Интегрированный урок (математика + биология) по теме "Здоровье в процентах. Табакокурение"

Разделы: Математика, Биология


Цели урока:

  • Образовательная: решение задач на дроби и на проценты, нахождение части от целого и целого по его части.
  • Воспитательная: познакомить учащихся с отрицательным воздействием на организм вредных привычек (табакокурение).
  • Развивающая: расширить знания учащихся о вредном воздействии табака на организм, выработать навыки, сохраняющие здоровье человека.

Возраст детей: 11-12 лет (5-6 класс)

Оборудование:

  • Рабочие тетради учащихся.
  • Электронное приложение к уроку "Здоровье в процентах".
  • Мультимедийное оборудование.

У1 - учитель биологии

У2 - учитель математики

У1 - Здравствуйте, дорогие ребята. Сегодня у нас интегрированный урок математики и биологии "Здоровье в процентах", на котором речь пойдет о вредной привычке - пристрастию к табакокурению.

У2 - Разобраться в этих сложных вопросах нам поможет медиажурнал "Хочу всё знать!"

У1 - Орешек знаний твёрд, но всё же мы не привыкли отступать, нам расколоть его поможет медиажурнал "Хочу всё знать!"

У2 - В нашем журнале 8 страниц. Открывая каждую из них, вы узнаете много нужной и полезной информации. (слайд № 2)

1 страница "В дыму сигарет:" (слайд № 3)

У1 - на сегодняшний день в развитых странах за последние 30 лет количество курящих сократилось в 2-3 раза, в нашей стране, наоборот, увеличилось в 3 раза и значительно помолодело.

А знаете ли вы, что такое сигаретный дым?

5-10% массы дыма составляют летучие, крайне мелкие частицы сажи.

В момент затяжки температура на кончике сигареты достигает 6000-9000 С. При такой температуре происходит сухая перегонка табака, в результате образуются ядовитые вещества, свыше 200 из них опасны для организма это: никотин:.

У2 - Всем известна фраза "Одна капля никотина убивает лошадь". Кролик погибает от ? капли никотина, а собака - от ? капли. (слайд № 4)

Задача № 1. (слайд № 5)

В одной сигарете содержится 8 мг никотина. Синильная кислота составляет 50% от никотина. Табачного дёгтя в 10 раз больше, чем никотина. Окись углерода составляет  80% от количества табачного дёгтя. Определите содержание самых ядовитых веществ в одной сигарете.

У2 - для человека смертельная доза никотина составляет от 50 до 100 мг или 2-3 капли. Именно такая доза поступает ежедневно в кровь после выкуривания 20 - 25 сигарет. А почему же курильщики не умирают?

У1 - они гибнут, но постепенно. Курильщик не погибает потому, что доза вводится постепенно, а не в один приём.

2 страница "Курение и подросток" (слайд № 6)

У1- всем известно, что курить вредно. Так почему же люди курят? Когда люди чаще начинают курить? (анализ таблицы социологического исследования). (слайд № 7)

Особенно вредное воздействие оказывает табак на подростковый организм. Табак наиболее сильно действует на головной мозг подростка, ухудшая его память. Как правило, курящие учащиеся хуже учатся.

У2 - Задача № 2. (слайд № 8)

Но, не смотря на эти общеизвестные факты, по статистике курящих подростков мальчиков - 60%, девочек - 40%. Определить, сколько курящих подростков в школе, если в 9-11 классах учатся 80 девочек и 70 мальчиков.

У1 - ученики этой школы не задумываются о том, что у них ухудшается внешность. Табак разрушающе действует на нервную систему, систему органов дыхания (лёгкие защищаются от вредного воздействия курения, и возникает кашель). Курение отражается на голосообразовании, под влиянием дыма и смены температуры голосовые связки опухают и голос делается хриплым. Зубы курильщика со временем желтеют. Повышается утомляемость, резко ухудшается успеваемость. Поражаются органы слуха и зрения.

3 страница. "Сердце, тебе не хочется покоя?" (слайд № 9)

У1- посмотрите на наше сердце - это главный орган нашего организма размером с кулак. Масса сердца взрослого человека составляет 250 гр. Табак поражает сердечную мышцу и вызывает следующие заболевания: кислородное голодание, закупорку коронарных сосудов, ишемическую болезнь, приводит к быстрому изнашиванию и инфаркту миокарда.

(слайд № 10)

Перед вами лёгкие здорового человека и лёгкие курильщика, умершего от рака. Они пепельно-серые, а местами как бы обуглившиеся, с вкраплениями настоящего угля. В медицине известен случай, когда при вскрытии трупа скальпель заскрежетал о камень, оказалось, что в лёгких курильщика скопилось 1,5 кг угля. Курил этот человек 25 лет и умер от рака лёгких. Обратите внимание на вещества, которые входят в состав табачного дыма и их влияние на организм. (слайд № 11)

У2 - Задача № 3. (слайд № 12)

При проверке состояния здоровья группы учеников школы, состоящей из 20 человек со стажем курения 3-5 лет, обнаружено, что 70% из них имеют по два заболевания (органов дыхания и пищеварения). Определить, сколько учащихся этой группы имеют по два заболевания.

4 страница "Эх, жизнь моя:" (слайд № 13)

У1 - как глупо этот мир устроен:
Из четырёх - курящих трое.
Хотя известно, что табак -
Опасный и коварный враг.
Как это всё-таки возможно?
Где наши ум и осторожность?
Нам, что же, жизнь не дорога?
И почему в плену врага
Находимся мы добровольно,
Затяжку делая, довольны?
Мы что забыли, что табак -
Коварный и смертельный враг?
Вот цифры мировой статистики,
Приводим их без всякой мистики.
Курение зло - это всем уже ясно,
Курение - это смертельно опасно.

(слайд № 14)

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 минут.

Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением.

Каждый год от курения умирает 2,5 млн. человек.

Некоторые ученые полагают, что к 2020 году от болезней, вызванных курением табака, умрут 8,5 млн. жителей нашей планеты.

У2 - исследователи показали, что если человек курит в день: (слайд № 15)

От 1 до 9 сигарет, то он сокращает свою жизнь (в среднем) на 5 лет;

От 10 до 19 сигарет - на 6 лет;

От 20 до 39 сигарет - на 7 лет.

Задача № 4. (слайд № 16)

Средняя продолжительность жизнь в России 60 лет. Курящие дети сокращают себе жизнь в среднем на 15%. Определить, какова средняя продолжительность жизни людей, курящих с детства.

5 страница "Папа, мама, я:?" (слайд № 17)

У1 - часто детям подают пример родители. Дети в семьях курильщиков в 4-5 раз чаще болеют простудными заболеваниями, хроническими воспалениями, они более раздражительны. "Курение мужчины - беда, курение женщины - дважды беда, ибо угроза от женской сигареты двойная: для самой курильщицы и для её ребёнка". (Л. Толстой)

У2 - Задача № 5. (слайд № 18)

Средний вес новорождённого ребёнка 3кг 300г. Если у ребёнка курящий отец, то его вес будет на 4% меньше нормы. А если курящая мать - меньше на 10%. Определите, сколько теряет в весе новорождённый, если

а) курит отец; б) курит мама.

У1 - Полностью здоровым этот малыш быть не может, всю жизнь он будет расплачиваться за легкомыслие родителей.

6 страница "Курим всё ровно:" (слайд № 19)

У1 - Весь мир борется с табаком. Во многих странах запрещено курение в общественных местах, кафе, барах, нельзя курить на рабочих местах. Запрещена реклама сигарет по телевидению. Серьёзный работодатель может не принять на работу курящего. Но, не смотря на все предупреждения число курильщиков в России, ежегодно увеличивается на 5%.

У2 - Задача № 6. (слайд № 20)

В 2008 году из 100 мужчин курили 80, а из 100 женщин - 40. В 2009 году курили 84 мужчины и 42 женщины из 100. Определите ежегодный прирост курящих в России.

7 страница "Пассивное курение" (слайд № 21)

У1 - огромный вред курильщик наносит здоровью окружающих людей. Нахождение в течение 8 часов в накуренном помещении равносильно 5 выкуренным сигаретам. Табачный дым действует в радиусе 10 м от зажженной сигареты.

У2 - Задача № 7. (слайд № 22)

1 пачка сигарет в среднем стоит 20 рублей. Сколько процентов годового дохода тратит на покупку сигарет, выкуривающий 1 пачку сигарет в день человек, если его ежемесячная зарплата составляет 10 тыс. рублей. (Считать в 1 месяце - 30 дней)

8 страница "Если хочешь быть здоров:" Динамическая минутка. (У1 и У2) (слайд № 23)

Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
Вниз хлопок
И вверх хлопок.
Ноги, руки разминаем.
Точно знаем, будет прок.
Крутим, вертим головой.
Разминаем шею. Стой!
Потянулись, растянулись,
Вверх и в стороны, вперёд.
И за парты все вернулись -
Вновь урок у нас идёт.

У1 - подведём итог урока. Ребята, вам необходимо выразить своё отношение к данным высказываниям. (слайд № 24)

Вещества, содержащиеся в табачном дыму, благотворно влияют на развитие организма.

Чем раньше ты начнёшь курить, тем дольше будешь в этом мире жить.

Курение является эффективным средством при лечении простудных заболеваний.

Одна выкуренная сигарета продлевает жизнь на 20 минут.

Первую сигарету лучше выкурить под присмотром родителей.

Курят все мои друзья, вместе с ними сижу я. Не курю я сигарет - выйдет из меня атлет.

У2 - Вот и закончился наш урок. Мы надеемся, что наша совместная работа поможет вам принять правильное решение при выработке привычек и предостережёт вас от неверного шага.

Литература:

  1. Дорофеев Г.В., Петерсон Л. Г. "Математика. 5 класс", "Математика. 6 класс"
  2. Колесов Д. В. "Предупреждение вредных привычек у школьников"
  3. Суравегина И. Т. "Здоровье и окружающая среда"
  4. Сибнеева Е. П. "Классные часы в средней школе"

Приложение.