Использование различных форм активности младших школьников как условие здоровьесберегающей педагогики

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время, в период реформирования системы образования, начался поиск оптимальных путей совершенствования процесса физического воспитания детей.

Физкультурная деятельность на современном этапе переводится от акцента на физическую подготовку, телесное развитие к формированию здорового образа жизни. Педагоги стараются воспитывать здоровых и всесторонне развитых детей, валеологизируя воспитательно-образовательный процесс.

Формирование здорового детского населения сегодня стало самой актуальной проблемой. Дети отличаются слабым здоровьем, несмотря на то, что проводится масса оздоровительных мер для охраны и укрепления здоровья детей. Однако около 70 % детей переходят из детских садов в школы со слабым здоровьем. Положение со здоровьем детей усложняется многими причинами. Это неблагоприятная для здоровья экологическая ситуация, постоянные температурные перепады в Прикамье и дети не могут нормально адаптироваться к этим изменениям. Не на должной высоте находится и психологическое здоровье детей. Сегодня наблюдается постоянное увеличение умственных нагрузок на фоне психоэмоционального напряжения. В семейной практике началась подготовка детей к школе через посещение воскресных школ, тогда как доля двигательной активности катастрофически снижается, уменьшается время пребывания детей на свежем воздухе.

Статистика отмечает, что здоровье человека только на 10 % зависит от органов здравоохранения, на 20 % от наследственных факторов, на 20 % от внешних средовых условий и на 50 % от образа жизни. Забота о ЗОЖ детей – основная задача современной школы. Решить эту задачу, безусловно, может педагог новой формации, имеющий валеологические знания и практические умения в формировании у детей культуры физической и основ ЗОЖ.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Каждый школьник должен получить за время учебы знания, которые будут востребованы им в дальнейшей жизни. Достижения названной цели в сегодняшней школе может быть достигнута с помощью здоровьесберегающей технологии. Педагог, владея современными педагогическими знаниями в тесном взаимодействии с учащимися, с их родителями, с медицинскими работниками, с коллегами – планирует свою работу с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

Здоровьесберегающая педагогика (название С.В. Попова) рекомендует осуществлять

  • во-первых, гигиеническое направление. В данном случае используются средства физкультуры для восстановления работоспособности: закаливание, рациональный режим, гигиенические процедуры, соблюдение правил гигиены во всех случаях жизни, УГ
  • во-вторых, оздоровительно-рекреативное направление: использование средств при организации коллективных форм активного отдыха, рациональное питание, турпоходы, недели и дни здоровья, физкультминутки и паузы, праздники и досуги.
  • В - третьих, общеподготовительное направление, которое обеспечивает всестороннее развитие, свободное общение, общую физическую подготовку через школу естественных движений, формирование навыков саморегуляции своего поведения, настроения, воспитания навыков самостоятельности по уходу за своим телом, самообслуживание, организованности и дисциплинированности, навыков самоорганизации любой двигательной деятельности.

В педагогическом процессе следует использовать все современные образовательные технологии, которые прекрасно вписываются в работу по формированию здоровья. Это индивидуализация и дифференциация, гуманная педагогика, демократическое общение с субъектами воспитания, деятельный, комплексный и системный подходы с личностно-ориентированной направленностью.

Главное при выборе новых средств, методов и принципов воспитания – не наносить вред детям, продумывать целесообразность в работе, создавать мотивацию на здоровый образ жизни, таким образом, можно достичь у школьников осознанного понимания собственного здоровья.

Цель нашей работы: выявить влияние различных форм активности на формирование физической культуры младших школьников.

Объект: здоровьесберегающая технология как основа развития физической культуры.

Предмет работы: формы двигательной активности в работе с младшими школьниками.

Гипотезы работы:

  1. Младшие школьники испытывают огромное умственное напряжение, вызванное потоком информации в отдельных случаях переходящее в нервное истощение и переутомление, что приводит к снижению физической и умственной работоспособности на учебных занятиях. Таким образом, в силу своих возрастных особенностей младшие школьники испытывают потребность в двигательной активности.
  2. Формы активного отдыха с одной стороны удовлетворяют потребности детей в двигательной активности, что является основным источником полноценного развития детского организма, с другой стороны рациональное соотношение разных видов занятий, подобранных с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей.
  3. Решение задач обеспечения повышения показателей соматического, физического, психического здоровья ребенка, снижение уровня заболеваемости, повышения двигательной культуры и изменения его отношения к собственному здоровью ставит педагога в условия поиска наиболее эффективных форм двигательной активности, как на учебных занятиях, так и во внеурочное время.

В соответствии с поставленными целью и гипотезами исследования были определены следующие задачи:

  1. Раскрыть методику различных форм двигательной активности (физкультминуток, праздников и развлечений, уроков здоровья) на уроках физкультуры и во внеурочное время.
  2. Выявить уровень развития интереса и положительного отношения младших школьников к физической культуре и своему здоровью в процессе использования на уроках двигательных игр.
  3. Раскрыть специфику работы по внедрению различных форм активности в условиях современной школы.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКООЕ ОБОСНОВАНИЕ, ПРОБЛЕМЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

1.1. Проблемы физического воспитания в современной школе

Главным пороком XXI века становятся: накапливание отрицательных эмоций без физической разрядки, переедание и гиподинамия. По мнению специалистов, даже если дети достаточно двигаются, их движения однообразны. Не все группы мышц вовлекаются в движения. И результат от такой активности большой пользы не дает. Часто можно слышать от родителей: «Моему ребенку и уроков физкультуры хватит, чтобы подвигаться». А хватит ли? Родители, видимо, не догадываются о том, что уроки физической культуры восполняют дефицит двигательной активности только на 11 %. Два урока в школьном расписании проблему не решат. Два часа в неделю занятий физической культурой в школе не смогут сформировать привычку к сохранению собственного здоровья. Значит, школа и семья должны сделать гораздо больше, чтобы помочь ребенку полюбить себя, свое тело, свое здоровье и объективно оценили значение физической культуры для своего здоровья.

Что же зачастую происходит в школе? В первую очередь необходимо заглянуть на урок физкультуры.

Во-первых, часто можно наблюдать такую картину, когда на уроке физической культуры активно работают и участвуют те дети, которые мотивированы на участие в уроке физкультуры. Остальные сидят на скамье запасных, в библиотеке, добросовестно готовясь к следующему уроку. При этом у учащихся масса аргументов в защиту себя. Разрешение родителей не участвовать в уроке, разрешение администрации школы и негласное разрешение учителя, которого не устраивает участие на уроке нерадивого ученика, которому безразличны уроки физкультуры.

Во-вторых, во многих школах к уроку физической культуры не предъявляется системных и жестких требований. Зачастую занятия однообразны, не интересны. Педагоги же сетуют на то, что не имеют в достаточном количестве необходимого спортивного инвентаря для проведения занятий. Администрация больше внимания уделяет посещению уроков языка и литературы, математики, а урок физкультуры остается на потом...

В-третьих, во многих педагогических коллективах сохранена тенденция, что урок физической культуры — это урок не главный, не значимый и очень часто дети, которым необходимо заниматься спортом и физкультурой (отличники и т. д.), стараются под любым предлогом увильнуть от этого урока, а педагоги это даже приветствуют и поощряют. Это стратегия поведения не одного, двух педагогов, а зачастую всего коллектива. Во время урока физкультуры дети репетируют праздники, посвященные здоровому образу жизни. Если в школе предъявляются одинаковые требования ко всем участникам образовательно-воспитательного процесса, то урок физкультуры имеет одинаково значимую важность для всех педагогов и учащихся.

В-четвертых, учителя физической культуры должны сводить свою работу не только к проведению уроков и занятиям секций, а к воспитанию привычки занятиями физкультурой и спортом. Это и вечера, посвященные истории олимпийского движения, видам спорта, встречи с олимпийцами и тренерами, праздники школьных, спортивных секций, праздники спорта и туризма в школе и т. д. Но это касается деятельности самих учителей физической культуры.

Где же выход из создавшейся ситуации. Как решить проблемы сегодняшнего малоподвижного, но умного ребенка?

Одним из важных условий рациональной организации обучения является обеспечение оптимального двигательного режима, который позволяет удовлетворить физиологическую потребность в движении, способствует развитию основных двигательных качеств и поддержанию работоспособности на высоком уровне в течение всего учебного дня, недели и года.

Условием всестороннего развития и сохранения высокой работоспособности учащихся младшего школьного возраста является возможность выполнения от 6 тысяч до 48 тысяч движений ежесуточно. Чтобы удовлетворить двигательную потребность в процессе организации учебного процесса следует вводить гимнастику до начала занятий, физкультминутки на уроках, подвижные игры на переменах, ежедневные часовые занятия физическими упражнениями, уроки физической культуры, прогулки с играми. Дети должны иметь возможность в течение всего дня систематически двигаться для реализации двигательной потребности, которая поставляет для первоклассников минимально 200, и максимально до 9000 движений в час (Н.Т. Лебедева).

Проблему может решить сам школьник, его родители и, конечно же, учителя физической культуры. Замечателен и тот факт, что в школах введен третий час физической культуры. Учителя физической культуры должны сделать занятия интересными, познавательными, вводить различные формы физической культуры, использовать в урочное и внеурочное время формы активного отдыха.

1.2 Роль педагога в развитии активности школьников на занятиях физкультуры

Педагог должен обладать важными профессиональными качествами, позволяющими генерировать плодотворные педагогические идеи и обеспечивающими положительные педагогические результаты. Среди этих качеств можно выделить:

  • высокий уровень профессионально-этической, коммуникативной, рефлексивной культуры;
  • способность к формированию и развитию личностных креативных качеств;
  • знания формирования и функционирования психических процессов, состояний и свойств личности, процессов обучения и воспитания, познания других людей и самопознания, творческого совершенствования человека; основ здоровья, здорового образа жизни (ЗОЖ);
  • владение знаниями основ проектирования и моделирования здоровьесберегающих технологий в учебных программах и мероприятиях;
  • умение прогнозировать результаты собственной деятельности, а также способность к выработке индивидуального стиля педагогической деятельности.

Педагог должен уметь:

  • анализировать педагогическую ситуацию в условиях педагогики оздоровления;
  • владеть основами здорового образа жизни;
  • устанавливать контакт с коллективом учащихся;
  • наблюдать и интерпретировать вербальное и невербальное поведение;
  • прогнозировать развитие своих учащихся;

  • моделировать систему взаимоотношений в условиях педагогики оздоровления;
  • личным примером учить учащихся заботиться о своем здоровье и здоровье окружающих людей.

Все эти умения, тесно связанные между собой, оказывают влияние на эффективность использования учителем методов активизации младших школьников, привлечение их к физической культуре.

Для эффективного внедрения в педагогическую практику идей здорового образа жизни необходимо решение трех проблем:

  • изменение мировоззрения учителя, его отношения к себе, своему жизненному опыту в сторону осознания собственных чувств, переживаний с позиции проблем здоровьесбережения;
  • изменение отношения учителя к учащимся. Педагог должен полностью принимать ученика таким, каков он есть, и на этой основе стараться понять, каковы его особенности, склонности, умения и способности, каков возможный путь развития;
  • изменение отношения учителя к задачам учебного процесса педагогики оздоровления, которое предполагает не только достижение дидактических целей, но и развитие учащихся с максимально сохраненным здоровьем.

Полный текст статьи.