Цель: формировать представление об употреблении разделительного мягкого знака и правописании слов с разделительным мягким знаком; развивать умение сравнивать; развивать память, логическое мышление; воспитывать желание учиться и делать открытия.
Оборудование: сигнальные карточки синего и красного цветов, опорные схемы, правило о написании разделительного мягкого знака у каждого ученика, листочки.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Звенит веселый колокольчик.
Игрушки все свои оставь,
Нам нужно дружно встать.
Пора ведь урок начинать.
- Садитесь, запишите сегодняшнее число, классная работа. Выделите орфограммы…
- Назовите орфограммы, которые встретились вам сейчас при письме…
II. Словарная работа.
- Урок мы сегодня начнем со словарной работы. Запишем несколько слов, все в тетрадях, а один у доски.
Коньки, медведь, пальто, тетрадь, мальчик, морковь.
- Что объединяет эти слова? ( все слова обозначают предмет, во всех словах есть непроверяемая безударная гласная и ь – показатель мягкости, во всех словах 2 слога)
- На какие две группы можно разделить эти слова? Назовите эти группы. (1: одушевленные и неодушевленные предметы; 2: слова с ь в середине и в конце слова)
- Значит, где пишется ь – показатель мягкости?
- Составьте с одним из слов предложение…
- Запишем одно предложение и выделим основу.
Мальчик купил тетрадь.
- Назовите слова с ь – показателем мягкости.
III. Введение в тему. Постановка проблемы.
- Запишем еще несколько слов, все на листочках, а два человека за доской.
Семья, польёт, друзья, воробьи.
- Проверим, как вы выполнили задание.
- Задание было одно? (Да)
- А вы как его выполнили? (По-разному)
- Почему так получилось? (Мы еще чего-то не знаем)
- Послушайте, как звучат эти слова. (учитель медленно произносит слова, которые записали)
- Что заметили? (Слова как - будто разделились на две части)
- А какую букву нужно писать, когда мы произносим слова таким образом, как – будто они разделились на две части и при этом согласный звучит мягко, а звука никакого не слышим? (мягкий знак- разделительный)
- Так какой же вопрос возникает? (Когда пишется разделительный мягкий знак? Вопрос записывается на доске)
IV. Поиск решения.
- На доске я написала слова в два столбика. Они помогут нам открыть новое правило.
На доске записаны слова:
коньки |
шитьё |
|
пеньки |
ульи |
|
деньки |
деревья |
|
крыльцо |
счастье |
|
редька |
вьюга |
- Что вы можете сказать об этих словах? Что их объединяет? (Во всех словах в середине пишется ь)
- По какому принципу я разделила слова в столбики?
- В каком столбике слова с ь – показателем мягкости? Как узнали?
- А с разделительным ь?
- Посмотрите внимательно на слова второго столбика, посовещайтесь в группах и предложите гипотезу: когда же пишется разделительный ь? ( Он пишется между согласной и гласной)
- Давайте проверим. Запишите слова второго столбика в тетрадь, в строчку, через запятую и подчеркните соседей ь…
V. Открытие нового знания.
- Итак, что получилось?
- Что дала проверка нашей гипотезы?
- Посовещайтесь в группах и попробуйте сформулировать новое правило о написании разделительного мягкого знака.
- Давайте проверим наше открытие (дети читают правило)
- Итак, кто же ответит на наш вопрос: когда пишется разделительный мягкий знак?
- А теперь, зная новое правило, вы его открыли сами, вернемся к началу урока и подчиним ему наши слова, которые вы писали на листочках. Вы все работаете с листочками, а … у доски.
- Като нашел и исправил свои ошибки? Молодцы!
VI. Физ. пауза. (выполняется зарядка «Моль»)
Моль, моль, моль – ядовитая букашка.
Моль, моль, моль – это вредный таракашка.
Моль, моль, моль – это маленький жучок,
Который поедает все вдоль и поперек.Моль, моль, моль – съела папины штанишки.
Моль, моль, моль – съела мамино пальто.
Моль, моль, моль – съела плюшевого мишку.
Оделась и пошла в кино.
VII. Первичное закрепление.
- А какую роль выполняет мягкий знак в слове «моль»?
- А какую еще роль он может выполнять?
- Где пишется разделительный ь?
- У вас на столах лежат сигнальные карточки синего и красного цветов. Я сейчас буду называть слова, если в слове нужно писать ь – показатель мягкости, вы поднимаете синюю карточку. А если в слове нужно писать ь – разделительный – вы поднимаете красную карточку. Будьте внимательны.
Вязанье, Наталья, коньки, Илья, мельница, деньки, варенье, яблонька, барьер, веселье.
- Молодцы, вы были внимательны.
- А когда нужно писать разделительный мягкий знак? Расскажите правило друг другу.
- Откройте учебники на странице 141, выполните самостоятельно упражнение 190. Прочтите задание. Объясните, что вы будете делать? ( дети самостоятельно выполняют упражнение, а два человека выполняют его за доской)
- Обменяйтесь тетрадями, сверьте с доской.
- Поднимите руки, кто выписал все слова с разделительным мягким знаком, не пропустив ни одного и не написав лишнего слова?
- Молодцы!
VIII. Итог.
- Так какая была тема нашего урока?
- Посмотрите на опорные схемы на доске и скажите, какая из них относится к правилу, которое вы открыли сами? Объясните, почему вы так думаете.
(опорные схемы на доске)
IX. Домашнее задание. Выучить правило, придумать сказку про разделительный мягкий знак.