Интегрированный урок чтения и русского языка в 3-м классе

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  1. Продолжение знакомства учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Толстова.
  2. Развитие выразительности чтения, техники чтения, устной речи, познавательной активности на уроке, орфографической зоркости учащихся.
  3. Закрепление знаний грамматических правил.

Оборудование:

  • портрет Л.Толстого, подборка книг писателя для детей, подростков, юношества и взрослых;
  • плакат для литературной викторины;
  • иллюстрация парусного военного корабля, компьютер, мультимедиа.

Ход урока

1. Организационный момент.

Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.

2. Вводное слово, постановка цели.

- Мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Имя Л.Н. Толстого вам уже знакомо. Его рассказы встречались нам в «Азбуке», мы читали их на уроках чтения. Я уже вам рассказывала о жизни писателя, о его школе для крестьянских детей в Ясной Поляне. Посмотрите на выставку книг писателя. Вот «Азбука». Смотрите, какие есть маленькие рассказы: 3-4 строчки. Как вы думаете, для кого он их написал? (Для маленьких детей, которые только учатся читать.)

- А вот сказки. А они для кого? (Для тех, кто чуть постарше, уже умеют читать.) «Рассказы о животных», «Пословицы, басни», «Севастопольские рассказы», «Детство», «Анна Каренина», «Война и мир».

Вывод. В творчестве Толстого есть произведения для всех: детей, подростков, юношества, взрослых.

- Да, но это еще не все. Он умел писать не только для всех, но и про всех. Вот почему рядом с именем Льва Толстого мы произносим слово «Великий» Великий русский писатель Лев Толстой.

- Давайте вспомним, какие вы знаете произведения этого писателя?

- Сегодня на уроке мы закончим чтение рассказа «Лев и собачка.» и познакомимся с еще одним его произведением. Кроме того, на этом уроке мы будем учиться грамотно писать, повторим изученные грамматические правила. И в этом нам помогут произведения Л.Толстого

3. Проверка домашнего задания.

Фронтальная работа с классом.

Цель: проверка знаний текста «Лев и собачка».

  • Почему рассказ «Лев и собачка» назван былью? Где это произошло?

- Я сейчас буду выбирать из текста начало, конец или середину предложений, а вы находите эти предложения в тексте и зачитываете их, а потом выполним грамматические задания (выборочное чтение).

1) «...хвост и прижалась...»

Выпишите слова с приставками и слово с предлогом.

2) «...пришел в зверинец и узнал...»

Выпишите слова с двойной согласной и слово с сочетанием ЧК. Вспомните правила переноса слов с двойной согласной.

3) «...и стал грызть засовы и пол...»

Выпишите слово с безударной гласной, проверочным к которому будет слово щетка. Вспомните правило на орфограмму: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Выпишите из этого же предложения слова с безударной гласной, подберите проверочные.

Индивидуальный опрос.

1) Чтение одним учеником первой части рассказа, подробный пересказ (второй ученик).

Ответ на вопрос:

  • Почему лев умер?

Выписать из прочитанного текста слова с ъ.

2) Чтение второй части рассказа двумя учениками «цепочкой» по предложениям.

Физкультурная минутка.

4. Работа над новым текстом.

1) Краткий рассказ о военном периоде в жизни Льва Толстого.

- В творчестве Л.Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Служил писатель и на море. Там он и стал очевидцем события, которое описал в рассказе «Прыжок».

2) Словарная работа (орфографическое чтение эхом).

Слова появляются на экране.

Мачта – стоячее бревно на судне для подъема парусов (длина до 20 метров, 5-этажный дом).

Перекладина – нахлестка на мачте.

Аршин – четыре четверти (пяди), длина всей руки от плеча, примерно 70 см.

3) Комбинированное чтение рассказа «Прыжок» по частям: учитель + хорошо читающие, подготовленные учащиеся.

4) Вопросы по содержанию.

  • Понравился рассказ?
  • Какое настроение вызвал услышанный рассказ?
  • Что взволновало?
  • Где произошел этот случай?
  • Почему мальчик оказался на верхушке мачты?
  • Какой фрагмент вызвал у вас наибольшее напряжение?
  • Почему плакал капитан?

5) Чтение текста учащимися.

А) Чтение первого и второго абзаца «цепочкой» по предложениям, подробные вопросы по содержанию.

  • Какая была погода?

Зачитайте предложение из текста. Выпишите слова с непроверяемыми написаниями.

  • Что делала обезьяна?
  • Какое состояние было у мальчика, когда обезьяна сорвала с его головы шляпу?

Выпишите самое длинное слово из первого предложения второго абзаца (двенадцатилетнему 7 слогов).

  • Что мы считаем за слог?

Б) Чтение следующего абзаца. Проверка техники чтения у 1–2 учащихся.

  • Какие события описаны в этом абзаце?

Читаю часть предложения, найти и зачитать полностью.

Выпишите слова с безударной гласной, устно объяснить их написание.

В) Работа с иллюстрацией (показано на экране).

  • Каким предложением из текста можно подписать данную иллюстрацию?

Г) Найдите восклицательное предложение и прочитайте его с нужной интонацией. Найдите и запишите слова и выражения в тексте, близкие по смыслу данным:

  • Сильно разозлиться –.
  • Очень испугались –.

Д) Работа со следующим абзацем текста (глянул вниз и зашатался). Жужжащее чтение.

  • Что могло случиться с мальчиком если бы он отступил назад? (Мог разбиться вдребезги.)

Замени близким выражением по смыслу (разбился насмерть).

  • Какое состояние было у присутствующих на палубе людей? Зачитать.
  • От чего опомнился мальчик?

Ж) Прочитать до конца «про себя».

  • Посчитайте сколько в этой части восклицательных предложений? (4.)
  • Прочитайте то предложение, которое состоит из одного слова. (Застрелю!)
  • Почему отец угрожал сыну?

Найдите предложение и зачитайте, как мальчик прыгнул в море.

Выпишите слова с сочетаниями оло, оро.

Зачитайте предложение, в котором описано состояние капитана.

Выпишите из предложения двусложные слова, которые нельзя перенести.

Физкультурная минутка.

5. Закрепление, выборочное чтение.

  • Прочитать отрывок, относящийся к иллюстрации № 2 (показ на экране).
  • Прочитайте предложения из текста соответствующие данным пиктограммам (мимика веселья и страха).
  • Находите ли вы общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого «Прыжок» и «Акула»?
  • Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера. Составление характеристики. На экране слова, выбрать соответствующие герою: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя, покрасоваться, сделать все по- своему.

Домашнее задание. Перечитать рассказ. Представить себя на месте мальчика, составить рассказ о том, как бы вы поступили.

6. Обобщение.

Викторина «Знаете ли вы рассказы Толстого?»

Читают вслух предложения, затем называют произведения.

1) «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». («Старик и яблоня».) Записать слова с ъ.

2) «Машинист не мог удержать машины». («Девочка и грибы».) Запишите однокоренные слова.

3) «Собаки хотели схватить котенка». («Котенок».) Подберите и запишите проверочные слова к словам с безударными гласными.

4) «Он посмотрел на учителя и заплакал». («Филиппок».) Выписать слова с приставками.

7. Подведение итогов. Рефлексия.

Учащиеся должны закончить фразу: Сегодня на уроке я:

  • открыл для себя ...
  • научился, смог ...
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за ...