Введение
Глобальная информатизация общества является одной из доминирующих тенденций развития цивилизации в XXI в. Благодаря стремительному увеличению возможностей средств информатики, телекоммуникационных систем и новых информационных технологий формируется информационная среда обитания и жизнедеятельности людей, складывается информационное общество. В этом обществе для человека появляются не только принципиально новые возможности, но и возникают ранее не известные проблемы.
Перед школой ставится задача – подготовить обучающихся к условиям жизни и профессиональной деятельности в информационном обществе, научить их действовать в этой среде, использовать ее возможности и защищаться от негативных воздействий.
Для решения этой проблемы требуется информационная ориентация системы образования.
Однако многие актуальные проблемы информатизации общества практически не изучаются в системе образования. Не готовятся к этим условиям и преподаватели. Система подготовки и повышения квалификации преподавательских кадров школы в этом плане не отвечает современным требованиям. Этот тревожный факт должен стать объектом внимания, как работников системы образования, так и политиков, государственных деятелей нашей страны, поскольку качество образования - не только гуманитарная проблема, но стратегический фактор социально-экономического развития страны, обеспечения ее национальной безопасности.
Одна из причин заключается в том, что современный человек, несмотря на стремительные темпы развития информационных технологий, продолжает с упорством настаивать, что существуют вещи, которых технический прогресс никогда не коснется. В первую очередь он защищает от технического прогресса творческие сферы деятельности.
Следует отчетливо понимать, что технологии постепенно проникают в такие области деятельности, которые еще недавно казались доступными исключительно человеческому духу, в том числе деятельность педагогическую (образовательную).
Сегодня нельзя с полной уверенностью назвать сферы жизни и деятельности человека, которые рано или поздно будут автоматизированы. Человек совершенствуется вместе с технологиями, становится свободнее; техника высвобождает в его жизни место и время для более совершенных помыслов.
За последние годы произошло коренное изменение роли и места персональных компьютеров и информационных технологий в жизни общества. Человек, умело, эффективно владеющий технологиями и информацией, имеет другой, новый стиль мышления, принципиально иначе подходит к оценке возникающих проблем, к организации своей деятельности. Как показывает практика, без новых информационных технологий уже невозможно представить современную школу. И поэтому сегодня, как никогда ранее, важен переход на качественно новый уровень в подходах к использованию компьютерной техники и информационных технологий во всех областях деятельности школы.
Информатизация образования является одним из важнейших условий успешного развития процессов информатизации общества.
Сегодня процесс информатизации развивается по четырем основным направлениям:
- Информатизация как техническое оснащение;
- Информатизация как формирование информационной культуры;
- Информатизация как создание информационной образовательной среды
- Информатизация как внедрение новых информационных технологий в образование.
Основные цели и задачи Программы информатизации гимназии.
Целью Программы является получение нового качества гимназического образования на основе внедрения современных информационных технологий, отвечающих требованиям постиндустриального информационного общества. Формирование и развитие информационной культуры учащихся, педагогических и руководящих кадров, способности эффективно использовать имеющиеся в их распоряжении информационные ресурсы и технологии в бытовой, общественной и профессиональной областях жизнедеятельности.
Задачи Программы информатизации образования:
- обеспечение развития сложившейся методологии образования школы за счет использования преимуществ компьютерных технологий;
- внедрение информационных технологий в образовательную и управленческую деятельность;
- обучение педагогических и руководящих кадров информационным технологиям;
- повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий;
- осуществление через проектную деятельность с использованием информационно-коммуникационных технологий адаптацию детей к реальной жизни;
- формирование у участников образовательного процесса навыков использования информационно-коммуникационных технологий для решения творческих образовательных задач;
- создание банка программно-педагогических средств для использования компьютерной техники в учебном процессе;
- создание условий для персонального доступа к компьютеру обучающимся и сотрудникам школы;
- усиление дифференциации и индивидуализации образовательного процесса путем внедрения вариативных образовательных программ с применением ИКТ;
- создание материалов методического и учебного характера
Основные этапы создания единого информационного образовательного пространства в гимназии на период 2009-2012 гг.
В настоящее время для нашей гимназии наиболее важной представляется работа по следующим направлениям информатизации образования:
- Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе (курсы по основам информационно-коммуникационных технологий для начинающих, курсы по использованию информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе).
- Организация образовательного процесса с использованием информационно- коммуникационных технологий (проведение уроков с использованием информационно-коммуникационных технологий; написание учащимися совместно с учителями-предметниками презентаций, сайтов и программ по своей исследовательской деятельности в рамках работы над проектом «Изобретающая школа» и для компьютерной поддержки уроков).
- Информационное взаимодействие с другими образовательными учреждениями (организация постоянного доступа в Интернет, участие в телекоммуникационных проектах, создание и поддержка гимназического сайта, ведение переписки с учителями и учащимися других школ).
- Развитие информационно-управленческой системы (ведение гимназической базы данных; делопроизводство на ПК, внедрение управленческих баз данных, компьютерная поддержка расписания и интерактивного холла гимназии).
- Использование информационно-коммуникационных технологий в работе школьных средств массовой информации (наполнение школьного Web-сервера; выпуск газеты; совершенствование и развитие видеостудии; использование возможностей компьютера для более эффективной организации школьного радиоузла).
- Дополнительное образование по информационно-коммуникационным технологиям (организация курсов, факультативов, профильных групп для профессиональной подготовки учащихся; создание банка данных результатов работы курсов, факультативов, профильных групп; дистанционное образование школьников и учителей школы).
- Организация досуга школьников (вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий, работа студий детского компьютерного творчества, участие в сетевых образовательных проектах).
- Организация доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий и оказание помощи в их применении обучающимся и сотрудникам школы, проведение и консультирование проектной деятельности учащихся, связанной с применением информационно-коммуникационных технологий.
- Создание банка данных образовательных ресурсов.
- Обслуживание, ремонт, усовершенствование технических средств.
этап | Мероприятия | результат |
1 этап 2009/10 |
Курсовая подготовка учителей в области информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) и использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. | Повышение квалификации и методической поддержки учителей в области использования информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе. |
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Внедрение ИКТ в образовательный процесс. | |
Организация информационного взаимодействия с другими образовательными учреждениями. | Участие в телекоммуникационных проектах. Поддержка гимназического сайта. Обмен информацией с другими ОУ посредством ИКТ. |
|
Совершенствование образовательных технологий в управленческую деятельность. | Продолжение наполнения гимназической базы данных. Делопроизводство на ПК Внедрение управленческих баз данных. |
|
Пополнение банка данных образовательных ресурсов. | Пополнение медиатеки. Пополнение банка данных программного обеспечения. Знакомство учителей с программным обеспечением по предметам. | |
Организация досуга гимназистов. | Вовлечение учащихся в проектную деятельность с использованием средств информационно-коммуникационных технологий. Работа студий (музыкальной, анимационной, компьютерной и видео графики). | |
Организация постоянного доступа к средствам ИКТ для учителей и учащихся. | ||
Совершенствование и увеличение единой локальной сети. | ||
2 этап 2010/11 |
Развитие информационно-управленческой системы. | Работа с управленческими базами данных. Внедрение Сетевой школы. Ведение виртуальных классных журналов. Обеспечение работы динамических разделов гимназического сайта. |
Развитие и совершенствование материальной базы гимназии. | Организация постоянного доступа в Интернет. Приобретение компьютерной техники, интерактивных и аудиовизуальных средств обучения для гимназии. | |
Организация постоянного доступа к средствам информационно-коммуникационных технологий для учителей и учащихся. | Организация интернет-клуба для учителей гимназии. Консультирование по организации поиска и созданию собственных материалов к урокам для учителей и учащихся. | |
Организация образовательного процесса с использованием информационно-коммуникационных технологий. | Становление системы использования ИКТ учителями-предметниками; формирование учебно-методических комплексов по различным предметам школьного курса; наполнение гимназического сайта образовательными материалами для учителей и учащихся; создание и апробация тестовой Web-системы, создание тестов по предметам школьного курса, организация тестирования на гимназическом сайте. | |
Развитие банка данных образовательных ресурсов. | Наполнение гимназического Web-сервера. Накопление тематических энциклопедий и программного обеспечения по предметам. Систематизация имеющегося ПО. | |
Повышение уровня общеобразовательной и профессиональной подготовки учащихся в области современных информационных технологий | Создание информационного профиля для учащихся 10 классов, элективных курсов по информационным технологиям для учащихся 7-9 классов. | |
3 этап 2011/12 | Развитие и совершенствование материальной базы гимназии. | Обновление компьютерной и аудиовизуальной техники. |
Развитие банка данных образовательных ресурсов. | Становление библиотечного медиацентра. | |
Методическое сопровождение массового внедрения ИКТ в учебный процесс | Создание банка данных результатов работы учителей и учащихся в области ИКТ; использование созданных материалов в образовательной деятельности. Создание и публикация материалов методического и учебного характера. | |
Совершенствование информационно-управленческой системы. | ||
Обобщение опыта работы по созданию единого образовательного пространства для всех участников образовательного процесса. | Публикация материалов методического и учебного характера. |
Прогноз ожидаемых результатов информатизации образования гимназии в результате реализации целевой Программы
- Создано единое информационное образовательное пространство.
- Создана модель комплексной информационной инфраструктуры образовательной системы.
- Получение нового качества образования на основе внедрения современных информационных технологий.
- Совершенствование телекоммуникационных технологий в управление образованием и процессами его развития.
- Открытие Центра дистанционного обучения.
Проекты программы информатизации «Наша цифровая школа»:
- Обеспечение (организационное методическое кадровое) информатизации образовательного процесса в гимназии (в том числе дистанционное обучение, библиотека-медиотека, программа «Здоровьесбережение»).
- Оснащение образовательного процесса средствами ИКТ (аппаратное оборудование и программное обеспечение, в том числе дистанционное обучение, библиотека-медиотека, программа «Здоровьесбережение» - ПО Айзмана).
- Внеклассная работа в условиях информатизации образовательного пространства (актовый зал, театры моды, театры ШЮТ, декоративно-прикладное искусство, хор и вокальная группа, проекты спортивной направленности, гимназический пресс-центр).
- управление образовательным процессом на современном технологическом уровне (комплексной информатизацией, как часть).