Карта социально-психологического сопровождения учащихся

Разделы: Социальная педагогика


Много лет в школе ведется социальный паспорт, а также банк данных учащихся школы, в которых отражаются сведения об учащихся и их родителях, определяется социальный статус семьи. Однако, отсутствуют данные об особенностях психологического развития учащихся.

Поэтому, возникла необходимость социально- психологического сопровождения и создания карты сопровождения./Приложение1/

Сопровождение заключается в создании благоприятных условий для развития личности учащегося, его социализации.

На данный период карты сопровождения учащихся составлены на детей группы « риска»- опекаемых, воспитанников в/ч 2201, учащихся состоящих на ВШУ, ПДН и КДН

/Приложение 2/

Карта сопровождения содержит следующие критерии:

1. Сведения о ребенке включают кроме личных данных, -

  1. Год поступления в школу,
  2. Состояние здоровья на основе мед. карты здоровья, вредные привычки ( если имеются).

2. В сведениях о семье дается характеристика социального статуса семьи( полная-неполная, многодетная, ребенок находится под опекой), жилищным условиям, материальному положению.

3. Характеристика социально- психологической атмосферы семьи выявляется на основе бесед, тестирования и анкетирования родителей- тест «анализ семейных взаимоотношений», семейная социограмма, рисуночный тест «Моя семья».

На основе этого определяется нравственно благополучная или неблагополучная, конфликтная семьи, даются рекомендации.

4. В результате исследований учебной деятельности выявляется отношение учащегося к обучению ( положительное, отрицательное, нейтральное, равнодушное), взаимоотношения с одноклассниками, отношение к полезной деятельности, к труду, его интересы, интеллектуальные возможности, мотивация учебной деятельности.

Мотивация может носить различный характер: это –

  1. познавательный интерес к предметам,
  2. осознание необходимости учиться в школьном возрасте,
  3. стремление получить оценку,
  4. заслужить одобрение взрослых и избежать наказания,
  5. стремление к самоуважению в группе сверстников.

5. Психологические особенности личности ребенка выявляются с помощью психологического тестирования- компьютерных программ –

  1. Компьютерной диагностики личностных отклонений подросткового возраста,
  2. Компьютерной диагностики умственных способностей школьников

Исследуются познавательные процессы :

  • внимания (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
  • памяти (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);
  • мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
  • речи (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
  • воображения (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).

В результате тестирования выявляется сформированность волевых качеств:

  • самостоятельность
  • настойчивость
  • дисциплинированность

Определяется самооценка учащегося:

  • адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
  • завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
  • заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).

6. Особенности поведения учащегося проявляются в поступках - положительных и отрицательных ( эпизодические или систематические):

  1. Как часто они совершаются,
  2. Возможные мотивы их совершения,
  3. Отношение ребенка к свои поступкам, к педагогическому воздействию,
  4. Фиксируются факты правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.
  5. Указывается факт постановки на ВШУ, ПДН и КДН.

В карте сопровождения, кроме исследований и наблюдений , отмечается проведенная работа с ребенком.

Т.о. карта сопровождения дает возможность определить основные направления социально- психологической работы классным воспитателям, учителям- предметникам , администрации с учащимися и их родителями.