Цели урока:
- Продолжение знакомства учащихся с творчеством великого русского писателя Л.Толстова.
- Развитие выразительности чтения, техники чтения, устной речи, познавательной активности на уроке, орфографической зоркости учащихся.
- Закрепление знаний грамматических правил.
Оборудование:
- портрет Л.Толстого, подборка книг писателя для детей, подростков, юношества и взрослых;
- плакат для литературной викторины;
- иллюстрация парусного военного корабля, компьютер, мультимедиа.
Ход урока
1. Организационный момент.
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро! – солнцу и птицам,
- Доброе утро! – приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
2. Вводное слово, постановка цели.
- Мы продолжаем знакомство с творчеством Л.Н. Толстого. Имя Л.Н. Толстого вам уже знакомо. Его рассказы встречались нам в «Азбуке», мы читали их на уроках чтения. Я уже вам рассказывала о жизни писателя, о его школе для крестьянских детей в Ясной Поляне. Посмотрите на выставку книг писателя. Вот «Азбука». Смотрите, какие есть маленькие рассказы: 3-4 строчки. Как вы думаете, для кого он их написал? (Для маленьких детей, которые только учатся читать.)
- А вот сказки. А они для кого? (Для тех, кто чуть постарше, уже умеют читать.) «Рассказы о животных», «Пословицы, басни», «Севастопольские рассказы», «Детство», «Анна Каренина», «Война и мир».
Вывод. В творчестве Толстого есть произведения для всех: детей, подростков, юношества, взрослых.
- Да, но это еще не все. Он умел писать не только для всех, но и про всех. Вот почему рядом с именем Льва Толстого мы произносим слово «Великий» Великий русский писатель Лев Толстой.
- Давайте вспомним, какие вы знаете произведения этого писателя?
- Сегодня на уроке мы закончим чтение рассказа «Лев и собачка.» и познакомимся с еще одним его произведением. Кроме того, на этом уроке мы будем учиться грамотно писать, повторим изученные грамматические правила. И в этом нам помогут произведения Л.Толстого
3. Проверка домашнего задания.
Фронтальная работа с классом.
Цель: проверка знаний текста «Лев и собачка».
- Почему рассказ «Лев и собачка» назван былью? Где это произошло?
- Я сейчас буду выбирать из текста начало, конец или середину предложений, а вы находите эти предложения в тексте и зачитываете их, а потом выполним грамматические задания (выборочное чтение).
1) «...хвост и прижалась...»
Выпишите слова с приставками и слово с предлогом.
2) «...пришел в зверинец и узнал...»
Выпишите слова с двойной согласной и слово с сочетанием ЧК. Вспомните правила переноса слов с двойной согласной.
3) «...и стал грызть засовы и пол...»
Выпишите слово с безударной гласной, проверочным к которому будет слово щетка. Вспомните правило на орфограмму: «Безударная гласная в корне слова, проверяемая ударением». Выпишите из этого же предложения слова с безударной гласной, подберите проверочные.
Индивидуальный опрос.
1) Чтение одним учеником первой части рассказа, подробный пересказ (второй ученик).
Ответ на вопрос:
- Почему лев умер?
Выписать из прочитанного текста слова с ъ.
2) Чтение второй части рассказа двумя учениками «цепочкой» по предложениям.
Физкультурная минутка.
4. Работа над новым текстом.
1) Краткий рассказ о военном периоде в жизни Льва Толстого.
- В творчестве Л.Толстого большое место уделялось событиям, очевидцем и участником которых он был. Служил писатель и на море. Там он и стал очевидцем события, которое описал в рассказе «Прыжок».
2) Словарная работа (орфографическое чтение эхом).
Слова появляются на экране.
Мачта – стоячее бревно на судне для подъема парусов (длина до 20 метров, 5-этажный дом).
Перекладина – нахлестка на мачте.
Аршин – четыре четверти (пяди), длина всей руки от плеча, примерно 70 см.
3) Комбинированное чтение рассказа «Прыжок» по частям: учитель + хорошо читающие, подготовленные учащиеся.
4) Вопросы по содержанию.
- Понравился рассказ?
- Какое настроение вызвал услышанный рассказ?
- Что взволновало?
- Где произошел этот случай?
- Почему мальчик оказался на верхушке мачты?
- Какой фрагмент вызвал у вас наибольшее напряжение?
- Почему плакал капитан?
5) Чтение текста учащимися.
А) Чтение первого и второго абзаца «цепочкой» по предложениям, подробные вопросы по содержанию.
- Какая была погода?
Зачитайте предложение из текста. Выпишите слова с непроверяемыми написаниями.
- Что делала обезьяна?
- Какое состояние было у мальчика, когда обезьяна сорвала с его головы шляпу?
Выпишите самое длинное слово из первого предложения второго абзаца (двенадцатилетнему 7 слогов).
- Что мы считаем за слог?
Б) Чтение следующего абзаца. Проверка техники чтения у 1–2 учащихся.
- Какие события описаны в этом абзаце?
Читаю часть предложения, найти и зачитать полностью.
Выпишите слова с безударной гласной, устно объяснить их написание.
В) Работа с иллюстрацией (показано на экране).
- Каким предложением из текста можно подписать данную иллюстрацию?
Г) Найдите восклицательное предложение и прочитайте его с нужной интонацией. Найдите и запишите слова и выражения в тексте, близкие по смыслу данным:
- Сильно разозлиться –.
- Очень испугались –.
Д) Работа со следующим абзацем текста (глянул вниз и зашатался). Жужжащее чтение.
- Что могло случиться с мальчиком если бы он отступил назад? (Мог разбиться вдребезги.)
Замени близким выражением по смыслу (разбился насмерть).
- Какое состояние было у присутствующих на палубе людей? Зачитать.
- От чего опомнился мальчик?
Ж) Прочитать до конца «про себя».
- Посчитайте сколько в этой части восклицательных предложений? (4.)
- Прочитайте то предложение, которое состоит из одного слова. (Застрелю!)
- Почему отец угрожал сыну?
Найдите предложение и зачитайте, как мальчик прыгнул в море.
Выпишите слова с сочетаниями оло, оро.
Зачитайте предложение, в котором описано состояние капитана.
Выпишите из предложения двусложные слова, которые нельзя перенести.
Физкультурная минутка.
5. Закрепление, выборочное чтение.
- Прочитать отрывок, относящийся к иллюстрации № 2 (показ на экране).
- Прочитайте предложения из текста соответствующие данным пиктограммам (мимика веселья и страха).
- Находите ли вы общее в поведении артиллериста и капитана из рассказов Толстого «Прыжок» и «Акула»?
- Почему мальчик залез на мачту корабля? Случайно ли это было или здесь сыграли роль какие-то черты его характера. Составление характеристики. На экране слова, выбрать соответствующие герою: геройство, смелость, хвастовство, желание испытать себя, покрасоваться, сделать все по- своему.
Домашнее задание. Перечитать рассказ. Представить себя на месте мальчика, составить рассказ о том, как бы вы поступили.
6. Обобщение.
Викторина «Знаете ли вы рассказы Толстого?»
Читают вслух предложения, затем называют произведения.
1) «Я не съем, другие съедят, мне спасибо скажут». («Старик и яблоня».) Записать слова с ъ.
2) «Машинист не мог удержать машины». («Девочка и грибы».) Запишите однокоренные слова.
3) «Собаки хотели схватить котенка». («Котенок».) Подберите и запишите проверочные слова к словам с безударными гласными.
4) «Он посмотрел на учителя и заплакал». («Филиппок».) Выписать слова с приставками.
7. Подведение итогов. Рефлексия.
Учащиеся должны закончить фразу: Сегодня на уроке я:
- открыл для себя ...
- научился, смог ...
- могу похвалить себя и своих одноклассников за ...