Пояснительная записка
Программа кружка « Рубикон» социально- педагогической направленности разработана на основе программы элективного курса « Выбирающему профессию юриста» Мустафиной М.Ф. Правоведение.10-11 кл.: элективные курсы / Волгоград: «Учитель» 2007г.
Данная программа способствует формированию человека- гражданина, интегрированного в современное общество и нацеленного на совершенствование этого общества, это определяет ее социально- педагогическую направленность.
Педагогическая целесообразность данной образовательной программы обусловлена тем, что углубленное изучение теоретического курса права, его расширенный практический курс по всем направлениям - исследовательскому, лекционному, консультативному способствует формированию знаний, умений и навыков выпускников школы по праву.
Актуальность правового воспитания определяется современным состоянием, проблемами и задачами развития российского общества.
Концепция модернизации российского образования, принятая Правительством РФ, показала, что общество и государство предъявляют новые социальные требования к системе российского образования. Правовое воспитание подростков способствует успешной социализации их в обществе и углублению знаний по праву, развитие профессиональных качеств будущих юристов.
Целью кружка является правовое просвещение школьников, формирование активной жизненной позиции у молодежи, профилактика безнадзорности и преступности несовершеннолетних, поддержание общественного порядка в с. Алакуртти, обеспечение неформального общения и организация свободного обмена мнениями и информацией между членами кружка, а также с другими заинтересованными лицами по широкому кругу вопросов.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- способствовать овладению учащимися теоретическими и практическими умениями в области права и навыками курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников»;
- содействовать МОУ «СОШ №3 с. Алакуртти», администрации с. Алакуртти и Поселковому отделению милиции в поддержании общественного порядка;
- сотрудничать со Службой с. Алакуртти;
- содействовать повышению правовой культуры школьников;
- обеспечить условия для развития профессиональных качеств начинающих юристов;
- создавать условия для осуществления членами кружка своей деятельности
- воспитывать гражданственность и любовь к Родине, уважение к правам и свободам человека.
Отличительной особенностью данной программы является то, что она адаптирована к условиям образовательного процесса образовательного учреждения. Главной особенностью программы является практическая направленность и реализация ее через различные формы занятий.
Возраст детей участвующих в реализации, данной дополнительной образовательной программы 16-17 лет.
Сроки реализации образовательной программы – 1 год обучения.
1 год обучения -1 час в неделю – 36 учебных часа в год.
Для реализации данной программы имеется материально- техническая база: правовая база « КонсультантПлюс», « Гарант», сборники законодательств.
Формы и режим занятий. Содержание программы ориентировано на добровольные одновозрастные группы подростков:
1 год обучения - наполняемость 15 человек
Продолжительность занятий: 1 час
Прогнозируемый результат и способы определения их результативности.
По окончании учащийся должен знать:
- содержание прав и свобод человека и гражданина,
- понятие и принципы правосудия,
- органы и способы правовой защиты прав человека
Учащийся должен уметь:
характеризовать:
- организацию и деятельность органов государственной власти,
- порядок рассмотрения гражданских, трудовых, административно- правовых споров,
- порядок заключения и расторжения трудовых договоров,
- формы социальной зашиты и социального обеспечения.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются:
- участие в олимпиадах по праву / школьной, муниципальной, региональной, Всероссийской/, участие в научно- практических конференциях;
- повышение уровня правовой культуры учащихся 5-9 классов и снижение уровня правонарушений учащихся основной школы;
- участие в проведении социальных акций./Приложение 1/
Учебно- тематический план
|
Название разделов |
Количество часов |
||
Всего часов |
Теоре-тические занятия |
Практи-ческие занятия
|
||
1 |
Введение. Знакомство с Программой и Положение клуба « Рубикон» |
1 |
1 |
|
2 |
Теоретический курс. Тема: Право. Норма права. Источники права. |
1 |
1 |
|
3 |
Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы» |
2 |
2 |
|
4 |
Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ |
4 |
4 |
|
5 |
Подготовка к олимпиаде по праву/ школьный, муниципальный уровни/ |
1 |
1 |
|
6 |
Интеллектуальная игра по праву. |
2 |
2 |
|
7 |
Подготовка к олимпиаде в номинации «Правоведение»/ « Познание и творчество»/ |
1 |
1 |
|
8 |
Выпуск газеты « Подросток и закон» |
1 |
1 |
|
9 |
Теоретический курс. Тема: Правоотношения. Юридическая ответственность. |
1 |
1 |
|
10. |
Организация мероприятий декады « SOS», недели правовых знаний в 5-11 классах. |
2 |
1 |
1 |
11. |
Теоретический курс. Конституционное право. Конституция РФ. |
1 |
1 |
|
12. |
Подведение итогов работы клуба за полугодие. |
1 |
1 |
|
13. |
Практикум по теме: Гражданские правоотношения. |
1 |
1 |
|
14. |
Психологический практикум для 5-6 классов « Детективное агентство» |
2 |
2 |
|
15. |
Экскурсия в музей ОВД г. Кандалакша |
1 |
1 |
|
16. |
Практическое занятие « Судебная защита гражданских прав» |
1 |
1 |
|
17. |
Юридическая консультация для школьников. |
3 |
1 |
2 |
18. |
Организация мероприятий акции « Папин апрель» |
3 |
1 |
2 |
19. |
Теоретический курс. Трудовое право. |
1 |
1 |
|
20. |
Деловая игра « Бюджет молодой семьи» |
1 |
1 |
|
21. |
Теоретический курс. « Уголовное право» |
1 |
1 |
|
22. |
Организация рейдов по проверке соблюдения правил поведения, Устава школы |
2 |
2 |
|
23. |
Подведение итогов. |
2 |
2 |
|
Итого |
36 |
10 |
26 |
Календарно- тематический план
№ |
Тема занятий |
Форма занятий |
Дата проведения |
1 |
Введение. Знакомство с Программой и Положение клуба « Рубикон» |
беседа |
07.09 |
2. |
Теоретический курс. Тема : Право. Норма права. Источники права. |
лекция |
14.09 |
3. |
Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы» |
консультация |
21.09 |
4. |
Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ |
28.09 |
|
5. |
Подготовка к олимпиаде по праву/ школьный уровень/ |
практикум |
05.10 |
6. |
Интеллектуальная игра по праву. |
деловая игра |
12.10 |
7. |
Подготовка к олимпиаде в номинации «Правоведение»/ « Познание и творчество» |
Работа с докум. |
19.10 |
8. |
Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ |
рейды |
26.10 |
9. |
Выпуск газеты « Подросток и закон» |
09.11 |
|
10. |
Теоретический курс. Тема: Правоотношения. Юридическая ответственность. |
лекция |
16.11 |
11. |
Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы» |
консультация |
23.11 |
12-13 |
Организация мероприятий декады « SOS», недели правовых знаний в 5-11 классах. |
консультации |
30.11 07.12 |
14. |
Теоретический курс. Конституционное право. Конституция РФ. |
лекция |
14.12 |
15. |
Подведение итогов работы клуба за полугодие. |
21.12 |
|
16. |
Практикум по теме: Гражданские правоотношения. |
практикум. |
11.01 |
17. |
Реализация курса « Воспитание гражданственности и правовое просвещение школьников 5-9 классы» |
консультации |
18.01 |
18. |
Психологический практикум для 5-6 классов « Детективное агентство» |
практикум |
25.01 |
19. |
Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ |
рейды |
01.02 |
20. |
Экскурсия в музей ОВД г. Кандалакша |
экскурсия |
08.02 |
21. |
Практическое занятие « Судебная защита гражданских прав» |
практикум |
15.02 |
22. |
Психологический практикум для 5-6 классов « Детективное агентство» |
практикум |
01.03 |
23. |
Интеллектуальная игра по праву. |
Интел. игра |
15.03 |
24-25. |
Юридическая консультация для школьников. |
Работа с документ. |
18.01 29.03 |
26-28. |
Организация мероприятий акции « Папин апрель» |
Участие в провед. меропр. |
05.0412.04 19.04 |
29. |
Теоретический курс. Трудовое право. |
Лекция, работа с ТК РФ |
26.04 |
30. |
Организация рейдов по профилактике правонарушений школьников / курение на территории школы/ |
рейды |
03.05 |
31. |
Деловая игра « Бюджет молодой семьи» |
Деловая игра |
10.05 |
32. |
Теоретический курс. « Уголовное право» |
лекция |
17.05 |
33-34. |
Организация рейдов по проверке соблюдения правил поведения, Устава школы |
рейды |
08.02 20.05 |
35-36 |
Подведение итогов. |
|
24.05 27.05 |
Содержание курса / Приложение2/
Методическое обеспечение программы дополнительного образования обучающихся
Реализуя данную программу, использую современные технологии:
- технология уровневой дифференциации,
- технология личностно-ориентированного обучения ( автор В.В. Шоган),
- технология исследовательской и проектной деятельности учащихся,
- игровые технологии,
- информационные компьютерные технологии;
- личностно-ориентированную технология в воспитательном процессе.
В кабинете имеются разработанные дидактические материалы:
- Разработки бесед с учащимися :« Права человека и гражданина , « Права ребенка», «О причинах правонарушений» и т.д.
- Разработки бесед с родителями: « Как воспитать ребенка без физического наказания», «О причинах правонарушений», « Что делать, если Ваш ребенок попал в милицию» и т.д.
- Разработки интеллектуально- правовых и деловых игр
- Разработки социальных акций.
- Раздаточный материал « Дееспособность несовершеннолетних», « Правоспособность».
- Психологически практикум « Детективное агентство»
- Комплект правовых задач.
- Разработки тестов по темам «Конституционное право. Конституция РФ», « Трудовое право», «Уголовное право»,
- Разработки презентаций по праву: « Права ребенка», деловая игра « Государство и право»
5. Библиографический список:
Программы:
- Мустафина М.Ф. Правоведение.10-11 кл.: элективные курсы/М.Ф. Мустафина
- Волгоград: «Учитель» 2007г. стр.136
Литература для учителя:
- Гордеева В.В. Правовое воспитание в школе. 9-11 кл. Разработки организационно- деятельностных игр/ В.В. Гордеева Волгоград « Учитель», 2007г.стр.207
- Дик Н.Ф. Правовые классные часы в7-9 кл. « Подросток и закон»/ Н.Ф. Дик Ростов-на- Дону « Феникс» 2006г. стр.315
- Смирнов В.А. « Детский правовой клуб: технология создания и развития» Методическое пособие / В.А.Смирнов. Кострома « Авантитум» 2006г.
- Кашанина Т.В. Российское право. Учебник для вузов./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
- Журналы « Право в школе» 2008-2009гг.
Литература для учащегося:
- Конституция РФ 1993г.- 52 стр.
- Конвенция о правах ребенка -М. 2009г.
- Всеобщая декларация прав человека и гражданина -М.2009г.
- ФЗ « Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
- Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях- М. « Кодекс» 2009г
- Трудовой Кодекс РФ -М. « Кодекс» 2007г.
- Гражданский кодекс РФ – М. « Кодекс» 2007г.
- Уголовный кодекс Российской Федерации – М. « Норма»,2008г.- 302стр.
- Уголовно- процессуальный кодекс Российской Федерации - М. « Норма»,,2008г.
- Ветров Н.И Уголовное право учебник для ВУЗов/ Н.И.Ветров.-М. Юриспруденция 2007г
- Лазарев В.В. Конституционное право. Учебник для ВУЗов./В.В. Лазарев М. 2004
- Кашанина Т.В. Основы права 10-11 класс./ Т.В. Кашанина А.В. Кашанин Вита- Пресс,2007г.
- Никитин А.Ф. Школьный юридический словарь/ А.Ф. Никитин Дрофа.2007г