Статья с презентациями уроков, внеклассных занятий, конспектов уроков, опорных схем по математике: "Психологические предпосылки развивающего обучения"

Разделы: Математика


Одной из главных задач, стоящих перед школой на новом этапе её развития, вооружить учащихся осознанными прочными знаниями, развивая их самостоятельное мышление. Школа, стоящая на позициях воспитывающего и развивающего обучения, за последние годы делает многое для того, чтобы успешно решать задачу подготовки творчески мыслящей личности.

Каждый учитель понимает, что научить школьников творчески мыслить – это значит обеспечить более успешное достижение главной цели воспитания всестороннего и гармонического развития личности. Призвание школы – формировать у учащихся способность к самостоятельному творческому мышлению, развивать сознание своей ответственности, вооружать учащихся  современными способами познания. Однако реализация этой задачи сталкивается с рядом объективных трудностей и противоречий.

Обучение – это крайне энергозатратный процесс. Между тем, никто и нигде специально не обучает учащихся искусству восстановления сил, вследствие чего страдает их физическое и психическое здоровье. Для самостоятельного получения знаний человеку необходимо обладать развитым «самостоятельным» мышлением в самом широком смысле этого слова. Однако современная общеобразовательная школа специально не занимается развитием мышления, она не дает знания о том, как нужно приобретать новые знания, это приводит к тому, что в процессе обучения школьники страдают от разного рода физических и интеллектуальных перегрузок.

Гуманистическое направление педагогики подразумевает личностное развитие учащихся. Но в массе своей современные педагоги не знакомы с методами и приёмами самоактуализации личности в процессе обучения. Это обстоятельство оказывает существенное негативное влияние как на уровень интереса к обучению в школе в целом, так и на динамику личностного роста каждого конкретного ученика.

Все трудности и противоречия: неумение осознавать и регулировать свои эмоции, информационная перегрузка, блокирование личностного роста имеют непосредственное отношение к проблеме здоровьесбережения школьников. Так сложилось, что на сегодняшний день методы эффективного обучения, развития и коррекции личности оторваны от реального педагогического процесса и реализуются в основном специалистами – психологами. На повестке дня стоит задача интеграции усилий педагогики и психологии, прежде всего, в части того, чтобы реализовать знания и возможности психологической науки  в повседневной практике школьного курса.

В данной статье будет описана совместная работа психологов школы и преподавателя математики по изучению и развитию психологических особенностей познавательных процессов (памяти, внимания, мышления, воображения) лежащих в основе творческих способностей учащихся.

Свою работу в качестве классного руководителя и учителя математики с учениками 5-го «Б» класса, имея за спиной 25-тилетний стаж работы, я начала в 2005-2006 учебном году в школе с углубленным изучением иностранных языков. Уровень обученности учащихся по результатам четвертных оценок был низким (56 %), интегральная оценка групповой сплоченности и уровня развития коллектива средние, показатель психологического климата – низкий, познавательный интерес – низкий. Класс выделялся среди других классов одной параллели, плохим поведением на уроках.

Психолого-педагогическая коррекционная работа началась в 6-м «Б» классе с изучения учащихся, с изучения их интеллекта в 2006-2007 учебном году психологом школы Гарбер М.А..Она провела тест интеллектуального потенциала ( оригинальная методика диагностики общего интеллекта П. Ржичана, авторы адаптации – Сенин И.Г., Чирков В.И.), который направлен на диагностику наиболее общих предпосылок интеллектуальных операций: способности устанавливать связи и отношения. Тест был проведен во всех шестых классах. (Рис. 1, рис 2)

Рисунок 1

Рисунок 2

Результаты тестирования показали, что основная масса учащихся имеет высокий уровень обучаемости, есть одаренные дети, а уровень обученности учащихся на уровне средней нормы (54 %).

Более глубокое и детальное изучение учащихся началось в 2007-2008 учебном году психологом школы Антиповой А.М. (Таблица 1)

Таблица 1

 

Очень высокие

Выше нормы

Норма

Ниже нормы

Внимание

 

47%

18%

35%

Вербальное мышление

 

 

65%

35%

Мотивация

12%

58%

24%

6%

Тест по определению уровня мотивации показал, что желание учиться есть у 94 % учащихся.

Развитие детей проходило по трем направлениям.

1. Факультатив по психологии: «Познай себя».
2. Внеклассная работа.
3. Урочная деятельность.

1. Психолог Антипова А.М. провела систему коррекционно-развивающих занятий по следующим темам:

На занятиях проведены диагностические тесты:

2.

а) Серия классных часов, проведенных родителями:

- по теме: «Профессия моих родителей» (врачи, юристы, инженеры, предприниматели, железнодорожники, бухгалтеры, военные). Основная мысль - становление их личности;
- по теме: «Сохрани свое здоровье» (терапевт, стоматолог, гинеколог, психолог – проводили беседы и практические занятия, составляли памятки);
- по теме: «Твои права и обязанности»;
- по теме: «Нравственность, благородство»;
- походы, поездки.

б) Встречи с бывшими выпускниками.

в) Классные часы: «Моя семья. Мое имя. Мой режим дня. Правильная организация моего учебного труда».

г) Классные часы по определению ведущей памяти, развитию памяти, тренировке памяти, по развитию мышления. (Приложение 1)

д) Занятия, игры, упражнения по развитию детей.

3. На уроках работа велась по следующим направлениям: развитие внимания; развитие памяти; развитие умственных операций; развитие креативного математического мышления.

Урочная деятельность

I. Развиваю внимание

Внимание - направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отключении от других.

Виды внимания

1. Непроизвольное - само собой возникающее внимание, вызванное действием сильного, контрастного или нового, неожиданного раздражителя, а также значимого и вызывающего эмоциональный отклик явления.

2. Произвольное - сознательное сосредоточение на определенной информации; оно требует волевых усилий и при отсутствии интереса утомляет через 20 минут.

3. Послепроизвольное - вызывается через вхождение в деятельность и возникающий в связи с этим интерес, в результате длительное время сохраняется целенаправленность, снимается напряжение.

Характеристики внимания

1. Объем - количество объектов, которые могут быть охвачены вниманием.

2. Распределение - возможность удерживать в сфере внимания одновременно несколько объектов (слушать ученика, записывать на доске,  не упускать из виду последнюю парту).

3. Переключение - осознанный перенос с одного объекта на другой (пошутили, начинают работать).

4. Устойчивость - длительное сосредоточение на объекте (10-20 мин. у детей).

5. Концентрация – степень сосредоточенности (за несколько минут до звонка уметь не отвлекаться и переписать, не допустив ошибок).

Необходимо урок организовать так, что бы на нем присутствовали все виды внимания.

Пример урока: «История возникновения геометрии. Точка и прямая. Основное свойство принадлежности точек и прямых».

На уроке раскрывается связь геометрии с историей возникновения геометрии, значимость геометрии в жизни и практической деятельности человека. Учащиеся показывают четыре сценки, благодаря этому внимание поддерживается само собой, благодаря сильному раздражителю и вызывающему сильный эмоциональный отклик.

В геометрии рассматриваются свойства геометрических фигур, даются их определения. Все свойства и определения заносятся в специальные таблицы, которые демонстрируются через проектор на экран и выдаются каждому учащемуся, которые их заполняют, в процессе изучения материала. Произвольное внимание – сознательное сосредоточение на определенной информации, оно требует волевых усилий. Учащиеся предупреждаются о том, что материал, который заносится в таблицу, учится наизусть, знание материала контролируется на каждом последующем уроке.

В заключение урока знания учащихся, полученные на уроке, проверяются. Задаются вопросы по историческому материалу, знание видов геометрических фигур, их свойств, дается тест на внимание. (К уроку приготовлена презентация, видео по историческому материалу, конспект урока.) (Приложение 2)

II. Развиваю память

Память – запоминание, сохранение и последующее воспроизведение индивидом информации.

Виды памяти:

1) по характеру психической активности;
2) по виду и форме запоминаемой информации;
3) по анализаторам;
4) по характеру целевой деятельности;
5) по продолжительности закрепления и сохранения материала.

На уроке: подача материала крупными дозами; поблочная компоновка материала; оформление учебного материала в виде опорных схем – конспектов.

Принципы:

- многократное повторение, обязательный поэтапный контроль, высокий уровень трудности, изучение крупными блоками, применение опор;
- личностно-ориентированный подход;
- бесконфликтность учебной ситуации;
- гласность успехов каждого…

Опорный сигнал – ассоциативный символ, заменяющий некое смысловое значение. (Приложение 3)

В конце изучения темы зачет. (Приложение 4)

III. Развиваю умственные операции

Мышление позволяет человеку: приспосабливаться к окружающей среде; проникать в сущность вещей явлений; общаться с другими людьми; ставить цели и достигать их.

Пути развития и активизации мышления: («Старайтесь дать уму как можно больше пищи» - Л.Н. Толстой)

1. Самостоятельно ставить задачу и стремиться найти решение. (Мотивация.)

2. Анализировать информацию, выделять противоречия, подмечать сходство, видеть необычное в обычном, отходить от привычных штампов, искать нестандартные, самостоятельные решения.

3. Уметь сформулировать вопрос – первый шаг к активной творческой мыслительной деятельности.

4. Анализ возможных ответов на этот вопрос и выбор среди них верного – второй шаг.

5. Проверка правильности решения – третий шаг.

6. На продуктивность мышления большое влияние оказывает эмоциональное состояние.

7. Следует воспринимать свои ошибки как ценную возможность самосовершенствования, поверить в собственные способности. Они у вас есть!

Урок геометрии по теме: «Треугольник» 7-й класс. (Приложение 5)

IV. Развиваю креативное математическое мышление

ТВОРЧЕСТВО - это деятельность человека, направленная на создание какого-либо нового, оригинального продукта в сфере науки, искусства, техники, производства и организации.

Творческому акту предшествует длительное накопление соответствующего опыта, который консолидируется в умениях, знаниях и навыках; постановка задачи; проработка всех возможных ее решений. (Примеры новых оригинальных продуктов детей представлены в Приложении 6)

Презентации детей выполнены по теме «Движение» (геометрия 8-го класса), на которую отведено 7 часов. Изучение темы завершается интегрированным уроком – геометрия и информатика. (Приложение 7)

Практическая значимость – мной проведены 4 семинара для учителей города. Тема: «Психолого-педагогические предпосылки развивающего обучения на уроках математики».

Темы занятий:

1. Психофизиологические особенности познавательных процессов учащихся: зрительно-двигательная перцепция (восприятие, развитие внимания).
2. Виды памяти и способы ее развития.
3. Развитие умственных операций.
4. Развитие креативного математического мышления. (Приложение 8)

V. Релаксирующие упражнения

  • Глазами написать первую букву своего имени.
  • Носом написать свое имя.
  • Правым локтем написать цифры от 1 до 5.
  • Левым локтем цифры в обратном порядке от 5 до 1.
  • Правой ногой знак бесконечности.
  • Левой ногой цифру 8.
  • «Счастье» изобразить – руки вытянуть вперед.

Литература

  1. Винокурова Н.К. Развитие творческих способностей учащихся / / Москва. Педагогический поиск, 1999.
  2. Груденов Я.И. Совершенствование методики работы учителя математики / / Москва. Просвещение, 1990.
  3. Кузина С.А. Как улучшить свою память (методическое пособие) Судогодский филиал Владимирской областной типографии, 1999.
  4. Ошина В.В. Нейтрализации стрессов и оздоровления школьника. М.: АРКТИ. 2008.
  5. Петрусинский В.В.Розанова Е.Г.Игры на развитие внимания, памяти, и мышления.Владос 2007.
  6. Самоукина Н.В. Игры в школе и дома//Психотехнические упражнения и коррекционные программы - Издательство «Новая школа».
  7. Соловейчик С. Учение с увлечением. - М.: Детская литература, 1986.
  8. Фридман Л.М. Учись учиться математике. - М.: Просвещение. 1985.
  9. Шапарь В.Б. Психология для всех и каждого. - Харьков: Феникс, 2002.
  10. Шаталов В.Ф. Куда и как исчезли тройки. - М.: Педагогика, 1980.
  11. Шваб Е.Д., Пудикова Н.П. Психологическая поддержка учащихся. Развивающие занятия, игры, тренинги и упражнения. - Волгоград: Учитель, 2009.