Много лет в школе ведется социальный паспорт, а также банк данных учащихся школы, в которых отражаются сведения об учащихся и их родителях, определяется социальный статус семьи. Однако, отсутствуют данные об особенностях психологического развития учащихся.
Поэтому, возникла необходимость социально- психологического сопровождения и создания карты сопровождения./Приложение1/
Сопровождение заключается в создании благоприятных условий для развития личности учащегося, его социализации.
На данный период карты сопровождения учащихся составлены на детей группы « риска»- опекаемых, воспитанников в/ч 2201, учащихся состоящих на ВШУ, ПДН и КДН
Карта сопровождения содержит следующие критерии:
1. Сведения о ребенке включают кроме личных данных, -
- Год поступления в школу,
- Состояние здоровья на основе мед. карты здоровья, вредные привычки ( если имеются).
2. В сведениях о семье дается характеристика социального статуса семьи( полная-неполная, многодетная, ребенок находится под опекой), жилищным условиям, материальному положению.
3. Характеристика социально- психологической атмосферы семьи выявляется на основе бесед, тестирования и анкетирования родителей- тест «анализ семейных взаимоотношений», семейная социограмма, рисуночный тест «Моя семья».
На основе этого определяется нравственно благополучная или неблагополучная, конфликтная семьи, даются рекомендации.
4. В результате исследований учебной деятельности выявляется отношение учащегося к обучению ( положительное, отрицательное, нейтральное, равнодушное), взаимоотношения с одноклассниками, отношение к полезной деятельности, к труду, его интересы, интеллектуальные возможности, мотивация учебной деятельности.
Мотивация может носить различный характер: это –
- познавательный интерес к предметам,
- осознание необходимости учиться в школьном возрасте,
- стремление получить оценку,
- заслужить одобрение взрослых и избежать наказания,
- стремление к самоуважению в группе сверстников.
5. Психологические особенности личности ребенка выявляются с помощью психологического тестирования- компьютерных программ –
- Компьютерной диагностики личностных отклонений подросткового возраста,
- Компьютерной диагностики умственных способностей школьников
Исследуются познавательные процессы :
- внимания (устойчивое, переключаемое, рассеянное, отвлеченное);
- памяти (кратковременная, долговременная, процесс запоминания осмысленный, процесс запоминания механический);
- мышления(наглядно-действенное, наглядно-образное, логическое, сформированность мыслительных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение; наблюдается ригидность мышления);
- речи (грамотная или неграмотная, внятная или невнятная, богатый или бедный словарный запас);
- воображения (развито, творческий подход к деятельности; слабо развито).
В результате тестирования выявляется сформированность волевых качеств:
- самостоятельность
- настойчивость
- дисциплинированность
Определяется самооценка учащегося:
- адекватная (правильно оценивает свои положительные и отрицательные качества, личные возможности, достижения и поражения);
- завышенная (некритичен по отношению к себе, преувеличивает свои достижения);
- заниженная (излишне самокритичен, недооценивает свои положительные качества и личные достижения).
6. Особенности поведения учащегося проявляются в поступках - положительных и отрицательных ( эпизодические или систематические):
- Как часто они совершаются,
- Возможные мотивы их совершения,
- Отношение ребенка к свои поступкам, к педагогическому воздействию,
- Фиксируются факты правонарушения учащегося: воровство, вымогательство у младших и слабых, грубые нарушения общественного порядка (хулиганство), избиение и проявление садистских наклонностей.
- Указывается факт постановки на ВШУ, ПДН и КДН.
В карте сопровождения, кроме исследований и наблюдений , отмечается проведенная работа с ребенком.
Т.о. карта сопровождения дает возможность определить основные направления социально- психологической работы классным воспитателям, учителям- предметникам , администрации с учащимися и их родителями.