Цель: Показать учащимся назначение, задачи, структуру и вооружение войск, не входящих в Вооружённые силы.
Задачи:
- Показать учащимся назначение, задачи, структуру и решаемые задачи Пограничных и Внутренних войск Российской Федерации.
- Развивать навыки работы с наглядным материалом.
- Пробудить у учащихся чувство любви и интереса к своей Родине.
- Способствовать развитию у учащихся интереса к службе в рядах Российской армии.
Необходимое оборудование и материалы для занятия: Компьютер для учителя, проектор, экран, авторский медиапродукт, учебник.
План занятия:
№ | Структурные элементы | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Время |
1. | Организационный момент | Отмечает присутствующих, сообщает тему урока, мотивирует на плодотворную работу. | Успокаиваются, настраиваются на работу. | 5 мин. |
2. | Проверка домашнего задания. | Проверяет усвоение материала предыдущего урока. | Устные ответы на вопросы учителя, работа у доски. | 7 мин. |
3. | Изучение нового материала. Беседа | Изложение материала урока. | Отвечают на вопросы учителя, работа с учебником и тетрадью. | 27 мин. |
4. | Обобщение нового материала. | Обобщает изложенный материал. | Делают выводы, работают с доской. Беседа. | 3 мин. |
5. | Сообщение домашнего задания. Подведение итогов урока. | Разъясняет содержание домашнего задания. Подводит итоги, выставляет оценки. | Записывают домашнее задание. | 3 мин. |
Ход занятия
I. Организационный момент
(учитель входит в класс приветствует учеников).
Учитель: Здравствуйте. Сегодня мы познакомимся с составом Вооружённых сил Российской Федерации. Войсками, не входящими в ВС.
На доске появляется тема урока (Слайд 1). Учитель включает гимн РФ и ученики стоя прослушивают один куплет (Слайды 2-3).
II. Проверка домашнего задания.
Учитель: На прошлом уроке мы рассматривали тему: «Состав Вооружённых сил Российской Федерации. Рода войск».Мы познакомились воздушно-десантными войсками, космическими и ракетными войсками. Давайте проверим ваши знания по данной теме.
Учитель проводит опрос в форме беседы по вопросам. Ученикам отвечают на вопросы учителя (слайд 4).
Вопросы:
- В чём состоят задачи Космических войск?
(Задачи космических войск состоят в следующем:
1. Информирование высшего военно-политического руководства страны о ракетном нападении;
2. Противоракетная оборона г. Москвы;
3. Создание, развёртывание, поддержание и управление орбитальной группировки космических аппаратов, двойного, социально-экономического и научного назначения.) - Когда были образованы Воздушно-десантные войска?
(Воздушно-десантные войска были образованы 2 августа 1930 г. – День рождения ВДВ, когда на войсковых учениях Московского военного округа впервые было выброшено на парашютах десантное подразделение для выполнения тактических задач. Март 1941 г. – правительство СССР приняло решение о развёртывании воздушно-десантных корпусов). - Расскажите о задачах армии особого назначения?
(Основные задачи армии: обеспечение непрерывного контроля районов стартов баллистических ракет, разведка космического пространства и выдача информации предупреждения о ракетном нападении на пункты управления Верховного Главного Командования и Генерального штаба.)
III. Изучение нового материала.
Учитель: Ребята, как вы помните, в Законе Российской Федерации «Об обороне», пункт 5 статьи 1, сказано: «К обороне привлекаются Пограничные войска РФ, внутренние войска Министерства внутренних дел РФ, Железнодорожные войска РФ, войска Федерального агентства связи и информации при Президенте РФ, войска гражданской обороны». Слайд 5
Работа со схемой, учащиеся зарисовывают схему в рабочих тетрадях.
Учитель: В результате реформирования органов государственной власти и управления РФ, количество воинских формирований и войск, не входящих в Вооружённые силы было сокращено. Обратите внимание на схему (Слайд 6). Ученики зарисовывают схему в тетрадях.
Учитель: Федеральное агентство правительственной связи и информации (ФАПСИ), было передано Министерству обороны. Железнодорожные войска переданы Министерству обороны. На схеме вы видите, что в настоящее время к другим войскам относятся Пограничные войска Федеральной службы безопасности и Внутренние войска Министерства внутренних дел.
На доске изображение эмблемы Внутренних войск Министерства внутренних дел.(Слайд 7)
Учитель: Внутренние войска Министерства внутренних дел РФ (МВД РФ) - специальные воинские формирования, предназначены для обеспечения внутренней безопасности государства, общественной безопасности, защиты прав и свобод человека и гражданина от преступных и иных противоправных посягательств.Обучающиеся, записывают понятие в тетрадях (Слайд 8)
Учитель: Задачи внутренних войск МВД России определены в федеральном законе «О внутренних войсках»: Участие совместно с органами внутренних дел РФ в охране общественного порядка, обеспечение общественной безопасности и режима чрезвычайного положения;
- Охрана важных государственных объектов и специальных грузов;
- Участие в территориальной обороне РФ;
- Оказание содействия Пограничным войскам Федеральной пограничной службы РФ в охране Государственной границы;
- Борьба с терроризмом и обеспечение режима контртеррористической операции.
Обучающиеся фиксируют задачи внутренних войск МВД в тетрадях (Слайд 9)
Учитель: В настоящее время министром Внутренних дел МВД является Рашид Гумарович Нургалиев.Учитель демонстрирует фотографии (Слайды 10-12)
На доске изображение эмблемы Пограничной службы Федеральной службы безопасности РФ. (Слайд 13)
Учитель: Пограничные войска(пограничная охрана, пограничная стража и т. д.) — воинское формирование, предназначенное для охраны внешних границ государства и поддержания соответствующего режима в пограничной зоне.
Обучающиеся, записывают понятие в тетрадях (Слайд 14)
Учитель: пограничная служба Федеральной службы безопасности РФ является структурным подразделением ФСБ России. Основные задачи пограничной службы, заключаются в следующем:
- обеспечение правил содержания государственной границы;
- пресечение незаконного изменения прохождения государственной границы на местности;
- отражать вооружённое вторжение;
- контролировать соблюдение гражданами и организациями режима государственной границы, пограничной зоны, пропуска через государственную границу;
- осуществлять пропуск через границу физических лиц и грузов согласно законодательству;
- оказывать в необходимых случаях поддержку таможенной службе, войскам ПВО, органам государственной безопасности;
- выявлять и задерживать нарушителей пограничного режима, пресекать попытки незаконного пересечения государственной границы;
- обеспечивать выполнение международных обязательств государства по вопросам режима и охраны границы.
Обучающиеся записывают задачи пограничной службы в тетрадях (Слайд 14). Учитель демонстрирует фотографии (Слайды 16-17).
IV. Закрепление материала.
Беседа по вопросам:- Какие задачи решают внутренние войска?
- Какие задачи решают пограничная служба?
- К каким войскам относятся былинные герой, изображённые на картине Виктора Васнецова «Богатыри»?
V. Домашнее задание.
Страницы учебника 230-234.
Выбор: Доклад на тему:
- «Боевые традиции вооружённых сил – основа воинской морали».
- «Патриотизм». (Слайд 20)