Качество в философии определяется как целостная совокупность относительно устойчивых свойств, их связей и отношений, отличающих один предмет или явление от других предметов или явлений. Существуют разные подходы к определению понятия «качество образования» (В.М. Полонский, В.П. Панасюк, А.М. Моисеев и др.). «Качество образования – определенный уровень знаний и умений, умственного, нравственного и физического развития, которого достигли выпускники образовательного учреждения в соответствии с планируемыми целями обучения (Закон РФ «Об образовании»); «Качество образования - это соотношение цели и результата, как меры достижения цели при том, что цель (результат) задана операционально и спрогнозирована в зоне потенциального развития школьника» (М.М. Поташник) и др. Анализ определений показывает, что одни авторы в своей трактовке качества образования ориентированы на потребности личности и общества; вторые – на сформированный уровень ЗУН и другие социально значимые качества, третьи, на совокупность свойств и результатов; четвертые – на цели и результаты; пятые – на способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности. Педагогам нашей школы было предложено ответить на вопрос: «Что вы понимаете под качеством образования в современной школе?»
Ответы были связаны с:
- качеством знаний, успеваемостью;
- интеллектуальным развитием учащихся, способностью к их самообразованию, творчеству;
- качеством самого процесса образования.
Являясь постоянным членом методического совета школы, членом координационного совета по управлению качеством образования, руководила районным методобъединением учителей биологии 15 лет, я принимала участие в проведении мониторинга по вопросам качества образования среди учителей районного МО и учителей нашей школы в 2006-2009 г. Анализ результатов полученных данных подкрепляет результаты анкетирования учителей нашей школы. Ответы педагогов показали, что их представления о качестве образования сводятся, в основном, к качеству результата (ученика-выпускника), что оказалось созвучным опросу российских учителей. Таким образом, я, вместе со своими коллегами понимаем, что достижение высоких результатов образования возможно тогда, когда технологии дифференцированного обучения будут строиться на основе психологических закономерностей усвоения и развития учащихся с разным уровнем познавательных возможностей. Именно в этом, я, думаю, ощущается существенный пробел в профессиональной подготовке современного учителя, что несомненно сказывается на качестве результатов образования.
Я более предметно остановлюсь на вопросе, от которого напрямую зависит качество обучения – это проблема сохранения здоровья учащихся. Большая нагрузка ложится на педагога, который должен знать не только теоретические основы предмета, но владеть технологиями профессионального творчества. Педагог должен быть не только профессионалом, но еще и хорошим специалистом своего дела. Специалист отличается от человека с профессиональным образованием двумя важнейшими особенностями: во-первых, специалист владеет и успешно применяет комплекс профессиональных технологий с учетом специфики своего предмета, во-вторых, он постоянно совершенствуется в сфере их применения, творчески развивает эти технологии. Профессиональная компетентность учителя зависит от того, чем он обладает как Личность. Она может быть представлена в таком виде:
Концепция учителя – система взглядов на природу ребенка и его способностей. Концепция складывается под влиянием теории, практики, при этом не всегда теоретические представления учителя согласуются с его практикой работы с детьми. Это будет зависеть от позиции учителя – системы отношений к ребенку. Позиция может быть гуманистической или антигуманной, активной или пассивной в вопросах развития и воспитания детей. Позиция и концепция зависят от Я-концепции учителя, определяющейся рефлексией. Но ядром его деятельности является технология учителя: система методов и методик работы с детьми и с учебным предметом.
Итак, перед школой, учителем стоит задача создания условий для сохранения здоровья учащихся, т.е. работать так, чтобы на выходе из школы был здоровый человек.
Критерии здоровья:
- соматическое и физическое здоровье – «я могу»;
- критерий, характеризующий потенциальные возможности человека его антропологическим показателям в соответствии с возрастом и полом;
- группа критериев, характеризующих индивидуальные особенности личности и его жизненные позиции;
- психическое здоровье – «я хочу»;
- нравственное здоровье – «я должен».
Какие факторы влияют на здоровье ребенка? Насколько далеко здоровье школьников от благополучного? Мы провели анализ заболеваний учащихся на основе изучения материалов медицинского осмотра и медицинских карт в нашей школе (материалы были необходимы для проведения педсовета по теме «К качеству обучения через здоровье ребенка».
Осмотр врачей – специалистов, педиатра выявил следующую картину (обследовано детей по годам: 2004-2005 г. – 490 – 98%, 2005-2006 г. – 402 – 97%, 2006-2007 г. – 377 – 98%, 2007-2008 г. – 353 – 96,5%)
№ | Нарушения | Количество
учеников 2004-2005г. |
Количество учеников 2005-2006г. |
Количество
учеников 2006-2007 г. |
Количество учеников 2007-2008 г. |
1 | Нарушения осанки | 156 – 33,5% | 132 – 28% | 132 – 28% | 159 |
2 | Сколиоз | 17 – 3,6% | 10 – 3% | 8 – 2,12% | 6 |
3 | Физическое развитие выше среднего |
39 – 8,3% | 28 – 5% | 11 – 3% | 16 |
4 | Физическое развитие ниже среднего |
69 – 14,8% | 61 – 12% | 46 – 12% | 31 |
5 | Снижение зрения | 61 – 13,1% Носят очки 27 учеников |
62 – 14,5% |
65 – 17,24% | 74 |
6 | 1 группа здоровья 2 группа здоровья 3 группа здоровья |
14 – 3% 381 – 81% 70 – 15% |
3 % 81 % 15 % |
||
7 | Состоит на диспансерном учете |
99 | 21,2 % | 97-25,72% | 119 |
8 | Нуждается в обследовании- ФКП ВСД Эндемический зоб Аденоиды Санация у стоматолога |
27 Не проведено обследование |
5,8 % Не проведено обследование |
34 – 12,5% Не проведено обследование 141 – 37,4% |
Всего – 22 15 1 4 2 116 |
9 | Хирургическая патология | 14
|
14 |
Также были выявлены нарушения сна, сноговорение, частые головные боли, боли в животе, проблемы с органами дыхания, утомляемость после занятий в школе и дома (часть детей). Задача медиков: выяснить причины заболеваемости и определить способы лечения, профилактика болезней. Задача педагогов – создание активной среды, в которой обучение ребенка происходит не за счет ресурсов его здоровья, а вследствие специально организованной системы развития внутреннего потенциала школьника, нужна школа со здоровьесберегающей средой. Так, в нашей школе ежегодно проводится обследование учащихся 1-х классов в начале и конце учебного года: «Адаптация детей к школе». Исследования ведут психолог и логопед, классные руководители. На базе школы создан класс предшкольной подготовки (дети не охваченные садиком)..Рассматривается адаптация учеников 5-х классов (переход в среднее звено), изучается уровень адаптации 10-х классов к новым условиям образования (новые программы, новые педагоги). В 10-х классах созданы профильные группы на сетевой основе (2 соседние школы). После изучения запросов детей, родителей были организованы профильные группы по биологии, физике, информатике, химии, истории, праву, обществознанию, экономике. Те учащиеся, которые не выбрали профильные предметы, учатся в общеобразовательных группах. Очень внимательно были изучены вопросы, касающиеся учебной нагрузки (расписание уроков, объем домашних заданий), состояние внеурочной воспитательной работы в школе, уровень психологической помощи школьникам, микроклимат в классных коллективах, взаимоотношения между родителями и детьми, санитарно-гигиенический режим в школьной столовой. Это все факторы объективные. Главный субъективный фактор: «знания» взрослых людей (учителей, родителей) о здоровом образе жизни не стали их убеждениями, нет мотивации к заботе о собственном здоровье, следовательно нет и подготовленности учителя по вопросам сбережения здоровья школьников. Таким образом, в школе со здоровьесберегающей средой должны быть методико-психологическое сопровождение учащихся на каждом возрастном этапе, постоянная диагностика состояния здоровья и мероприятия по формированию здорового образа жизни, эффективная коррекционная и реабилитационная работа по медицинским показателям каждого ребенка, методики включения учащихся в здоровьесберегающую деятельность. В нашей школе соблюдаются следующие условия: санитарно-гигиенический режим, педагогически оправдана нагрузка учителей и учащихся, учебный процесс проходит в условиях кабинетной системы, в уютных, эстетически оформленных кабинетах, создан положительный микроклимат, т.е. комфортные условия для всех участников: учителей и учеников (эти выводы сделаны на основе результатов анкетирования среди учителей и учеников «Комфортно ли вам в школе»?). В школе разработана и защищена программа «Здоровье» для начального звена, ведется коррекционно – реабилитационная работа, было организовано обучение в специальном классе с детьми умственно-отсталыми по программе 1-8, реализован план мероприятий с учащимися классов коррекционно-развивающего обучения. Органично осуществляется целенаправленная индивидуальная и групповая работа со школьниками по профилактике вредных привычек (план реализуется с участием социальных педагогов и родителей): акции «Мы против наркотиков», Дни борьбы с курением, «Счастливое детство» и т.д.
Как же надо организовать учебный процесс, чтобы были достигнуты качество, успех и сохранено здоровье субъектов образовательного процесса? «Обучение должно быть ориентировано на человека, отвечает за результаты развития личности в онтогенезе и предполагает ответственное участие профессионалов в жизни ребенка. Это достижимо при использовании личностно – ориентированного подхода к обучаемым» (К. Роджерс).
Подход требует умения определять «зону актуального развития», но самое главное и трудное – продвигаться в сотрудничестве с учеником в его «зону ближайшего развития». Л.В. Выготский подчеркивал: «…зона ближайшего развития имеет большое значение для динамики интеллектуального развития и успешного обучения, чем актуальный уровень развития». Это методологическое положение очень важно для теории и практики построения образовательного процесса, для новой компетентности педагога, его знаний и умений «выращивать» успех каждого ученика.
На современном этапе совершен переход от урока строгого к уроку свободному. Что это дает? Я считаю, что урок – единица человекосозидания, форма обучения, в которой заложены и реализуются условия, позволяющие учителю и ученику выступать в качестве субъектов образовательного процесса. Учитель в классе – составляющая самоуправления. Образовательная среда должна обладать большой насыщенностью (наличие личностей, учебников, книг, ксероксов, компьютеров и т.д.). В личностно-центрированной образовательной системе невозможно обходиться одним учебником – одно и тоже руководство для всех учеников заведомо лишает их свободы выбора. Я считаю, необходима открытость, личность должна иметь возможность свободно перемещаться во всех измерениях пространства взаимодействия (учитель-ученик, ученик-ученик, ученик-учитель). Учитель-консультант, советчик. Стиль взаимодействия – доверие, свобода, самостоятельность. На своих уроках я уделяю основное внимание развитию речи и мышления учащихся. Формы учебной деятельности на моих уроках: парная, групповая. индивидуальная, коллективная. Ученикам я предлагаю творческие задания, требующие составление алгоритма. Эта деятельность требует усилий, обсуждения в парах, в группах (общение, сотрудничество). Речь – средство мышления (это важно), общения, успешности обучения. Здесь мы сталкиваемся с проблемой подготовки учителя не как предметника, а как организатора образовательной среды – фасилитатора. На уроках должны иметь место такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор действия, выбор способа действия, выбор способа взаимодействия, свобода творчества и т.д.). В 1995-1996 г. я защитилась на региональном уровне по теме «Применение КСО на уроках биологии», опыт работы вылился в «Методическое пособие для учителей биологии», обобщен и занесен в информационную базу данных Забайкальского краевого института повышения квалификации работников образования. Своими находками, наработками я делюсь с коллегами школы, района, области. Внутренняя сущность моих уроков - педагогика сотрудничества. Урок должен быть «цветным», ярким, эмоциональным, такую ткань учащиеся создают вместе со своим учителем. Главное – дух. МЫ взаимно заряжаемся. Главное – зажигать сердца, а не только рассказывать о том, что знаешь. Нести им себя, а не свои знания. Мой учебный принцип: «Не бойся вслух сказать о том, о чем думаешь. Если ты сказал неверно, мы поправим, ведь пока ты не волшебник, а только учишься и обязательно им будешь». Еще Л.С. Выготский говорил, что психика человека формируется в процессе общения (диалога). Понятно, что у школьника появляются две функции: учиться и обучать других. В психологическом отношении ребенок ближе другому ребенку, чем взрослый, объяснение же учебного материала товарищу является своеобразной формой самопроверки для «педагога – ученика». Происходит развитие личности на основе взаимообогащения в процессе обучения. Таким образом, в процессе КФО происходят индивидуально-личностные (отношения, мотивы, ценностные ориентации личности), социально-психологические (уровень понимания, характер общения), предметно-практические (решение поставленных задач) изменения, ведущие к повышению эффективности обучения. Это одна из педагогических технологий, позволяющая эффективно, без ущерба для здоровья детей, организовать и управлять учебным процессом. Опыт моей работы показал, что для организации деятельности учащихся на уроках биологии лучше создавать группы: творческие- (4 человека), базовые – (4-5 человек) и учебные – (по 4-5 учеников). Творческие группы объединяют школьников с наиболее высоким уровнем работоспособности, владеющих интеллектуальными действиями и навыками учебного труда. Базовые группы объединяют учеников, стабильно успевающих на «хорошо». В состав «учебных» групп входят учащиеся с невысокими мотивами обучения, с определенными недостатками в области развития интеллектуальных способностей, навыков учебного труда, с отклонениями в морально-волевой сфере. Взаимообучение происходит в статичных парах, парах сменного состава в пределах одной микрогруппы. Задачи, решаемые в процессе коллективного способа обучения (КСО): учащиеся овладевают умениями самостоятельно изучать литературу, развиваются умственные умения (анализировать, делать выводы, обобщать), учатся диалогу (умениям излагать свои мысли и слушать собеседника), осваиваются умения коллективно трудиться (умения планировать работу, распределение заданий, самоконтроля и контроля). Групповая работа освобождает учителя от большинства организационных, оценочных функций. И учитель может быть более внимателен к личностным особенностям учеников, их взаимоотношениям. При этом дети осваивают те стороны учебной деятельности, которые обычно берет на себя учитель (целеполагание, планирование, контроль, оценка, учет работы).
Ценным считаю самостоятельность учащихся в выборе темпов продвижения в работе. Кроме того, раскрепощение несет в себе отказ от бальной системы в оценке знаний на «промежуточном» этапе. Отказаться от двоек, учить так, чтобы их не было вовсе. Конечно, это трудная задача для учителя, но вполне разрешимая. Ставить ученика в ситуацию успеха, страх – «я не знаю, не помню», должен исчезнуть навсегда. «Я знаю, я могу», – это есть и качество обучения и главное – здоровье! – учителя и ученика.
Литература:
- Рекомендации по написанию научно-методических статей. А.И. Черепахин, методист ЗАБЧИПКРО (Забайкальский край). 2007.
- А.М. Прихожан. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе – М.: «Сфера».-2000.-192с. - Серия «Практическая психология
- В.И. Журавлева. «Методическое пособие для учителей биологии». – Чита. ЗАБКИПКРО. 1996.