Психологический климат в семье

Разделы: История и обществознание


Цели:

  1. Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
  2. Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
  3. Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.

Опережающее задание:

  1. Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
    1 группа – авторитарный;
    2 группа – демократический;
    3 группа – попустительский.
  2. Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15.
  3. Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
  4. Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.

Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая форма работы на уроке.

Ход урока

Тема урока. (Презентация 1, слайд 1)

Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной деятельности.

По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист. Приложение.

Проблемные вопросы:

  1. В чем состоят особенности современной семьи?
  2. Для чего нам сегодня нужна семья?
  3. Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?

I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.

  1. Какие пути образования семьи вам известны?
  2. Какие особенности наиболее характерны для семьи?

Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.

В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.

Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть неблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.)

(Презентация 1 Слайд 2-5 )

2008 год был провозглашен годом семьи.

Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам.

Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.

Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет?

(Презентация 1, слайд 6-9)

Особенности традиционной семьи Особенности современной семьи
Большая семья 10-12 человек Малочисленность (1-2 ребенка)
Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших. Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей.
С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели.
Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку. Смешанные браки.
Глава семейства – мужчина. Равноправие мужчины и женщины в браке.
Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении брака.

II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья.

Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10).

  1. Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж Элиот – англ. писательница.
  2. Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель.
  3. Воспитание, передача опыта, ценностей.
  4. Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда облегчало выживание. Семья это труд.
  5. Поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи.

Подумайте:

  • Какая функция самая древняя?
  • Какие функции утрачиваются?
  • Какая появилась сравнительно недавно?

Вывод:

  1. За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
  2. Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.

III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье.

1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.

Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее счастье.

Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность, отчуждение, одиночество, самоубийство.

Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом.

Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман.

Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 )

Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12)

2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений.

Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные

проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.

Представление проектов о стилях семейных взаимотношений:

  1. Авторитарный (Презентация 2);
  2. Демократический (Презентация 3);
  3. Попустительский (Презентация 4).

Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему?

3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.

Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге?

  • Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
  • Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.

Поговорим о правах родителей в семье.

Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд. Родители должны отметить списка самые важные для них права.

  • Право побыть одному.
  • Право на личное время.
  • Право на уважительное отношение.
  • Право на тишину и спокойствие.
  • Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.
  • Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
  • Право быть свободным от страха насилия.
  • Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
  • Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с двухсторонним, а не односторонним движением.

Беседа:

Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13)

Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.

Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?

Сформулируйте свои права.

Они отличаются от прав родителей?

Как вы понимаете слова о двухстороннем движении?

Заключительная беседа:

  1. Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
  2. От кого зависит психологический климат в семье?
  3. Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась?

Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас.

«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой

(Презентация 1, слайд14)

Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов.

Подведение итогов урока.