Урок-игра "Сто к одному" по теме "Человек и информация"

Разделы: Внеклассная работа


Класс: 8.

Цели:

обобщающие:

  • обобщить материал по теме «Человек и информация»;
  • повторить основные (базовые) понятия информатики;
  • сформировать общее представление об информационной картине мира;

развивающие:

  • развивать интерес к получению информации, умение выбирать необходимые формы ее представления;

воспитательные:

  • воспитывать информационную культуру и толерантное общение при работе в группах;
  • формировать у учащихся информационную и коммуникативную компетенции.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: игра.

Оборудование: 2 ПК, проектор, экран, музыкальные заставки.

Программное обеспечение: текстовый редактор MSWord, редактор презентаций Ms PowerPoint.

Методические рекомендации.

С целью повторения и закрепления материала по теме «Человек и информация» данный урок может быть проведен как внеклассное мероприятие на всю параллель в виде игры «Сто к одному». До занятия проводится следующая работа:

  1. Опрос учащихся, учителей, родителей.
  2. Учащиеся разделены на 2 подгруппы по 5 человек. Каждая подгруппа придумывает название своей команды и готовит краткую характеристику каждого участника игры (можно в виде презентации).
  3. Сформировать жюри из учащихся старших классов.

В конце каждого тура ведущий озвучит правильный ответ на вопрос, если он не прозвучал во время игры.

Ход мероприятия

Ведущий. Мы приглашаем вас принять участие в игре «Сто к одному». Она посвящена повторению материала по главе «Человек и информация».

Сегодня мы будем играть с командой «Смайлики» – поприветствуем их, и командой «Килобайты» – поприветствуем их тоже.

Слово капитанам.

Капитаны представляют каждый свою команду: название и краткую характеристику каждого участника команды.

Ведущий. Итак, начинаем простую игру. 

1. Простая игра

(набранные очки засчитываются один к одному)

Ведущий. Мы опросили учащихся, учителей и родителей нашей школы, задав им вопросы по теме нашей игры. С результатами опроса мы познакомимся во время игры.

А сейчас приглашаю подойти ко мне капитанов команд.

Выходят 2 человека.

Ведущий объясняет правила игры.

Правила игры: 

Надо поднять сигнальную карту, чтобы дать ответ. Отвечает тот, кто быстрее поднял сигнальную карту, а затем каждый участник команды дает ответ на этот вопрос.

Если ответ совпадает с ответами на слайде, то команда продолжает отвечать. Игра продолжается до тех пор, пока все ответы не будут раскрыты.

При трех неудачных ответах на вопрос ход переходит к соперникам. Ведущий проводит блиц-опрос команды соперников. Капитан выбирает один из ответов, предложенный командой, или предлагает свой, и если этот ответ совпадает с ответом на слайде, то команда зарабатывает все очки, полученные соперниками.

Ведущий задает вопрос.

Вопрос: Что такое язык?

Ответы на слайде.

Жюри подводит итоги простой игры и заносит результаты в протокол (Протокол прилагается).

Ведущий. Мы переходим к проведению двойной игры.

2. Двойная игра.

(Набранные очки в этой игре удваиваются).

Ведущий. Приглашаю подойти ко мне следующих участников игры.

Выходят 2 участника.

Правила данной игры такие же, как и в простой игре.

Ведущий задает вопрос.

Вопрос: Что такое информация?

Ответы на слайде.

После окончания двойной игры жюри подводит очередные итоги и заносит результаты в протокол.

Ведущий. Итак, пришло время проведения тройной игры.

3. Тройная игра.

(Набранные очки в этой игре утраиваются).

Ведущий. Приглашаю подойти ко мне следующих участников игры.

Выходят 2 участника.

Правила данной игры такие же, что и в предыдущих случаях.

Ведущий задает вопрос.

Вопрос: Что в истории развития человечества принято считать первым средством передачи информации на большие расстояния?

Ответы на слайде.

После окончания тройной игры жюри подводит очередные итоги и заносит результаты в протокол.

4. Игра наоборот.

Ведущий объясняет правила проведения игры наоборот.

Ведущий. Вам необходимо выбрать самый популярный ответ, который находится на последней строчке. Если он совпадет с ответом на слайде, то команда получает соответственно очки.

На обсуждение командам дается 10 секунд, после чего капитаны команд дают ответ на поставленный вопрос.

Ведущий. В последнее время широкую популярность приобрела система общения между людьми.

Вопрос: Как она называется и переводится?

Ответы на слайде.

5. Большая игра

В данной игре принимает участие та команда, которая набрала наибольшее количество баллов. Участвует 2 человека. Один участник уходит, а другому задаются вопросы, затем приходит другой участник и тоже отвечает на вопросы.

Ведущий. Вместе со своим коллегой в этой игре можно в сумме набрать 200 баллов. Вам необходимо, не раздумывая, ответить на 5 вопросов за 15 секунд.

1 участник отвечает на вопросы, результаты высвечиваются на слайде.

Приглашают 2 участника.

Ведущий. Ваш коллега из 200 возможных, набрал (озвучивает количество баллов) баллов. Вам необходимо ответить на те же вопросы за 20 секунд, но если ваш ответ совпадет, то вы услышите звуковой сигнал, и вам необходимо будет предложить другой вариант ответа на тот же самый вопрос.

2 участник отвечает на вопросы.

Вопросы:

  1. Что больше 1 байт или 8 бит? (1 байт=8 битам)
  2. Действие, которое необходимо провести при подготовке диска для записи информации? (форматирование)
  3. Необходимым средством существования человечества является…? (информация)
  4. Самым предпочтительным носителем информации на современном этапе является…? (флэш-память)
  5. Перевод текста с одного языка на другой является процессом…? (обработки информации)

Жюри подводит итоги всего мероприятия. Подсчитываются очки. Награждаются победители.

Ответы на вопросы простой, двойной, тройной игры и игры наоборот:

  1. Что такое язык?
    Ответ:
    знаковый способ представления информации.
  2. Что такое информация?
    Ответ:
    сведения, знания, об окружающем мире, которые мы получаем из различных источников.
  3. Что в истории развития человечества принято считать первым средством передачи информации на большие расстояния?
    Ответ:
    почта.
  4. В последнее время широкую популярность приобрела система общения между людьми. Как она называется и переводится?
    Ответ:
    ICQ – я ищу тебя.

Презентация.