие интересные предметы здесь продаются. Про что можно сказать большой? (-ая, -ой, -ые) Шкаф, слон, кувшин, самолёт, сапоги, санки.

Про что можно сказать пушистый? (-ая, -ой -ые,) Кашка, снег, шарф, шапка, носки

А смешной? (-ая, -ые, -ой) Малыш, маска, усы.

Составьте с этими словами предложения.

Послушайте слова-действия. (идёт, стоит). К каждому из них подберите название картинки. Составьте предложения.

Поехала дальше. Спустили пар.

8. Физкультминутка.

Машина

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

      

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Би-би-би – гудит машина.

Постукивают кулачком одной руки о ладонь другой.

Тук-тук-тук – мотор стучит.

Топают ногами.

«Едем, едем, едем, едем», -

«Рулят».

Он так громко говорит.

Хлопают.

Ш – Ш – Ш , Ш – Ш – Ш

Размахивают руками вперёд, назад.

С – С – С, С – С – С,

Машут руками над головой.

Шины трутся о дорогу.

Потирают ладонями рук друг о друга.

Шу-шу-шу – они шуршат.

Топают ногами.

Быстро крутятся колёса

Делают «вертушку» руками перед грудью.

Са-са-са – вперёд спешат.

Хлопают.

9. Звуковой анализ слова Саша.

Остановка «Схемкино».

Саша: А что это за остановка?

Мы можем выложить схемой твоё имя.

- А как это?

- Сейчас увидишь. Дети, составьте схему слова «Саша».

- Сколько слогов в слове Саша? Назовите их.

- Какой первый звук в слоге СА? Второй?

- Какой второй слог? С какого звука начинается второй слог?

- Какие звуки во втором слоге?

- Покажите у себя на столе гласные звуки. Назовите их. Покажите согласные. Назовите их.

10. Сравнение слов, отличающихся одним звуком и буквой.

Остановка «Угадай-ка»?

- Угадайте, каким словом нужно закончить предложение. Вам помогут картинки.

шут сук

    

мыш-ка мас-ка

Клоун — это … .

У сосны большой … .

Кошка съела бедную ... .

Снегурочка подарила Маше… .

Малыш ест вкусную ... .

У солдата большая ... .

Сравнение их буквенного состава

- Для чего нужна кашка? - каска? Кому нужна каска?

КА . КА

каш-ка        кас-ка

КА . КА

- Скажите, где нарисована каска справа или слева?

Закрыть слова между картинками, а также подписи под ними.

Какой звук — [ш] или [с] — есть в слове КАШКА? Где находится этот звук: в начале, в конце или в середине слова?

Назови все звуки по порядку в слове КАШКА, ... КАСКА.

Какую букву нужно написать вместо кружка? (См. подписи под картинками.)

Прочитай слово КАШКА, ... КАСКА. (слова между картинками), скажите какая картинка к нему подходит. Справа или слева. Прочитай оба слова.

- Прочитайте первый слог.

- Какие буквы одинаковые, какие разные в первых слогах?

- Что можно сказать о вторых слогах.

Вывод: Все буквы в словах одинаковые, кроме букв С и Ш.

Логопед Мы изменили одну букву в слове, и поручилось новое слово.

11. Чтение слов с пропущенными буквами.

А сейчас! Доставай карандаши
Букву нужную пиши.

- У вас на столах лежат листочки со словами. Саша-шутница, стёрла буквы в словах. Какие буквы стёрла Саша? Впишите их в слова.

...апка

...ипы

ква...

насо...

...анки

...ина

...уба

шала...

...утки

...ова

...ода

...умка

Прочитайте слова с буквой С (Ш).

12. Произнесение скороговорок.

Последняя остановка «Скороговоркино».

Вспомните скороговорки со звуком Ш (С).

Шёл Саша по шоссе.

Шашки на столе, шишки на сосне.

Саша шапкой шишку сшиб.

Смешные шутки у Саши и Мишутки.

Шапка да шубка – вот и весь Мишутка.

Шесть мышат а шалаше шуршат.

Надо суметь тут не шуметь

Стал солить — не надо шалить

Наш посол не туда пошел

У нашей Иришки сладкие ириски

Крыса не сидит на крыше

Шестые сутки шутим шутки

Мишка ест из миски

На голове — каска, а в миске — кашка

- Ура! Я научилась правильно говорить звуки С и Ш и тоже могу сказать скороговорку: Саша шустро сушит сушки.

- Дети, повторите скороговорку.

III. Итог. С какими звуками мы сегодня путешествовали? Сегодня мы с вами учились четко и правильно произносить и различать на слух согласные звуки. Кто приходил к нам в гости?

- Дети научили меня красиво говорить и я хочу их угостить сушками.

Приложение