Пояснительная записка
Математика в наши дни проникает во все сферы общественной жизни. Овладение практически любой современной профессией требует тех или иных знаний по математике. С математикой связана и компьютерная грамотность, повсеместное распространение которой - одна из первоочередных задач народного образования сегодня. Математические знания, представления о роли математики в современном мире стали необходимыми компонентами общей культуры.
В школе математика является опорным предметом, обеспечивающим изучение на современном уровне ряда других дисциплин, как естественных, так и гуманитарных, а также трудового обучения. Необходимо отменить, что математика является профилирующим предметом на вступительных экзаменах в вузы по широкому спектру специальностей. Наряду с поступающими на математические отделения и в технические вузы вступительные экзамены по математике должны сдавать будущие физики, химики, биологи, врачи, психологи, экономисты.
Курс «Избранные главы школьной математики» предназначен для углубления и расширения знаний учащихся по основному курсу, а также для приобретения умений решать более трудные и разнообразные задачи.
В 10-11 классах углубление и расширение знаний основного курса носит систематический характер и выполняет функции подготовки к продолжению образования и к сдаче ЕГЭ.
В соответствии с этим целью прохождения настоящего курса является:
Создание условий для прочного и сознательного овладения учащимися системой математических знаний и умений, необходимых для продолжения образования, а также для повседневной жизни и трудовой деятельности в современном обществе.
Достижение поставленной цели связывается с решением следующих задач:
- Совершенствовать умения и навыки прикладного характера
- Развивать аналитические и логические способности
- Подкреплять и развивать устойчивый интерес к математике и намерение выбрать после окончания школы связанную с ней профессию.
Программа курса составлена на основе:
- Обязательного минимума содержания программ по математики для средней общеобразовательной школы в соответствии с новой концепцией математического образования и реализуют принцип концентрического построения курса.
- Программы факультативных курсов для средней общеобразовательной школы, под редакцией А.Ю. Михайловской, МОСКВА «Просвещение» 1990 года издания.
Оценка знаний и умений учащихся проводится в форме контрольных работ и зачетов.
Данный курс рассчитан на 1 час в неделю, т.е. 34 часа в год в 10 классе и 34 часа в год в 11 классе.
10 класс (34 часа)
- Тригонометрические функции 16 ч.
- Функции и их графики 8 ч.
- Многочлен 10 ч.
Требования к знаниям и умениям учащихся. Тема «Тригонометрические функции»
знать:
- Свойства тригонометрических функций, обратных тригонометрических функций:
- Основные тригонометрические формулы;
- Формулы для решения тригонометрических уравнений;
уметь:
- Применять знания теории на практике, при нахождении области значения.
- Применять тригонометрические формулы, при решении тригонометрических уравнений, неравенств, и преобразовании тригонометрических выражений;
Тема «Функции и их графики» знать:
-
Основные этапы построения графика дробно-рациональной функции, функции связанной модулем и взаимно-обратных функций;
уметь:
- Применять знание теории на практике при построении графиков функций и т.д.
Тема «Многочлены»
знать:
-
Основную теорию многочленов. Теорему Безу. Теорему о корнях многочленов.
уметь:
- Находить корни многочленов, остаток от деления многочлена на линейный двучлен;
- Применять на практике схему Горнера для нахождения корней многочлена и разложения его на линейные множители.
11 класс (34 часа)
- Уравнения, неравенства и их системы 25 ч.
- Решение текстовых задач 9 ч.
Требования к знаниям и умениям учащихся.
знать:
- Основные методы решения уравнений, неравенств и их систем.
- Основные методы решения нестандартных уравнений, неравенств и их систем, а также уравнения и неравенства с параметрами.
уметь:
- Применять знания теории на практике
10 класс
№ п/п |
Название (содержание) разделов, тем |
Всего час. |
Теор. |
Практ. |
Контроль |
1 Тригонометрические функции. |
16 |
6 |
10 |
|
|
1.1 |
Периодичность тригонометрических функций. |
3 |
1 |
2 |
|
1.2 |
Ввод вспомогательного аргумента |
2 |
1 |
1 |
|
1.3 |
Нахождение область определения и область значения тригонометрических функций. |
1 |
|
1 |
|
1.4 |
Преобразование тригонометрических выражений. |
2 |
|
2 |
|
1.5 |
Преобразование выражений содержащих обратные тригонометрические функции. |
2 |
1 |
1 |
|
1.6 |
Решение тригонометрических уравнений, отбор корней. |
2 |
1 |
1 |
|
1.7 |
Решение нестандартных тригонометрических уравнений. |
2 |
|
2 |
|
1.8 |
Решение тригонометрических неравенств методом интервалов. |
2 |
1 |
1 |
Контрольная работа |
2 Функции и их графики. |
8 |
2 |
6 |
|
|
2.1 |
Преобразование графиков функций. |
2 |
1 |
1 |
|
2.2 |
График дробно-линейной функции. |
2 |
|
2 |
|
2.3 |
Графики функций связанных с модулем. |
2 |
|
2 |
|
2.4 |
Взаимно-обратные функции и их графики. |
2 |
1 |
1 |
Контрольная работа |
3 Многочлены. |
10 |
3 |
7 |
|
|
3.1 |
Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу. Алгоритм Евклида для многочленов. |
2 |
1 |
1 |
|
3.2 |
Схема Горнера. |
1 |
|
1 |
|
3.3 |
Корни многочлена. |
2 |
1 |
1 |
|
3.4 |
Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. |
2 |
|
2 |
|
3.5 |
Обобщенная теорема Виета. |
1 |
|
1 |
|
3.6 |
Симметрические многочлены, нахождение их корней. |
2 |
1 |
1 |
Зачет |
|
Итого |
34 |
10 |
24 |
|
11 класс
№ п/п |
Название (содержание) разделов, тем |
Всего час. |
Теор. |
Практ. |
Контроль |
1 Уравнение, неравенства и их системы. |
25 |
5 |
20 |
|
|
1.1 |
Преобразование алгебраических выражений. |
2 |
7 |
7 |
|
1.2 |
Основные методы решения уравнений: разложение на множители. |
1 |
|
7 |
|
1.3 |
Замена неизвестного (однородные, симметрические уравнения). |
3 |
|
3 |
|
1.4 |
Нестандартные способы решения иррациональных уравнений. |
2 |
7 |
1 |
|
1.5 |
Уравнения, сводящиеся к решению систем уравнений. |
1 |
|
1 |
|
1.6 |
Нестандартные способы решения показательных уравнений. |
2 |
7 |
1 |
|
1.7 |
Уравнение, содержащее переменную под знаком модуля. |
2 |
|
2 |
|
1.8 |
Нестандартные способы решения логарифмических уравнений. |
2 |
|
2 |
Зачет |
1.9 |
Решение неравенств методом интервалов. |
1 |
|
1 |
|
1.10 |
Решение иррациональных неравенств. |
2 |
7 |
1 |
|
1.11 |
Решение показательных и логарифмических неравенств. |
2 |
|
2 |
|
1.12 |
Решение уравнений и неравенств с параметрами. |
5 |
7 |
4 |
Зачет |
2 Решение текстовых задач. |
9 |
3 |
6 |
|
|
2.1 |
Решение задач на смеси и сплавы. |
2 |
7 |
7 |
|
2.2 |
Решение задач на процентное содержание |
2 |
|
2 |
|
2.3 |
Решение задач на движение. |
2 |
7 |
1 |
|
2.4 |
Решение задач на совместную работу. |
3 |
7 |
1 |
Контрольная работа |
|
Итого |
34 |
8 |
24 |
|
Содержание курса «Избранные главы школьной математики» 10-11 класс
10 класс (34 часа)
1. Тригонометрические функции (16ч.)
Периодичность тригонометрических функций. Ввод вспомогательного аргумента. Нахождение область определения и область значения тригонометрических функций.
Преобразование тригонометрических выражений. Преобразование выражений содержащих обратные тригонометрические функции. Решение тригонометрических уравнений, отбор корней. Решение нестандартных тригонометрических уравнений.
Решение тригонометрических неравенств методом интервалов.
2.Функции и их графики. (8 ч.)
Преобразование графиков функций. График дробно-линейной функции. Графики функций связанных с модулем. Взаимно-обратные функции и их графики.
3. Многочлены. (10 ч.)
Деление многочлена на многочлен. Теорема Безу. Алгоритм Евклида для многочленов. Схема Горнера. Корни многочлена. Нахождение рациональных корней многочлена с целыми коэффициентами. Обобщенная теорема Виета. Симметрические многочлены, нахождение их корней.
11 класс (34 часа)
1. Уравнения, неравенства и их системы. (25 ч.)
Преобразование алгебраических выражений. Основные методы решения уравнений: разложение на множители. Замена неизвестного (однородные, симметрические уравнения). Нестандартные способы решения иррациональных уравнений. Уравнения, сводящиеся к решению систем уравнений. Нестандартные способы решения показательных уравнений. Уравнение, содержащее переменную под знаком модуля. Нестандартные способы решения логарифмических уравнений. Решение неравенств методом интервалов Решение иррациональных неравенств. Решение показательных и логарифмических неравенств. Решение уравнений и неравенств с параметрами.
2. Решение текстовых задач. (9 ч.)
Решение задач на смеси и сплавы. Решение задач на процентное содержание Решение задач на движение. Решение задач на совместную работу.
Ключевые слова
- Алгоритм
- Аргумент
- Деление
- Задачи
- Интервал
- Иррациональные
- Коэффициент
- Логарифм
- Метод
- Многочлен
- Модуль
- Область значения
- Область определения
- Однородный
- Параметр
- Период
- Преобразования
- Процент
- Симметрия
- Схема
- Теорема
- Тригонометрия
- Уравнение
- Функция
Контрольные материалы
10 класс
Тригонометрические функции
- Найдите наименьший положительный
период функции
- y=sin(x/3)
- y=ctg(3x)
- y=sin(4x)cos(x)-cos(4x)sin(x)
- у=2sin(0,5х)/соs(0,5х)
- y=(l-tg(x)tg(0,25x))/(tg(x)+tg(0,25x))
- Найдите область определения и область
значений функции
- y=3sin(x)+2cos(x)
- y=5-4cos(x)
- y=5cos(x)-12sin(x)-8
- Вычислить без таблицы и
микрокалькуляторов
- arctg(l/2)+arctg(l/3)
- sin(arcsin(π/6))
- cos(arcsin(1/3))
- sin(arcsin(sin(π/6)))
- Построить график функции y=sin(arcsin(x))
- Доказать справедливость следующего
равенства
- arcsin(3/5)+arccos(5/13)=arcsin(63/65)
- Упростить
- (cos2(α + β)+cos2(α - β))/(2sin2 α sin2 β) - ctg2 α ctg2 β
- Решить уравнение
- arcsin(x2 -5х+1)= π /6
- cos(x/4)cos(x/2)cos(x)=l/8
- Решить неравенство
- tg(x/2)sin(x) >0
- (sin(x)+cos(x))/(1 +ctg2x)>0
Функции и графики
Построить график функции
- y=|sin(x)|
- y=sin|x|
- |y|=sin(x)
- у=|(2х+1)/(х-4)|
- y=arcsin(x)
Многочлены
Найдите корни многочлена
- Р(х)=х5-4х4-18х3+40х2+113х+60
- Р(х)=х4-5х3+8х2-5х+1
- Оостаток от деления многочлена Р(х) на (4х-1) равен 2,5, а от деления на (х+2) равен 7. Найдите остаток от деления этого многочлена на трехчлен (4х2+7х-2)
11 класс
Уравнения и неравенства
- Решить уравнение
- х3-2х2-9=0
- (logx2)(log2x2)(log24x)=l
- 3x+4x=5x
- Решить неравенство
- х
- log3 log0,5(2х +1) > 0
- Найдите все значения параметра а при
которых уравнение
- |а-х|-3=|2х+2| имеет единственное решение
- Решите задачу
-
Восемнадцатипроцентный раствор соли массой 2 кг разбавили стаканом воды (0,25 кг). Какой концентрации раствор в процентах в результате был получен?
-
Список литературы для учителя
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Учебное пособие для учащихся 7-11 класса. - Челябинск: издательство Взгляд, 2004г.
- Горнштейн П.И. Задачи с параметрами. - Москва-Харьков: Илекса, 2002г.
- Крамор В. С. Повторяем и систематизируем школьный курс Алгебры и начала анализа: Справочное пособие. - Москва: Просвещение, 1990г.
- Кулагин Е.Д. Математика и вариант вступительных экзаменов на физико-математические специальности. - Москва: Айпикс-Пресс, 1998г.
- Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства: Пособие для учащихся 10-11 классов. - Москва: Экзамен, 1998г.
- Семенов В.И. Методические и методологические аспекты углубленного изучения математики 9-11 класс. - Кемерово, 1998г.
- Семенов В.И. По страницам учебников Л.М. Галицкого. - Кемерово, 1999г.
- Семенов В.И. Функции в практической математике. - Кемерово, 2003г.
- Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. - Москва: Высшая школа, 2003г.
- Цыпкин А.П., Пинский А.И. Справочник по методам решения задач по математике для средней школы. - Москва, 1998г.
- Шарыгин И.Ф. Решение задач 10 класса. - Москва: Просвещение, 1994г.
- Шарыгин И.Ф. Решение задач 11 класса. - Москва: Просвещение, 1995г.
Список литературы для ученика
- Галкин Е.В. Нестандартные задачи по математике: Учебное пособие для учащихся 7-11 класса. - Челябинск: издательство Взгляд, 2004г.
- Крамор B.C. Повторяем и систематизируем школьный курс Алгебры и начала анализа: Справочное пособие. -Москва: Просвещение, 1990г.
- Кулагин Е.Д. Математика и вариант вступительных экзаменов на физико-математические специальности. - Москва: Айпикс-Пресс, 1998г.
- Олехник С.Н., Потапов М.К., Пасиченко П.И. Алгебра и начала анализа. Уравнения и неравенства: Пособие для учащихся 10-11 классов. -Москва: Экзамен, 1998г.
- Сканави М.И. Сборник задач по математике для поступающих во ВТУЗы. - Москва: Высшая школа, 2003г.
- Шарыгин И.Ф. Решение задач 10 класса. - Москва: Просвещение, 1994г.
- Шарыгин И.Ф. Решение задач 11 класса. - Москва: Просвещение, 1995г.