"Россия – Родина моя"

Разделы: Внеклассная работа


Цель: создание условий для формирования представлений о России - нашей Родины, её символах, историческом прошлом.

Задачи:

  • Расширить и углубить знания о России;
  • Создать условия для совершенствования учащимися навыков работы с различными источниками информации, применение полученных знаний в новой ситуации, подключение каждого к обсуждению и достижению цели занятия;
  • Воспитывать чувство любви и уважения к своей стране, толерантность.
  • Содействовать формированию коммуникативной культуры.

Оборудование: компьютер, проектор, экран, магнитная доска, раздаточный материал.

Методы организации обучения:

  • Наглядный - для развития самостоятельности в учебной деятельности;
  • Самостоятельная работа - для развития самостоятельности;
  • Частично-поисковый (самостоятельный отбор информации);
  • Индуктивный (развитие умений общаться, отвечать на поставленные вопросы, с высказыванием своей точки зрения);
  • Рефлексивный - для установления обратной связи.

Принципы обучения:

  • Учёт возрастных и физиологических особенностей
  • Наглядность (демонстрация фотографий, иллюстраций)
  • Научность (применение понятийного аппарата, введение новых понятий, их осмысление)
  • Доступность (использование презентации)
  • Системность и последовательность (методически обоснованный переход от одного этапа к другому, их взаимосвязь и взаимозависимость, а так же использование межпредметного восприятия нового материала)

Формы контроля:

  • Контроль со стороны учителя
  • Взаимоконтроль
  • Самоконтроль

Формы обучения:

  • Фронтальная
  • Парная

Предполагаемый результат: способствовать формированию любви и уважительного отношения к своей Родине, развитие нравственных ориентиров, стимулирование способностей к размышлению, развить чувство патриотизма, позитивное отношение к мнению окружающих, активность.

Ход занятия

I. Организационный момент.

II. Мотивация и целеполагание.

Наше занятие я хочу начать стихотворением И.С.Никитина "Русь", послушайте его. (Приложение 1, 1 слайд)

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью
Стать за честь
Против недруга
За тебя в нужде
Сложить голову!

О чём это стихотворение? (о любви к своей стране, готовности встать на её защиту)

Что такое Русь? (старинное название нашей страны)

Как сейчас называется наша страна? (Россия)

(На доске открывается первое слово темы урока "Россия")

Чем для всех нас является Россия? (Это наша Родина)

(Открывается вторая часть темы урока "Родина моя")

Прочитаем тему нашего занятия. (На доске запись - Россия - Родина моя.)

Сегодня мы будем говорить о нашей Родине - России, прочитаем рассказ на эту тему, подумаем, почему человеку близка и любима его Родина, что может сделать каждый из нас для её процветания.

III. Новый материал.

1) Беседа.

На Руси всегда были люди, готовые защитить свою родную землю от врагов.

Приведите примеры таких людей.(Александр Невский, Дмитрий Донской, Георгий Жуков и другие)

Могучую силу, богатырскую удаль славных защитников Руси во все времена воспевали народ, писатели и поэты. Великий русский Художник Виктор Михайлович Васнецов написал картину "Богатыри". (2 слайд)

Кто изображён на картине? (Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алёша Попович)

Что вы знаете об Илье Муромце? (3слайд)

(Илья Муромец 30 лет просидел на печи, потому что "не владел" руками и ногами, а затем получил чудесное исцеление от старцев. Они, придя в дом к Илье, когда никого кроме него не было, просят его встать и принести им пить. Илья на это ответил: "Не имею я да ведь ни рук, ни ног, сижу тридцать лет на печи". Они повторно просят Илью встать и принести им воды. После этого Илья встаёт и приносит воду. Старцы же велят ему выпить воду, после чего Илья ощущает в себе непомерную силу).

Илья Муромец будет героем нашего занятия. Вместе с ним мы отправимся в его самый первый поход по родной земле. Как только Илья Муромец стал обладать богатырской силой, он тут же решает идти защищать свою Родину. Неспокойно жила Русь в те времена, часто нападали на землю русскую недруги. Многие древние города были в руках врагов, одним из таких городов был город Чернигов. Вот туда и держит путь Илья Муромец. Пока он едет по земле русской, любуется её красотой и просторами, мы выполним несколько заданий.

Какими качествами обладает Илья Муромец?

Давайте и мы с вами выполним ряд упражнений, чтобы быть сильными и здоровыми.

2) Физкультминутка.

Дружно встали - раз, два, три,
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек.
Наклонились влево, вправо
Получается на славу.

3) Введение новых понятий.

У К.Д.Ушинского есть замечательный рассказ "Наше Отечество". Как вы думаете о чём этот рассказ.

Давайте узнаем, правы ли вы?

(Учитель читает рассказ "Наше Отечество" К.Д.Ушинского)

Что можете сказать теперь?

Как ещё называют Россию? (Родиной, Отечеством, матушкой)

Почему Ушинский назвал Россию Отечеством?

Что такое Отечество? (Страна, где родился человек и к гражданам которой принадлежит. Где жили наши деды и прадеды)

Почему Россию он назвал Родиной? (В России мы родились, говорим на родном русском языке и т.д.)

Почему Россия - Матушка? (Она вскормила нас своим хлебом и т.д.)

Знаете ли вы как образовалось слово Родина? Давайте вместе попробуем в этом разобраться.

(4 слайд)

Что такое Родина? (4слайд - это место, где мы родились)

Кем для вас являются мама и папа? (4 слайд - родители)

Как зовут группу людей, объединённых кровным родством? (4слайд - родня, родственники, родные)

Как называется перечень поколений одного рода? (4 слайд - родословная)

Чем являются все эти слова? (родственные или однокоренные)

Почему? (у них одинаковый корень -род - и общее значение) (5 слайд)

Слово Родина произошло от древнего слова "Род", которое обозначает группу людей, объединённых кровным родством. Каждый из нас потомок какого-нибудь древнего рода. Узнайте у родителей, потомком какого рода вы являетесь.

IV. Практические задания.

Внимание на экран (слайды 6 - 12). Едет Илья Муромец по родной земле. Каждому деревцу, каждому кустику, каждой травинке радуется. Вот калинку погладил, сиреневому кусту улыбнулся, черёмуху добрым словом назвал, белой берёзке до земли поклонился.

"До чего же красна земля - матушка!"

Как вы понимаете значение этой поговорки?

А что вы почувствовали, глядя на эти картины природы?

Работа в парах. Обсудите, какая из 3 предложенных пословиц наиболее точно подходит к увиденным картинам.

Родина краше солнца, дороже золота.

Нет в мире краше Родины нашей.

На чужой стороне Родина милей вдвойне.

Какую пословицу вы выбрали? (13 слайд)

Объясните её значение.

Какие растения встретил на своём пути Илья Муромец?

Какое из перечисленных растений является символом России? (Берёза у русских людей ассоциируется с любовью к родному краю)

2) Работа над текстом.

Едет Илья Муромец, любуется красотой родной земли. Навстречу ему бежит мальчонка, вручает Илье письмо. Читает Илья письмо, ничего не понимает.

Враги подступили к Чернигову стон стоит над городом спаси, Илья, город о недругов.

Почему Богатырь ничего не понял из письма? (не обозначены границы предложений)

Разделите эту запись на предложения.

Прочитайте первое предложение. Второе. Треть. (14 слайд)

Отправился Илья Муромец русский город от врагов. Взял свой меч и стал им помахивать, конём врагов потаптывать. Спас Чернигов. С тех пор стал Илья Муромец воплощением мужественного, честного, преданного Родине человека. Много раз нападали враги на землю русскую, но всегда находились богатыри, которые были готовы спасти и защитить свою Родину, сложить за неё голову.

V. Итоговая рефлексия.

За что же русские люди любили, любят и будут любить Русь, Россию. (За то, что Россия наша Родина) (15 слайд)

Каков итог нашего занятия? (Россия - Родина моя!)

VI. Подведение итогов.

Мы любим свою Родину за красоту природы, за могучие реки, за талантливость народа, за его смелость в опасные для России времена. Любовь к Родине помогала людям покорять космос, осваивать новые земли, возводить города. Вы пока ещё школьник, но, что вы можете сделать для благополучия и процветания своей Родины. (Хорошо учиться, помогать родителям, уважать старших, не обижать младших, уметь дружить, не причинять вреда природе и т.д.)

Спасибо за работу.

(Под песню "С чего начинается Родина" обмениваются флажками, заранее сделанными на уроке технологии).

Приложение.