От библиотеки кадетского корпуса – к информационному центру космического образования

Разделы: Организация школьной библиотеки


Военно-космический кадетский корпус - общеобразовательное учреждение среднего (полного) общего образования, обеспечивающего раннюю профессиональную ориентацию воспитанников по профилю Министерства обороны РФ. Он создан распоряжением Президента РФ № 178-рп от 11.04.1996 г. (приказ министра обороны РФ № 220 от 30.05.1996 г.), торжественно открыт 12 апреля 1996 г. в день 35-летия первого полёта человека в космос. Предназначен для всестороннего обучения и воспитания подростков (преимущественно сыновей погибших военнослужащих, сирот, детей оставшихся без попечения родителей, а так же сыновей военнослужащих Космических войск, проходящих службу в отдаленных местностях). Военно-космический кадетский корпус является одним из структурных подразделений Космических войск, объекты которых расположены от Крайнего Севера до гор Таджикистана, от Камчатки до Санкт-Петербурга.

В Корпусе установлен 4-летний срок обучения (8-11 классы общеобразовательной школы). По окончании обучения выпускникам вручается аттестат о среднем (полном) общем образовании государственного образца. А после окончания 9 класса - аттестат об основном общем образовании.

Учебный план и программы по которым обучаются кадеты, соответствуют базовым образовательным государственным стандартам. В Корпусе работают педагоги высокой квалификации: 2 кандидата наук, заслуженный учитель РФ, отличники народного просвещения, почетные работники общего образования, 16 преподавателей имеют высшую квалификационную категорию.

Педагогический коллектив корпуса ставит себе задачу не только заложить определённый общеобразовательный уровень, но и подготовить выпускника для дальнейшего обучения в учреждениях высшего профессионального образования, создать условия для повышения мотивации юношества к получению профессиональных навыков путём их привлечения к участию в социально-значимых актуальных проектах, разработанных с использованием информационных космических технологий; интегрировать учащихся в международную систему космического образования; воспитать граждан - патриотов страны на образе национального героя - летчика-космонавта, ученого, конструктора, разработчика космических систем.

Для выполнения этой задачи с 2008 г. Военно-космический кадетский корпус при поддержке Всероссийского детского и молодёжного центра аэрокосмического образования им.С.П.Королёва реализует проект создания Санкт-Петербургского кадетского центра космического образования.

Мы ожидаем, что внедрение информационных космических технологий в образовательный процесс учебных заведений Северо-Западного региона позволит учащимся получить представление о наукоёмких информационных технологиях и сделать осознанный выбор будущей профессии, а результаты реализации проекта послужат фундаментом для создания научного кадетского общества России.

Библиотека является информационным центром Военно-космического кадетского корпуса и одной из наиболее значимых компонент образовательного проекта, который реализует корпус. Именно ей принадлежит значительная роль в реализации задуманного. Библиотека ставит перед собой две основные задачи: привитие воспитанникам любви к книге и чтению, и информационное обеспечение образовательного процесса в корпусе. Обе задачи одинаково важны и при решении взаимно дополняют друг друга.

Наш информационно-библиотечный центр состоит из библиотеки (абонимент и читальный зал) и читального зала электронных ресурсов. С 1996 г. руководит работой библиотеки Татьяна Васильевна Тарадай - победитель регионального этапа Всероссийского конкурса "БиблиОбраз-2009" в номинации "БиблиОпрофи".

Фонд библиотеки на 1.12.2009 г. составляет около 43 000 (42782) экземпляров, в том числе: учебный - 30710 экземпляров, основной - 12072 экземпляра.Подписка проводится регулярно и на второе полугодие 2009 г. выполнена на сумму 71806 руб. 70 коп. (86 наименований). Библиотека получает периодику для кадет, учителей, офицеров-воспитателей и администрации. Кадеты полностью обеспечены учебниками. Библиотека оснащена компьютерной техникой, ксероксом, сканером, музыкальным центром, DVD - проигрывателем, видеомагнитофоном, телевизором. Читателями библиотеки являются 425 человек, в число которых входят: 100% воспитанников корпуса, 60% преподавателей, офицеров и сотрудников.

Ввод в строй читального зала электронных ресурсов значительно расширил контингент читателей, количество которых в настоящий момент времени не оценено, т.к. ежедневно растёт за счет родственников и знакомых учащихся и сотрудников. Подробное исследование контингента и информационных запросов читателей зала электронных ресурсов планируется провести в апреле 2010 г.

Модель библиотеки Военно-космического кадетского корпуса представлена на рисунке 1. За основу взята медиальная модель современной школьной библиотеки, описанная Натальей Валерьевной Крук в диссертации на соискание степени кандидата педагогических наук "Модель современной школьной библиотеки" (Новосибирск, 2007 г.)

 

Рисунок 1. Модель библиотеки Военно-космического кадетского корпуса

Наш корпус является пилотной площадкой Русской школьной библиотечной ассоциации "Молодая Россия читает". И в 2008 г. по заказу администрации кадетского корпуса нами разработана программа поддержки и развития чтения Военно-космического кадетского корпуса на 2008-2011 гг. (авторы - заведующая библиотекой Тарадай Т.В., психолог, канд.пед.наук Петронюк И.С.) Программа одобрена педагогическим советом и утверждена начальником корпуса.

Актуальность разработки и реализации программы чтения обусловлена высокими требованиями к довузовскому образованию, которые в наши дни предъявляет развитие науки, техники, информационных технологий. И по содержанию и по форме современное образование должно учить мыслить, находить нестандартные решения в различных ситуациях и отстаивать собственную позицию в разнообразных сферах жизни человека и общества, т.к. в постоянно меняющемся мире образование не может носить просто информационный характер.

Сегодня ВУЗы готовят специалистов, которым необходимо использовать в своей профессиональной деятельности информационные технологии. Ракетно-космическая промышленность стала основой наукоемких технологий XXI века, а космическая деятельность - одной из ведущих отраслей народного хозяйства.

Обмен информацией (печатными и электронными публикациями) и чтение об освоении человечеством космического пространства играет лидирующую роль в получении подростком представления о наукоемких профессиях и позволяет сделать вполне осознанный выбор.

Вместе с тем, изучение культуры чтения кадет-первокурсников, проведенное нами в 2005-2008 гг., позволяет констатировать, что количество читающих подростков уменьшается, а качество чтения снижается.

Среди зачисленных в корпус есть подростки (как из числа детей, оставшихся без попечения родителей, так и из обеспеченных семей), которые не читают художественную литературу, не посещают библиотеку, не интересуются публикациями в периодических изданиях.

Интерес к истории освоения космического пространства, который появляется у воспитанников при первом посещении космического музея кадетского корпуса, способствует привлечению к чтению книг о космосе, а оно, в свою очередь, к творческой активности в изучении разных наук.

Сегодня для реализации программы чтения в кадетском корпусе есть необходимые условия: библиотека существует, как штатная структура; музей является членом ассоциации космических музеев; есть оборудованный класс по введению в основы космонавтики; компьютерные классы с доступом в Интернет; в наличии фонд библиотеки, который пополняется за счёт Министерства обороны РФ и книг, переданных в дар; библиотека получает периодические издания; оборудован читальный зал электронных ресурсов; в корпусе активно работают предметно-методические комиссии и отдел воспитательной работы; в учебных ротах сформированы ротные библиотеки; кадеты ориентированы на престижность исследовательской деятельности.

Реализация программы чтения помогает систематическим образом объединить все названные ресурсы в рамках единой политики учебного заведения в области чтения.

Важнейшими целевыми индикаторами и результатами реализации программы чтения, на наш взгляд служат повышение культурной и читательской кадет; рост читательской активности кадет до 100% охвата чтением; 100% охват кадет, участвующих в мероприятиях по популяризации чтения.

Внедрение программы чтения в учебный процесс обеспечивается установлением и расширением внешних и внутренних партнёрских связей библиотеки. Без сотрудничества с нашими внешними партнёрами наша библиотека не смогла бы в полной мере выполнять функции информационного центра. Такое сотрудничество способствовало созданию всероссийского национального геопортала аэрокосмического образования о котором мы скажем позже, и в дальнейшем позволит России достичь в космическом образовании мирового уровня, занять лидирующую позицию, объединив все направления исследований космонавтики на едином информационном поле.

Проделанная работа позволила нам определить методы реализации программы чтения. Это: диагностика состояния социокультурного пространства чтения кадет (совокупность доступных информационных ресурсов); наличная информация, которой могут располагать читатели (предложение); группы читателей и их дифференциальные интересы (спрос); диагноз осуществляется как соотнесение спроса и предложения и выявление причин расхождения между ними; педагогический эксперимент, предполагающий целенаправленные изменения работы библиотеки, он представляет собой совокупность мер, направленных на решение проблемных ситуаций каждого из выделенных дифференциальных направлений; мониторинг результатов эксперимента и последующей расширенной реализации программы; оценка эффективности реализации программы.

Рассказывает заведующая библиотекой Татьяна Васильевна Тарадай:

- С чего мы начинаем работу с первокурсниками? Главный фактор - это атмосфера, которая царит в библиотеке. Мы постарались приблизить её к домашней. Приложили все усилия, чтобы в библиотеке было уютно, отсутствовала спешка, чтобы библиотека была зоной психологического комфорта, где нет напряженности, оценивания читателей, а есть ощущение покоя, защищенности, чувство благополучного дома. Мы всегда помним, что учатся у нас ребята со всей России: от Калининграда до Владивостока. Своих читателей мы встречаем с улыбкой, доброжелательно и обращаемся к ним по именам. У нас есть правило: все читатели одинаково важны. Отличнику и двоечнику, весельчаку и молчуну, общительному и замкнутому кадетам мы всегда рады. Стараемся достучаться до каждого, разговорить, найти подход даже к самым стеснительным нашим читателям. Ребёнка нельзя обидеть, оттолкнуть от себя. Он должен знать, что в библиотеке его встретят всегда приветливо. И в анкетах кадеты нередко пишут, что библиотека это "дом родной", где тебе всегда рады.

В первые дни учебного года первокурсников мы приглашаем в библиотеку на экскурсию, где знакомим их с библиотекой как с информационным центром.

Большое внимание при этом уделяем выставкам, т.к. это путь к читателю в информационном пространстве библиотеки. Оформляем выставки, посвященные кадетским корпусам, истории освоения человеком космоса, дням воинской славы России, выставки новинок детской литературы. Стараемся ярко раскрыть на выставках ту литературу, которая наверняка заинтересует мальчишек.

Для нас очень важен первый контакт с читателем. Ведь от того, с каким впечатлением он уйдёт из библиотеки, зависит вся его дальнейшая "библиотечная судьба". Мы знаем, что у некоторых мальчишек данное знакомство с библиотекой первое в жизни.

Анализ результатов первого анкетирования показывает, что есть дети, которые до восьмого класса не прочитали ни одной книги, затрудняются назвать любимое литературное произведение, могут написать о своём любимом герое, читали мало книг о Великой Отечественной войне. А ведь им уже исполнилось тринадцать лет.

Чтение книг является одной из основных культурных практик ребенка в период получения образования. Но культурная практика чтения у большинства поступивших кадет обеднена с детства, в семье не привит интерес к чтению.

Формировать навыки чтения, помогать становлению интереса к свободному чтению приходится уже в кадетском корпуса.

Мы не учим подростка читать, а направляем свою работу на формирование у кадета тяги к книге, "лепим" из него читателя. Стараемся не упустить время, сопровождать становление ценностного отношения ребенка к книге и чтению, даже если он открыл мир литературы для себя только в тринадцать лет. В кадетских корпусах особенно остро чувствуется проблема подросткового чтения. Мы думаем, что в пропаганде чтения нужен государственный подход, чтобы чтение книг для подростков стало престижным.

Библиотека кадетского корпуса использует разнообразные формы и методы работы с читателями, предлагает широкий выбор свободного чтения, соединяет чтение с другими культурными практиками (рисованием, творческими конкурсами, литературными экскурсиями и просто чаепитием), создает атмосферу неформального общения, атмосферу клубной общности, развивающей кадета, обслуживает его информационные интересы.

Сотрудничество с внутренними (в кадетском корпусе) и внешними (за его стенами) партёрами, систематизация партнёрских связей позволила библиотеке координировать работу всех участников образовательного процесса по вопросу отношения кадет к чтению.

Военно-космический кадетский корпус стремится сделать своё образовательное пространство по возможности максимально открытым в условиях учебного заведения интернатного типа.

Партнёрские связи библиотеки создавались для объединения творческого потенциала всех участников образовательного процесса при организации социокультурной деятельности, способствующей воспитанию уважения к книге как фактору общечеловеческой культуры; создания условий для совместной деятельности по формированию информационной культуры личности; содействия создания единого образовательного пространства, обеспечивающего совместную читательскую деятельность кадет и внешних партнёров на основе общего интереса к книге; создания условий возрождения у кадет уважения к богатству русского языка и литературного наследия нашей страны.

Надо отметить, что темы, так или иначе связанные с освоением человеком космического пространства, пожалуй, самые популярные для обсуждения в нашем корпусе. Календарь знаменательных дат насыщен космическими юбилеями. Указом Президента РФ в честь 50-летия полёта в космос Ю.А.Гагарина 2011 г. объявлен Годом российской космонавтики. Поэтому в библиотеке собран такой фонд литературы по космической тематике, которым не может похвастаться ни одно военное учебное заведение довузовской подготовки. Для тематических выставок литературы о космосе отведено особое место.

Инновационной формой работы библиотеки с читателем стало создание музейно-образовательного комплекса. Это содружество библиотеки и музея кадетского корпуса. Концепция создания и развития музейно-образовательного комплекса разработана с учетом специфики Военно-космического кадетского корпуса на основе анализа образовательных программ основного и дополнительного образования, а также программы воспитательной деятельности. Сегодня это неотъемлемая часть воспитывающей среды в системе педагогического сопровождения кадет и инновационный компонент развития кадетского корпуса.

В рамках организационной структуры кадетского корпуса библиотека и музей сегодня реализуют такие музейно-образовательные программы, как "История освоения космического пространства", "Основные положения теории космического полёта", "История Российской Армии и военного искусства", "Профессии космических спутников", "История пилотируемой космонавтики". Они решают задачи гуманизации образования, ориентируясь на общие целевые установки: развитие духовных потребностей подростка; развитие эмоционально-чувственной сферы личности воспитанников; развитие творческих способностей, созидательных качеств личности; превращение кадетского корпуса из преимущественно просветительского учреждения в центр духовной, нравственной культуры.

Особенность библиотеки Военно-космического кадетского корпуса по сравнению с обычными библиотеками состоит в том, что, поработав с печатными материалами и получив какую-либо информацию об интересующем предмете, подросток может в экспозиционном зале музея познакомиться непосредственно с макетом предмета. Совмещение работы в библиотеке с посещением экспозиции музея открывает дополнительные возможности для получения полного впечатления об изучаемом предмете: как теоретическое, так и визуальное.

Можно без преувеличения сказать, что содружество библиотеки и музея Военно-космического кадетского корпуса объединяет их в единый информационный центр, который работает на создание положительного имиджа Вооруженных сил РФ, Космических войск, Военно-космического кадетского корпуса, а также является мощным коммуникативным центром, местом встречи и общения разных поколений защитников нашего Отечества на основе единого языка общечеловеческих ценностей. Воспитательный потенциал этого сотрудничества трудно переоценить.

Нужно отметить, что нашей библиотеке на видном месте расположены рисунки и творческие работы кадет, а не списки обязательной литературы. В нашем учебном заведении дети живут по особому режиму дня, вдали от родного дома. У них мало свободного времени, чтобы почитать для души. Поэтому главное для нас не количество прочитанных рекомендованных книг, а разнообразие культурных практик чтения. Полюбить книгу ребёнок сможет только в процессе свободного чтения, когда книга ему интересна, а само чтение не вызывает стресса, и он уверен, что его не накажут низкой отметкой, если он прочитает не "ту" книгу, выскажет не "то" мнение или сделает это медленнее, чем другие. Он полюбит книгу только в зеркале своего творчества, сопровождая чтение собственным сочинительством, рисунками, свободным обсуждением. Мы делаем ставку на самостоятельное чтение и творчество воспитанников, их активное участие в различных исследованиях, развивающих любознательность и способность к оригинальной мысли. Здесь важно наличие открытого доступа к фондам библиотеки, организация выставок и обзоры книг, групповые и индивидуальные беседы, направленные на "опережающее информирование". В ходе индивидуального информирования читатель и библиотекарь работают как партнёры. И если читатель просит о помощи в организации своего чтения (делового или развлекательного), то обязательно её получает. Библиотекари не просто выдают книги, а говорят с ребёнком о его опыте чтения, наталкивают на понимание культурного контекста книги.

Мы гордимся, что наши читатели становятся участниками и выступают с докладами о своих исследованиях на конференциях различного уровня. Особенно приятно было, что на Первых Всероссийских юношеских научных чтениях им.С.П.Королёва была отмечена исследовательская работа кадета С.Иванова "Библиотека - информационный центр кадетского корпуса".

Именно работа в нашем информационном центре, навыки сбора и обработки информации позволили нашим читателям создать Санкт-Петербургский сегмент Всероссийского образовательного геопортала, который был представлен на Международном конгрессе-выставке "Образование без границ - 2009" (Москва, апрель 2009 г.) Сегодня он размещен на сервере Фонда поддержки образования - cko.fobr.ru. Возможности геопортала позволяют кадетам и преподавателям размещать свои исследовательские и творческие работы, готовые программы учебных курсов по космической тематике в открытом доступе, создавать виртуальные космические музеи и обмениваться этой информацией с другими регионами - Москвой, Калугой, Троицком, Якутией, Мурманском, Байконуром, Минском.

Возможности нашей библиотеки, созданная система работы нашего информационного центра с внутренними и внешними партнёрами библиотеки эффективны для становления ценностного отношения кадет к книге и чтению. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного нами в 2005-2009 гг. Выборка составила 116 кадет, опрошенных на 1 курсе и через 4 года на выпускном курсе. Для сравнения (группа школьники) использованы данные исследования, предпринятого в 2007 г. по инициативе Научного центра исследований истории книжной культуры РАН при поддержке Российского гуманитарного научного фонда и др. и опубликованных Ю.П.Мелентьевой в газете "Библиотека в школе" №17, 2007 г.

Нельзя не согласиться с тем, что "чтение не умирает, а видоизменяется". Современные пользователи чувствуют себя недостаточно уверенно как в традиционной библиотеке, так и в электронной библиотечной среде. И наша задача состоит в том, чтобы в партнерстве решить проблему подросткового чтения, совместными усилиями научить кадета самостоятельно искать, перерабатывать, критически подходить к получению информации и делать собственные выводы. Важно не потерять читателя на полпути, а помочь ему найти нужную умную и добрую книгу.

Надеемся, что для достижения поставленных задач по привлечению кадет к чтению, развитию информационной читательской культуры наших воспитанников мы и в дальнейшем будем опираться на наши партнёрские связи, расширять их в интересах читателей. Сотрудничество это сложная работа единой команды, в которой каждый, качественно выполняя своё дело, влияет на достижение общей цели. А объединение усилий всех партнёров способствует более качественному образованию кадет, обеспечению их гарантированных прав доступа к информации, культурным ценностям.