Цели урока:
- Систематизировать и расширить знания учащихся о формах записи алгоритмов.
- Проверить навыки учащихся по созданию графических изображений.
Основные понятия:
- Список и таблица как формы записи алгоритмов.
- Блок-схема.
Ход урока
Здравствуйте, ребята. Садитесь. Я рада вас всех видеть. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересным.
Давайте повторим: о чем мы говорили на последних уроках? С какими понятиями мы познакомились? (алгоритм, исполнитель, СКИ)
А что такое алгоритм? (Алгоритм - конечная последовательность шагов в решении задачи, приводящая от исходных данных к требуемому результату)
А что такое или кто какой исполнитель? (Исполнитель - человек, группа людей, животное или техническое устройство, способные выполнять заданные команды)
И осталось повторить последнее определение: что такое СКИ? (СКИ (система команд исполнителя) - команды, которые может выполнить конкретный исполнитель)
А теперь разберем № 9 (стр. 80) в тетради. Какие исполнители могут выполнить следующие виды работ.
Вид работы | Исполнитель |
Приготовление обеда | |
Уборка квартиры | |
Уборка мусора во дворе | |
Стирка | |
Перевозка пассажиров | |
Обучение детей в школе | |
Раскрой ткани | |
Продажа железнодорожных билетов | |
Поддерживание температуры в помещении | |
Прием зачета | |
Доставка корреспонденции |
Молодцы, вы успешно справились с выполнением заданий.
Мы с вами повторили основные определения. А как можно представить себе алгоритм? (команды записаны одна за другой, в 4 классе мы еще знакомились с понятием блок-схема)
Молодцы, верно!
Сегодня на уроке мы познакомимся с основными формами записи алгоритмов. Откройте тетради и запишите сегодняшнюю дату и тему урока.
Приложение 1. (слайд 1)
Мы с вами будем рассматривать алгоритмы, исполнителем которых является человек. Алгоритмы при решении некоторых задач удобно записывать в таких формах. Рисуем схему в тетради: (слайд 2)
Давайте остановимся более подробно на такой форме записи алгоритма как блок-схема. Запишите определение блок-схемы (слайд 3)
Основные блоки, которые используются в блок-схемах следующие. (слайд 4). Заполняем таблицу у себя в тетради.
Вот так, например, с помощью блок-схемы можно представить алгоритм действий человека при переходе улицы. (слайд 5)
А теперь ответьте мне на несколько вопросов.
Что необходимо знать при разработке алгоритма?
Перечислите известные вам формы записи алгоритмов.
Какие геометрические фигуры используются в блок-схеме?
Каким образом задается порядок выполнения отдельных действий в блок-схеме?
Практическая работа.
Молодцы! Переходим к практической работе, которая позволит мне определить, в какой степени вы овладели навыками построения графических объектов.
(задания в практической работе дифференцированы, 3 уровня сложности)
Каждый учащийся в конце практической работы заполняет листок оценки, выставляя оценку самому себе. Потом переходит на соседний компьютер и оценивает работу своего соседа.
Рефлексия учебной деятельности.
Что нового вы сегодня узнали?
Что понравилось на уроке?
Что на уроке не понравилось?
Спасибо за урок. До свидания.
Домашняя работа не задается, так как урок является завершающим в III четверти.