Цели урока:
Обучающие:
- познакомиться с основными событиями политической реформы эпохи перестройки;
- подойти к пониманию итогов политической реформы.
Развивающая: продолжить формирование умений работать с текстом учебника, документами, анализировать их, делать выводы.
Воспитательная: формирование социально активной личности, переживающей за судьбу России.
Оборудование: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР», письмо А.Г. Татаринова, документ «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.»
ПЛАН УРОКА:
- Цели реформы политической системы в СССР.
- Этапы реформы политической системы в СССР.
- Итоги реформы политической системы в СССР.
Ход урока.
1. Актуализация знаний.Учитель. Мы продолжаем изучение темы, связанной с эпохой перестройки в СССР 1985-1991 гг. Вы уже знаете причины ее начала и ход экономической реформы.
Каковы причины перестройки? Назовите их.
Какие экономические реформы были проведены в СССР в этот период?
Обратимся к документам: таблица «Среднегодовые темпы экономического развития СССР…», письмо рабочего А.Г. Татаринова «…Почему мы повторяемся?»
Каковы были итоги экономической реформы?
(Обучающиеся: Положительные результаты оказались кратковременными, в дальнейшем идет снижение темпов прироста национального дохода и производительности труда.)
Учитель: В целом экономическая реформа оказалась незавершенной. Если вспомнить, то таких реформ в СССР было уже несколько.
Кто и когда проводил подобные реформы?
(Обучающиеся: Маленков в середине 1950-х гг.; Н.С. Хрущев в начале 1960-х гг.; Косыгин в 1965 г )
Каковы были их результаты?
(Обучающиеся: Все они также не достигли поставленных целей.)
Возникает вопрос, почему так получилось? Ответ на него давайте найдем в документах, обратившись к мнению самого М.С. Горбачева.
В чем видел М.С. Горбачев причины неудач экономических реформ?
(Обучающиеся:
- Существующая политическая система;
- Сосредоточение хозяйственно-управленческих функций в руках партийно-политического руководства;
- Гипертрофировалась роль исполнительного аппарата;
- Основная масса населения была отстранена от реального участия в решении государственных и общественных дел;
- Управленческий аппарат диктовал свою волю хозяйству и политике, определял, чему быть, чему нет;
- Громоздкость и неэффективность работы аппарата управления.)
Учитель: Что надо было сделать для того, чтобы экономическая реформа заработала так, как это от нее ожидалось?
(Обучающиеся: Надо было избавиться от недостатков.)
В какой сфере общественной жизни находились эти недостатки?
(Обучающиеся: В политической сфере.)
Что надо было сделать?
(Обучающиеся: Реформировать политическую систему в СССР.)
Это и является темой нашего урока.
2. Изучение нового материала.Каковы были цели реформы политической системы?
(Обучающиеся: Избавиться от негативных факторов в политической жизни страны, которые тормозили экономические реформы.)
Существующая политическая система тормозила экономическое развитие страны. Нужны были политические преобразования.
Работа в группах по материалам учебника, заполнение таблицы
«Этапы политической реформы».
Этап |
Содержание |
Итоги |
1. «Кадровая революция» |
Массовая замена и омоложение кадров, подбиравшихся на основе критерия – поддерживает ли цели и идеи перестройки. |
Осознали, что простой заменой кадров дело не решить. |
2. Реформа 1988 г. |
Соединение «социалистических ценностей с политической доктриной либерализма». |
|
3. Формирование многопартийности |
Снят запрет на деятельность политических партий и общественных организаций, не связанных с КПСС. |
|
К чему привели эти действия в политической сфере?
(Обучающиеся: Поставлено под сомнение существование политической системы социализма с руководящей ролью КПСС.)
Обратимся к документу: «Из доклада М.С. Горбачева на XIX Всесоюзной конференции КПСС. 1988 г.».
Каковы итоги реформы политической системы? Добился ли М.С. Горбачев и политическое руководство СССР тех целей, которые они ставили?
(Обучающиеся: Цели М.С. Горбачева:
В рамках социалистического выбора улучшить жизнь людей с помощью формирования рыночной инфраструктуры.
Итоги реформы:
- Многопартийность.
- Отмена ст. 6 Конституции СССР.
- Идея построения правового государства.)
Соответствуют ли конкретные итоги реформы политической системы тем целям, которые М.С. Горбачев ставил перед собой в начале реформы?
(Обучающиеся: Нет. Итоги реформ вышли за рамки целей, так как М.С. Горбачев пытался совместить несовместимое: классическую советскую политическую модель с либеральной, опиравшуюся на разделение властей.)
В итоге эта реформа и ряд других факторов привели к распаду СССР в 1991 г. и образованию суверенной России.