Интеллектуальная игра по истории России

Разделы: Внеклассная работа


Цели:

  • способствовать более глубокому усвоению знаний, мотивировать детей на работу с дополнительной литературой по истории России;
  • развивать мыслительную и речевую активность учащихся;
  • воспитывать интерес к истории своей Родины.

Оборудование: мультимедийный проектор, презентации с конкурсными заданиями, набор карточек для участников, звездочки, призы.

I. Приветствие и краткая характеристика участников.

Добрый день, дорогие ребята, уважаемые гости! Сегодня мы рады приветствовать Вас на интеллектуальной игре “Звездный час”. С нами играют ученики 7 класса! Встречайте их!

(Выход и представление участников/)

1-й тур “Кто я?”.

У нас на экране изображения первых киевских князей, по описанию нужно определить, о ком идет речь:

  1. “В походах же не возил с собою ни возов, ни котлов, не варил мяса, но, тонко нарезав конину или зверину, или говядину и зажарив на углях, так ел. Не имел он и шатра, но спал, подостлав потник, с седлом в головах… И посылал в иные земли со словами: “Иду на Вы”. (Святослав.)
  2. В “Поучении” князя читаем: “Старых чтите, как отцов, молодых – как братьев. В доме своем не ленитесь, но за всем смотрите, не полагайтесь на тиуна или на отрока, чтобы не посмеялись гости над домом вашим. На войну выйдя, не ленитесь, не полагайтесь на воевод… А вот вам и конец всему: страх божий имейте превыше всего.
    (Владимир Мономах.)
  3. “И пошла с сыном своим и с дружиною по Древлянской земле, устанавливая уставы и уроки. И сохранились места стоянок до сих пор. И крестил ее в Царьграде царь с патриархом, пришла она в Киев и учила Святослава, сына своего, принять крещение… (Ольга)
  4. “Князь, умрешь ты от любимого коня”
    (Олег.)
  5. “Еще при жизни своей он дал завещание сыновьям своим, сказав им:“Вот я покидаю мир этот, сыны мои, живите в любви, потому что все вы братья от одного отца и одной матери… и разделил меж ними города, запретив им переступать предел братний и сгонять со стола… Написал первый свод законов и назвал его Русскою правдой.
    (Ярослав Мудрый.)

Подведение итогов 1-го тура.

2-й тур “Шедевры”.

Вам нужно соотнести название архитектурного сооружения с именем правителя, в эпоху царствования которого его построили.

  1. Софийский собор в Киеве – Ярослав Мудрый.
  2. Петропавловский собор – Петр I.
  3. Собор Василия Блаженного – Иван Грозный.
  4. Михайловский дворец – Павел I.

Подведение итогов. Выбывает 1 игрок.

Игра со зрителями

Сейчас вы будете по очереди называть поговорки о Родине. Тот, кто завершит перечисление, заработает звезду для своего игрока.

3-й тур “ Порядок”

Найдите ошибку и установите правильную последовательность:

– В эпоху дворцовых переворотов императоры всходили на престол в таком порядке:

  1. Екатерина I
  2. Анна Иоановна
  3. Петр II
  4. Иван Антонович

(2 и 3)

– крупные народные выступления проходили в следующем порядке:

  1. восстание под предводительством И. Болотникова
  2. крестьянская война под предводительством Е. Пугачева
  3. восстание под предводительством К. Булавина
  4. восстание под предводительством С. Разина

(2 и 4)

– перечисленные литературные произведения были написаны в такой последовательности:

  1. “Повесть временных лет”
  2. “ Русская правда” Ярослава Мудрого
  3. “Поучение детям” Владимира Мономаха
  4. “Апостол” Ивана Федорова.

(1 и 2 1036 г. и 1113 г.)

Подведение итогов. Выбывает 1 игрок.

4-й тур “Рассказ с ошибками”.

Перед вами текст, в котором допущены исторические ошибки. Вам нужно их найти и исправить.

В “Повести временных лет”, написанной митрополитом Илларионом. Сказано, что в 907 году Владимир Мономах пошел походом на Царьград. Узнав о приближении русских, греки выслали войска. Тогда Владимир приказал поставить корабли на колеса, и они добрались по суше до стен Византийской столицы. Был заключен договор, по которому Русь обязалась платить дань Византии. Князья Владимир Мономах и Александр Невский прибили свои щиты на воротах Царьграда (на Руси город называли Антиохия).

Подведение итогов. Выбывает 1 игрок.

Финал.

Из слова ПАТРИОТИЗМ составить как можно больше слов. Принимаются имена существительные единственного числа, именительного падежа.

Награждение победителей.