Пояснительная записка.
Данные уроки являются первым этапом, на котором учащиеся знакомятся с системой координат. На изучение данной темы программой отводится 6 часов (представляю разработку двух уроков), в результате дети должны получить первоначальное представление о “прямоугольной системе координат”, познакомиться с такими понятиями, как “абсцисса” и “ордината”, “координаты точки”, научиться записывать координаты точки, отмеченной в системе координат, и, наоборот, отмечать в системе координат точку, координаты которой указаны. Назначение этой темы в 6 классе – облегчить переход к изучению алгебры.
Цель: создать условия для формирования первоначального представления о “прямоугольной системе координат” и умений ориентироваться на координатной плоскости через организацию работы со слайдами, с последующим использованием знаний в проверочной работе и для успешного перехода к изучению алгебры.
Задачи:
- Способствовать формированию навыков работы на координатной плоскости.
- Способствовать овладению основными понятиями по данной теме.
- Способствовать формированию нравственных качеств личности, уважительного отношения к мнению одноклассников, умения оказывать помощь друг другу в ходе работы.
- Способствовать развитию творческих способностей, математической речи, внимания, логического мышления, познавательного интереса.
- Способствовать воспитанию интереса к предмету, прилежания, ответственности.
Методическое оснащение урока:
Материально-техническая база:
- компьютер;
- экран;
- проектор.
Дидактическое обеспечение:
- рабочая тетрадь;
- слайды.
Методы обучения:
- словесный (объяснение, беседа, рассказ);
- иллюстративный (компьютер, презентация);
- практический (решение задач).
Предполагаемый результат:
- знать понятия “прямоугольная система координат”, “абсцисса”, “ордината”, “координаты точки”;
- уметь записывать координаты точки, отмеченной в системе координат, и, наоборот, отмечать в системе координат точку, координаты которой указаны.
Урок 1.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Приветствие учащихся. Укажите из своей жизненной практики, где положение объекта задается при помощи чисел. А как вы узнаете свое место в классе? Определите ряд и парту. Не только в классе нужно знать два числа, чтобы попасть на свое место, но и на координатной плоскости надо знать числа, чтобы найти определенную точку. Прочитайте тему урока. (Презентация. Слайд 1) |
Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Читают тему. Записывают в тетрадях число, тему урока. |
Целеполагание | Что бы вы хотели узнать по данной теме? Сегодня мы должны узнать все о прямоугольной системе координат, выяснить как работать в данной системе, изучить термины, решать задачи по данной теме. |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. Принятие цели. |
Планирование | – А теперь давайте подумаем, как мы построим свою работу на уроке? | Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
Реализация планов | 1. На экране изображен радар, в котором один из
секторов отмечен голубым цветом. – Какие суда сейчас находятся в зоне особого внимания? – А как точно определить их место нахождение, т.е. координаты? На этот вопрос мы ответим в конце урока. 2. Исторические сведения. Более чем за 100 лет до н.э. греческий ученый Гиппарх предложил опоясать на карте земной шар параллелями и меридианами и ввести хорошо теперь известные географические координаты: долготу и широту – и обозначить их числами. Во 2 веке н. эры древнегреческий астроном Клавдий Птолемей уже пользовался долготой и широтой в качестве географических координат. (Слайд 3) В XVII веке французские математики Рене Декарт и Пьер Ферма впервые открыли значение использования координат в математике. Описание применения координат дал в книге “геометрия” в 1637 году Р.Декарт, и поэтому прямоугольную систему координат часто называют декартовой. Слова “абсцисса”, “ордината”, “координаты” первым начал использовать в конце XVII века Готфрид Вильгельм Лейбниц. (Слайд 4) 3. Парой чисел называются два числа, о которых известно, какое из них первое, а какое – второе. Пару чисел, в которой первым числом является х, вторым – у, записывают так: (х;у). Правило на стр.134. (Слайд 5) 4. Разберем пример 2 стр.134-136 (Сайд 6) 5. Определение прямоугольной системы координат. (Слайд 7) 6. Построение координатной плоскости, обозначение. (Слайд 8) 7. Определения осей координат. (Слайд 9). Определение стр. 137. 8. Обозначение на координатной плоскости. (Слайд 10) 9. Определение абсциссы, ординаты точки, координат точки. (Слайд 11), правило стр.137. 10. Происхождение терминов. (Слайд 12) 11. Как определить координаты точки? Работа по слайду 13. 12. Как правильно записать координаты точки? (слайд 14) 13. Повторим все о координатной плоскости. (слайд 15) Вопросы: – Как называется горизонтальная ось? Вертикальная ось? – В какой точке пересекаются оси? – Как называется эта точка? – Две перпендикулярные числовые прямые с общим началом О, образуют …………… – На координатной плоскости отмечена точка М. Определите абсциссу точки М, ординату точки М. – Как называется пара чисел, которой характеризуется точка плоскости? 14. Откройте рабочие тетради на странице 62, № 26.1 (слайд 16). Прочитайте задание, самостоятельно заполните пропуски. 15. Проверим выполненное вами задание. Учащиеся 1го ряда по цепочке зачитывают восстановленный текст задания. – Кто справился с заданием без ошибок? – Кому следует еще раз внимательно прочитать текст учебника? 16. Разберем пример 3 страница 137 по учебнику.(слайд 17). |
Зрительное восприятие слайда Суда А и Д.
Зрительное восприятие слайда
Зрительное восприятие слайда
Зрительное восприятие слайда Чтение правила по учебнику стр.134. Зрительное восприятие слайда Зрительное восприятие слайда, делают вывод. Зрительное восприятие слайда, чтение правила стр. 137
Зрительное восприятие слайда, работа в тетради карандашом
самостоятельно. Чтение с комментированием, обзор рисунка. Вывод. |
Рефлексия | Вернемся к заданию, с которого мы начинали наш урок.
Давайте определим координаты судов по радару и запишем эти координаты
себе в тетрадь. Каждый это выполняет сам. (слайд 18). – Кто уверен, что он правильно определил и записал координаты судов, поднимите руки? – А кто сомневается? – А кто не смог сам записать координаты точек? – Назовите мне координаты точек, которые вы записали в тетрадь? – Кто допустил ошибку при записи? – Над чем нам еще нужно поработать, чтобы не допускать ошибок в дальнейшей работе? |
Зрительное восприятие слайда, запись в тетрадях
координат точек самостоятельно. Учащихся сигнализируют.
Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
Домашнее задание | § 26. прочитать, выучить термины, правила, № 26.1, 26.2. (слайд19) | Зрительное восприятие слайда, запись в дневниках задания. |
Итог | Выставление оценок, поощрение. (слайд20) |
Урок 2.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Мотивация | Приветствие учащихся.(Презентация.
Слайд 1) Как вы в домашнем задании отметили на оси абсцисс число – 3, а на оси ординат – число 2,5? (слайд 2) Как расположились точки А, В, С с абсциссой 5? (слайд 2) Все ли удалось при выполнении домашнего задания? |
Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
Целеполагание | Какие цели мы поставим на этот урок? Что еще вы хотите узнать по данной теме? Сегодня мы продолжим знакомство с прямоугольной системе координат, будем учиться отмечать точки на координатной плоскости и определять координаты заданных точек. |
Ответы учащихся на поставленный вопрос. Принятие цели. |
Планирование | – А теперь давайте подумаем, как мы построим свою работу на уроке? | Ответы учащихся на поставленный вопрос. |
Реализация планов | 1.Давайте подумаем, как правильно отметить точку на
координатной плоскости. Знакомство с правилом страница 137 (слайд 3). 2. Разобрать пример 4 страница 138 (слайд 4). 3. Задание: построить точки С и N по заданным координатам С (-6; 2) и N (5; -6) (слайд 5). Проверьте, правильно ли вы расставили точки? Кто ошибся в ходе выполнения задания? Какую ошибку вы допустили? Что нужно учесть в дальнейшей работе? 4. Координатная плоскость делится на четыре части. Каждая из частей называется четвертью. Номера четвертей рассмотрим на слайде(слайд 4). 5. Задание: Найдите координаты точек Е, В, D (слайд 6). 6. Проверьте, правильно ли вы определили координаты точек? Кто ошибся в ходе выполнения задания? Какую ошибку вы допустили? Что нужно учесть в дальнейшей работе? 7. Задание: постройте точки С, D, Е по заданным координатам. С (3; -2); D (-3; 0); Е (0;5) (слайды 7,8,9).
8. Проверьте, правильно ли вы отметили точки на координатной плоскости? Кто ошибся в ходе выполнения задания? Какую ошибку вы допустили? Что нужно учесть в дальнейшей работе? 9. Рассмотрите внимательно следующий слайд, на котором отмечено 12 точек. Работая в парах, определите координаты каждой точки и распределите их соответственно четверти (слайд 10). 10. Проверим, как вы справились с работой. Назовите, точки которые находятся в первой четверти, назовите их координаты. (во второй, в третьей, четвертой). 11. Работа по учебнику (слайд 11). № 26.4; 26.5; 26.9. № 26.4, 26.5 (самостоятельно) № 26.9 с объяснением у доски. |
Чтение правила по учебнику стр.137. Анализируют пример 4. Работа выполняется в парах.
Проверка работы по слайду. Ответы учащихся на поставленный вопрос.
Зрительное восприятие слайда, запись в тетрадях координатных четвертей. Зрительное восприятие слайда, запись в тетрадях координат точек
(самостоятельно) Ответы учащихся на поставленные вопросы.
Зрительное восприятие слайда, построение в тетрадях точек по координатам (самостоятельно). Проверка работы по слайду.
Ответы учащихся на поставленные вопросы.
Зрительное восприятие слайда. Работа в парах. Проверка работы по вопросам учителя. Группы отчитываются по очереди. |
Рефлексия | Задание:
1) У вас на столах лежат листочки, на которых построена координатная плоскость. Подпишите свой лист и карандашом отметьте произвольно 10 точек, обозначив их буквами латинского алфавита. 2) Обменяйтесь листочками с соседом по парте. 3) Запишите радом с фамилией соседа свою фамилию, а внизу запишите координаты тех точек, которые отметил ваш товарищ. 4) Обменяйтесь листочками и проверьте, правильно ли ваш товарищ определил координаты отмеченных вами точек. 5) Если вы согласны со всеми ответами – оценка 5. Допущена 1 – 2 ошибки – оценка 4. – Что вызвало затруднения в ходе работы? – Над чем еще надо поработать на следующем уроке? |
Построение точек на листах.
Работа в парах. Запись координат точек.
Оценивание работы товарища. Листы с выполненной работой сдают на проверку учителю. Ответы учащихся на поставленные вопросы. |
Домашнее задание | § 26, № 26.21 | Записывают задание в дневниках. |
Итог | Выставление оценок, поощрение. (слайд20) |