Тип урока урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цель урока уточнение понятия алгоритма; знакомство с машиной Тьюринга как уточнением понятия алгоритма
Задачи урока
Образовательные:
- познакомить учащихся с понятием алгоритмически неразрешимой задачи;
- расширить понятие алгоритма, научить описывать состав машины Тьюринга и принципы её работы, строить машину Тьюринга для решения простейших задач;
- формировать ключевые компетенции;
- обеспечить закрепление умений анализировать, систематизировать, доказывать.
Развивающие:
- формировать навыки работы с мультимедийным оборудованием (интерактивная доска);
- развивать алгоритмическое мышление, способность к формализации.
Воспитательные:
- развивать алгоритмическое, наглядно-образное мышление;
- формировать культуру познавательной деятельности;
- формировать культуру коллективной деятельности, воспитывать чувство ответственности за результаты своего труда, используемые другими людьми;
- развивать навыки самостоятельной деятельности, упорство в достижении цели.
Знания, умения, навыки и качества, которые приобретут и закрепят ученики в ходе урока:
- закрепят и расширят понятие алгоритма;
- усвоят понятие алгоритмически неразрешимой задачи;
- приобретут знания о составе машины Тьюринга, принципах её работы;
- приобретут навыки построения машин Тьюринга для решения простейших задач.
Необходимое оборудование и материалы:
- компьютер, мультимедиа проектор, интерактивная доска;
- мультимедиа презентация урока;
- листы с заданиями ("Рабочие листы").
Ход и содержание урока
Интерактивная поддержка | Действия участников урока |
Слайд 1 - заставка | Презентация используется на протяжении всего урока. |
Слайд 2 - использование
возможностей интерактивной доски (инструмент
Перо): 1 учащийся от каждой группы (на усмотрение лидеров) записывает на доске выбранный алфавит и способ его двоичного кодирования |
I. Проверка домашнего задания На предыдущем уроке класс разбивается на группы (3 группы по 4-5 человек). Группы работают под руководством лидеров. Каждой группе выдаётся Рабочий лист (формат А4), который по мере выполнения заданий заполняет лидер. Задание: Докажите, что любой алфавит можно заменить двухбуквенным алфавитом. Приведите примеры. Выслушивается отчёт лидеров групп по выполнению задания. Обсуждаются вопросы, возникшие при выполнении работы. Проводится взаимопроверка домашнего задания, итоги фиксируются в Рабочем листе. |
Слайды 3-5 - постановка проблемной задачи, демонстрация материала | II. Подготовка учащихся к усвоению
нового материала: сообщение темы и целей урока,
постановка проблемной задачи 1. Беседа с учащимися об известных им различных определениях алгоритма. 2. Постановка проблемы: возможно ли построение алгоритма, позволяющего сконструировать машину для перевода чисел из унарной системы счисления в десятичную? Какие средства для этого могут быть использованы? |
Слайды 6-10 - демонстрация изучаемого нового материала | III. Изучение нового материала Сообщение нового материала |
Слайд 11 - демонстрация примера
построения машины Тьюринга Используются анимационные возможности MS PowerPoint - демонстрируется заранее смоделированная реализация задачи |
IV. Первичная проверка усвоения знаний Демонстрация примера построения машины Тьюринга |
Слайды 12-13 - демонстрация задач на реализацию алгоритмов с помощью машин Тьюринга, моделирование решений с использованием возможностей интерактивной доски; демонстрация задач для самопроверки знаний учащихся (инструменты Перо, Умное перо, Указатель, Ластик) | V. Первичное закрепление знаний Предлагаются задачи на реализацию алгоритмов с помощью машин Тьюринга. После обсуждения задач в группах учащиеся предлагают свои решения задач. Решения моделируются с использованием возможностей интерактивной доски. Схема решения задач на реализацию алгоритмов для машины Тьюринга средствами StarBoard может быть такой:
|
Слайд 14 - демонстрация задач
для самопроверки знаний учащихся Слайд 15 - демонстрация решения проблемной задачи, поставленной в начале урока, с использованием возможностей интерактивной доски. |
VI. Контроль и самопроверка знаний 1. Работа в группах на время, фиксирование лидерами групп результатов в Рабочих листах (слайд 14). Поочередно заслушивается решение задач каждой группы, обсуждаются результаты. Подводятся итоги выполненной работы, заполненные рабочие листы передаются учителю. 2. Обсуждение проблемной задачи, поставленной в начале урока (слайд 15). |
Слайд 16 - демонстрация итогов урока | VII. Подведение итогов урока 1. Формулирование выводов о расширении понятия алгоритма, его формализации 2. Объявление результатов урока (слайд 16) 3. Домашнее задание: придумать задачу и написать для её решения машину Тьюринга 4. Рефлексия:
|
Возможно использование описанного дидактического ресурса и в случае отсутствия интерактивной доски. Презентация демонстрируется с помощью мультимедийного проектора на обычный экран; данные вносятся на слайды в режиме демонстрации манипулятором "мышь" с использованием инструмента Указатель MS Power Point (Ручка, Фломастер или Выделение).
Но в этой ситуации невозможно указать и изменять в процессе реализации алгоритма положение головки автомата, можно просто зачёркивать значение в ячейке ленты и вписывать новое.
Использованные источники и литература.
- Касаткин В.Н. Информация, алгоритмы, ЭВМ: Пособие для учителя. - М.: Просвещение, 1991.
- Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Учебное пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина - 2-е изд., испр. - М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007.
- Андреева Е.В. Математические основы информатики. Элективный курс: Методическое пособие / Е.В. Андреева, Л.Л. Босова, И.Н. Фалина -М.: БИНОМ. Лаборатория Знаний, 2007.
- Юнина Е.А. Современные образовательные технологии. М., 2006.
- Рабочая программа среднего (полного) общего образования по информатике и ИКТ. Профильный уровень. Авторы: Лопушанская Н.Д., Нарзяева И.Ю.
- Программная система моделирования работы машины Тьюринга http://www.loonies.narod.ru/tmr.htm