Цели:
- Актуализация у подростков темы межличностных отношений в семье.
- Формирование представлений о позитивном стиле семейного взаимодействия.
- Формирование навыков исследовательской, проектной и групповой работы.
Опережающее задание:
- Подготовка и презентация проектов «Стиль взаимоотношения в семье»:
1 группа – авторитарный;
2 группа – демократический;
3 группа – попустительский. - Беседа с социальным педагогом. Обработка статистических данных по семейному положению учащихся моу сош №15.
- Анкетирование «Права родителей», 4 группа – обработка результатов.
- Предварительный просмотр материалов диска «Истинная и ложная любовь». Авторская студия «Преображение» Лекции о любви и нравственности.
Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор.
Методы и приемы работы: самостоятельная проектная и исследовательская деятельность учащихся дома. Групповая форма работы на уроке.
Ход урока
Тема урока. (Презентация 1, слайд 1)
Методы работы: учащиеся работают группами, которые сформировались в ходе исследовательской и проектной деятельности.
По ходу урока каждая группа заполняет лицевой и рабочий лист. Приложение.
Проблемные вопросы:
- В чем состоят особенности современной семьи?
- Для чего нам сегодня нужна семья?
- Какие факторы влияют на формирование позитивного психологического климата в семье?
I. Семья – основная ячейка общества, это тот кирпичик, из множества которых и состоит наше общество. Семья занимает особое место в жизни каждого человека.
- Какие пути образования семьи вам известны?
- Какие особенности наиболее характерны для семьи?
Все начинается с семьи. Здесь закладываются основы нравственности, здесь мы приобретаем опыт поведения в обществе, здесь закладывается характер человека, его привычки, мировоззрение. Наша жизнь не всегда стабильна и спокойна, иногда в нее вторгаются отчаяние, трудности. Любые испытания становятся легче, если человека поддерживают близкие и родные ему люди.
В семейном кругу мы с вами растем,
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входил из семьи.
Семья – это то, что мы делим на всех,
Всем понемножку: и слезы и смех,
Взлет и падения, радость, печаль,
Дружбу и ссоры, молчанья печать.
Семья – это то, что с тобою всегда.
Пусть мчатся секунды, недели, года,
Но стены родные, отчий твой дом –
Сердце навеки останется в нем.
Институт семьи сегодня переживает не лучшие времена. Очень много семей, которые в обществе принято называть неблагополучными. Семьи распадаются. (Представление результатов статистического исследования по школе и городу.)
(Презентация 1 Слайд 2-5 )
2008 год был провозглашен годом семьи.
Это один из способов привлечь внимание общественности к ее проблемам.
Люди живут семьями тысячи лет. За это время сложились определенные особенности, традиции.
Давайте решим наш первый проблемный вопрос: В чем состоят особенности современной семьи? Какие изменения произошли в ней за последние десятки лет?
(Презентация 1, слайд 6-9)
Особенности традиционной семьи | Особенности современной семьи |
Большая семья 10-12 человек | Малочисленность (1-2 ребенка) |
Три поколения, передача опыта, наследства – уважение старших. | Нуклеарная семья. Потребность в свободе и самостоятельности молодых семей. С родственниками едва знакомы. Слова золовка, деверь, шурин устарели. |
Заключение брака по социальному, национальному, религиозному признаку. | Смешанные браки. |
Глава семейства – мужчина. | Равноправие мужчины и женщины в браке. |
Брак, оформлен церковью. Брак – заключался перед Богом, а значит навсегда. Расторжение брака затруднено или невозможно | Заключение брака оформляется государственными чиновниками. Свобода заключения и расторжении брака. |
II. Вторая проблема, которую мы должны решить: Зачем нам сегодня нужна семья.
Давайте вспомним о традиционныех функциях семьи: (Презентация 1, слайд 10).
- Забота о самых незащищенных. «Для чего мы живем, если не пытаемся облегчит жизнь друг другу?» Джордж Элиот – англ. писательница.
- Воспроизводство населения. «Семья начинается с детей» А.И. Герцен русский писатель.
- Воспитание, передача опыта, ценностей.
- Хозяйственная функция. Ведение общего хозяйства, распределение обязанностей, взаимопомощь – всегда облегчало выживание. Семья это труд.
- Поддержание психологического комфорта для каждого члена семьи.
Подумайте:
- Какая функция самая древняя?
- Какие функции утрачиваются?
- Какая появилась сравнительно недавно?
Вывод:
- За последнее столетие традиции семьи претерпели очень серьезные изменения.
- Изменения произошли и в функциональном предназначении семьи. Утрачивается хозяйственная функция, на первое место все более выходит функция поддержания позитивного психологического климата.
III. Давайте рассмотрим факторы, которые влияют на психологический климат семье.
1. Говоря о семейном счастье, мы подразумеваем прочные, теплые отношения между супругами, отношения, основанные на взаимной любви.
Все люди хотят быть счастливыми. Желание любви наисильнейшее в человеке. Только любовь может принести наивысшее счастье.
Любовь придает окончательный смысл жизни человека. Но оказывается любовь бывает истинная и ложная. Оба сильные чувства. Способные дать и самую великую радость и принести великие разрушения, вызвать зависть, ревность, отчуждение, одиночество, самоубийство.
Как отличить одну от другой? Дома вы должны были подумать над этим вопросом.
Любовь – одна из главных составляющих семейного счастья. Об этом песня в исполнении Анны Герман.
Звучит песня «Покроется небо…» (Презентация 1, слайд 11 )
Таким образом, для поддержания теплого, приятного климата в семье любовь имеет первостепенное значение. Об этом мысли мудрых: (Презентация 1, слайд 12)
2. Но не последнюю роль играет и стиль семейных взаимоотношений.
Дома вы подготовили проекты. Наша задача – внимательно послушать представленные
проекты, сформулировать особенности каждого стиля взаимоотношений.
Представление проектов о стилях семейных взаимотношений:
- Авторитарный (Презентация 2);
- Демократический (Презентация 3);
- Попустительский (Презентация 4).
Какой стиль вы выберите как наиболее приемлимый для вас? Почему?
3. Еще одно понятие, без которого не может состояться семья – это семейный долг.
Кто кому должен, когда речь идет о семейном долге?
- Родители должны заботиться о детях, создавать условия для их развития – это долг перед обществом.
- Дети тоже должны заботиться о своих родителях и не только в старости.
Поговорим о правах родителей в семье.
Вашим родителям был представлен список из 10 прав. Этот список составили американские психологи супруги Байярд. Родители должны отметить списка самые важные для них права.
- Право побыть одному.
- Право на личное время.
- Право на уважительное отношение.
- Право на тишину и спокойствие.
- Право чувствовать, что каждый в семье несет свою ношу, а не содержать кого- то на иждивении.
- Право закрыть свой дом и знать, что после этого никто не войдет в него.
- Право быть свободным от страха насилия.
- Право иметь свои собственные отношения с супругой, друзьями.
- Право чувствовать безопасность в отношении своего имущества. Право на отношения, напоминающие улицу с двухсторонним, а не односторонним движением.
Беседа:
Ребята обработали результаты анкеты и что оказалось? (Презентация 1, слайд 13)
Вывод: Имущественные права родители поставили на последнее место, а вот право на уважительные, партнерские отношения в семье для них очень важны.
Как вы думаете, права родителей ущемляют права детей-подростков?
Сформулируйте свои права.
Они отличаются от прав родителей?
Как вы понимаете слова о двухстороннем движении?
Заключительная беседа:
- Какими качествами должна обладать семья, чтобы можно было говорить о психологическом комфорте?
- От кого зависит психологический климат в семье?
- Какие качества необходимы, чтобы семья состоялась?
Вывод: Психологический климат в семье зависит от каждого из нас.
«Счастлив тот, кто счастлив у себя дома» Л.Н. Толстой
(Презентация 1, слайд14)
Завершение работы по заполнению рабочих листов и лицевых счетов.
Подведение итогов урока.