Класс: 8.
Цели:
обобщающие:
- обобщить материал по теме «Человек и информация»;
- повторить основные (базовые) понятия информатики;
- сформировать общее представление об информационной картине мира;
развивающие:
- развивать интерес к получению информации, умение выбирать необходимые формы ее представления;
воспитательные:
- воспитывать информационную культуру и толерантное общение при работе в группах;
- формировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции.
Тип урока: урок-обобщение.
Вид урока: игра.
Оборудование: 2 ПК, проектор, экран, музыкальные заставки.
Программное обеспечение: текстовый редактор MSWord, редактор презентаций Ms PowerPoint.
Методические рекомендации.
С целью повторения и закрепления материала по теме «Человек и информация» данный урок может быть проведен как внеклассное мероприятие на всю параллель в виде игры «Сто к одному». До занятия проводится следующая работа:
- Опрос учащихся, учителей, родителей.
- Учащиеся разделены на 2 подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа придумывает название своей команды и готовит краткую характеристику каждого участника игры (можно в виде презентации).
- Сформировать жюри из учащихся старших классов.
В конце каждого тура ведущий озвучит правильный ответ на вопрос, если он не прозвучал во время игры.
Ход мероприятия
Ведущий. Мы приглашаем вас принять участие в игре «Сто к одному». Она посвящена повторению материала по главе «Человек и информация».
Сегодня мы будем играть с командой «Смайлики» – поприветствуем их, и командой «Килобайты» – поприветствуем их тоже.
Слово капитанам.
Капитаны представляют каждый свою команду: название и краткую характеристику каждого участника команды.
Ведущий. Итак, начинаем простую игру.
1. Простая игра
(набранные очки засчитываются один к одному)
Ведущий. Мы опросили учащихся, учителей и родителей нашей школы, задав им вопросы по теме нашей игры. С результатами опроса мы познакомимся во время игры.
А сейчас приглашаю подойти ко мне капитанов команд.
Выходят 2 человека.
Ведущий объясняет правила игры.
Правила игры:
Надо поднять сигнальную карту, чтобы дать ответ. Отвечает тот, кто быстрее поднял сигнальную карту, а затем каждый участник команды дает ответ на этот вопрос.
Если ответ совпадает с ответами на слайде, то команда продолжает отвечать. Игра продолжается до тех пор, пока все ответы не будут раскрыты.
При трех неудачных ответах на вопрос ход переходит к соперникам. Ведущий проводит блиц-опрос команды соперников. Капитан выбирает один из ответов, предложенный командой, или предлагает свой, и если этот ответ совпадает с ответом на слайде, то команда зарабатывает все очки, полученные соперниками.
Ведущий задает вопрос.
Вопрос: Что такое язык?
Ответы на слайде.
Жюри подводит итоги простой игры и заносит результаты в протокол (Протокол прилагается).
Ведущий. Мы переходим к проведению двойной игры.
2. Двойная игра.
(Набранные очки в этой игре удваиваются).
Ведущий. Приглашаю подойти ко мне следующих участников игры.
Выходят 2 участника.
Правила данной игры такие же, как и в простой игре.
Ведущий задает вопрос.
Вопрос: Что такое информация?
Ответы на слайде.
После окончания двойной игры жюри подводит очередные итоги и заносит результаты в протокол.
Ведущий. Итак, пришло время проведения тройной игры.
3. Тройная игра.
(Набранные очки в этой игре утраиваются).
Ведущий. Приглашаю подойти ко мне следующих участников игры.
Выходят 2 участника.
Правила данной игры такие же, что и в предыдущих случаях.
Ведущий задает вопрос.
Вопрос: Что в истории развития человечества принято считать первым средством передачи информации на большие расстояния?
Ответы на слайде.
После окончания тройной игры жюри подводит очередные итоги и заносит результаты в протокол.
4. Игра наоборот.
Ведущий объясняет правила проведения игры наоборот.
Ведущий. Вам необходимо выбрать самый популярный ответ, который находится на последней строчке. Если он совпадет с ответом на слайде, то команда получает соответственно очки.
На обсуждение командам дается 10 секунд, после чего капитаны команд дают ответ на поставленный вопрос.
Ведущий. В последнее время широкую популярность приобрела система общения между людьми.
Вопрос: Как она называется и переводится?
Ответы на слайде.
5. Большая игра
В данной игре принимает участие та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Участвует 2 человека. Один участник уходит, а другому задаются вопросы, затем приходит другой участник и тоже отвечает на вопросы.
Ведущий. Вместе со своим коллегой в этой игре можно в сумме набрать 200 баллов. Вам необходимо, не раздумывая, ответить на 5 вопросов за 15 секунд.
1 участник отвечает на вопросы, результаты высвечиваются на слайде.
Приглашают 2 участника.
Ведущий. Ваш коллега из 200 возможных, набрал (озвучивает количество баллов) баллов. Вам необходимо ответить на те же вопросы за 20 секунд, но если ваш ответ совпадет, то вы услышите звуковой сигнал, и вам необходимо будет предложить другой вариант ответа на тот же самый вопрос.
2 участник отвечает на вопросы.
Вопросы:
- Что больше 1 байт или 8 бит? (1 байт=8 битам)
- Действие, которое необходимо провести при подготовке диска для записи информации? (форматирование)
- Необходимым средством существования человечества является…? (информация)
- Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является…? (флэш-память)
- Перевод текста с одного языка на другой является процессом…? (обработки информации)
Жюри подводит итоги всего мероприятия. Подсчитываются очки. Награждаются победители.
Ответы на вопросы простой, двойной, тройной игры и игры наоборот:
- Что такое язык?
Ответ: знаковый способ представления информации. - Что такое информация?
Ответ: сведения, знания, об окружающем мире, которые мы получаем из различных источников. - Что в истории развития человечества принято считать первым средством передачи информации на большие расстояния?
Ответ: почта. - В последнее время широкую популярность приобрела система общения между людьми. Как она называется и переводится?
Ответ: ICQ – я ищу тебя.